Политика в сфере регионального развития и межбюджетных отношений

Автор: u*****@yandex.ru, 26 Ноября 2011 в 12:57, реферат

Описание работы

В рамках формирования конкурентоспособных специализаций и позиционирования регионов на национальном и мировом рынках акиматами областей, города Алматы разработаны и приняты маслихатами стратегии развития (конкурентные стратегии) областей, города Алматы до 2015 года.

Работа содержит 1 файл

polit.doc

— 199.50 Кб (Скачать)

Политика  в сфере регионального развития

и межбюджетных отношений 

     В 2007 году региональное развитие осуществлялось в соответствии с основными приоритетами Стратегии территориального развития Республики Казахстан до 2015 года.

     В рамках формирования конкурентоспособных специализаций и позиционирования регионов на национальном и мировом рынках акиматами областей, города Алматы разработаны и приняты маслихатами стратегии развития (конкурентные стратегии) областей, города Алматы до 2015 года.

     Для выработки предложений и рекомендаций по вопросам преодоления ключевых проблем, препятствующих диверсификации экономики региона, преодолению ее сырьевой направленности, развитию человеческого капитала и физической инфраструктуры, а также подготовки конкретных рекомендаций по проведению общегосударственной политики в указанных сферах во всех регионах созданы Советы по конкурентоспособности при акиматах областей, городов Астаны и Алматы, деятельность которых основана на принципах партнерства государственного и частного секторов.

     Министерством проводится работа по согласованию с  акимами  регионов проектов стратегий  развития (конкурентных стратегий) опорных  городов с определением перспектив позиционирования в региональном и  национальном разделении труда до 2015 года.

     В регионах проводилась работа по активизации экономической деятельности и формированию эффективной экономической специализации.

     В целях повышения конкурентоспособности  регионального бизнеса, обеспечения  организационных и экономических  условий для привлечения инвестиций, а также создания новых производств на базе нерентабельных предприятий и эффективного использования объектов государственной собственности Правительством созданы социально–предпринимательские корпорации. Так в настоящее время в качестве региональных институтов развития начали свою деятельность семь социально–предпринимательских корпораций (СПК) – “Сарыарка”, “Ертіс”, “Жетісу”, “Оңтүстік”, “Тобол”, “Батыс”, “Каспий”.

     Принимаются меры по развитию Щучинско-Боровской  курортной зоны в Акмолинской области, туристского комплекса на берегу Капшагайского водохранилища в Алматинской области и зоны отдыха Кендерли в Мангистауской области, в которых начато строительство туристских центров «Бурабай», «Жаңа Іле» и «Кендерли».

     Кроме того, в целях рациональной застройки и решения вопросов загруженности крупных городов-мегаполисов планируется формирование городов-спутников. В настоящее время пилотными городами по развитию городов-спутников определены Астана и Алматы. В качестве города-спутника города Астаны определен поселок Кощи Целиноградского района. В Алматинской области в рамках проекта G4 City прорабатываются вопросы строительства сети городов–спутников на территориях Илийского, Талгарского районов на развязках трассы Алматы-Капшагай.

     Для обеспечения строительства в городе Астане двух новых центров, на правом и левом берегу в юго-восточном направлении, ведется работа над концепцией корректировки Генерального плана столицы с проведением международной экспертизы. Разработан генеральный план развития села Кощи как города-спутника Астаны, который в настоящее время проходит стадию согласования и утверждения.

     Также проводится работа по уточнению Генерального плана развития                 г. Алматы с учетом формирования системы городов-спутников и создания на прилегающих территориях Алматинской области и в г. Капшагай ряда индустриальных зон.

     С целью развития центров экономического роста (опорных городов) ведется работа по размещению в регионах индустриальных зон, технопарков и специальных экономических зон (далее-СЭЗ).

     Так, помимо существующих 4-х СЭЗ: в Мангистауской  области – «Морпорт Актау» (транспортно-логистический  центр), г. Астане – «Астана – новый город» (строительство), Алматинской области – «Парк информационных технологий» (инновации) и Южно-Казахстанской области – «Онтустик» (развитие текстильной промышленности) Указом Главы государства от 19 декабря 2007 года № 495 создана СЭЗ «Национальный индустриальный нефтехимический технопарк» в Атырауской области.

     Также функционируют региональные технопарки в Алматинской, Карагандинской и Западно-Казахстанской областях и действуют две индустриальные зоны: в городе Астана – производство строительных материалов и в Темиртау – металлургическая промышленность.

     Для развития приграничных территорий в течение 2007 года продолжалась реализация мер по обеспечению деятельности Международного центра приграничного сотрудничества (далее-МЦПС) «Хоргос» в Алматинской области, развитию порта «Актау» Мангистауской области, созданию МЦПС «Таскала - Озинки» в Западно-Казахстанской области.

     В связи с развитием экономики и ростом численности населения, в первую очередь за счет оралманов в Мангистауской области путем изменения границ города Актау, Мангистауского, Каракиянского и Тупкараганского районов создан Мунайлинский район с формированием в нем всех необходимых территориальных структур центральных государственных органов и акимата района.

     В целях обеспечения равного доступа  населения всех регионов к гарантированным  государственным услугам, предоставляемым  за счет бюджетных средств, постановлением Правительства Республики Казахстан от 16 июля 2007 года № 599 утверждена Методика расчетов трансфертов общего характера на 2008-2010 годы в новой редакции, приоритетными направлениями которой являются: стимулирование регионов в экономическом развитии, расширение налогооблагаемой базы и повышение самостоятельности акимов в решении вопросов социально-экономического развития регионов на основе учета численности получателей услуг в регионе, факторов, влияющих на изменение расходов в зависимости от специфики того или иного региона.

     На  основе данной Методики разработан и  принят Указом Главы государства  от 27 ноября 2007 года № 5- IV ЗРК Закон Республики Казахстан «Об объемах трансфертов общего характера между республиканским и областными бюджетами, бюджетами города республиканского значения, столицы на 2008-2010 годы».

     В целях обеспечения нормальных условий  жизнеобеспечения в сельской местности, создания условий для дальнейшего  устойчивого экологического и социально-экономического развития проблемных территорий продолжаются реализация Государственной программы развития сельских территорий на 2004 - 2010 годы, Программ по комплексному решению проблем Приаралья на 2007 - 2009 годы и развитию города Семипалатинска Восточно-Казахстанской области на 2006 - 2008 годы, реализована Программа по комплексному решению проблем бывшего Семипалатинского испытательного ядерного полигона на 2005-2007 годы. 

Задачи  на 1 квартал 2008 года

        Глава Государства в своем  Послании «Новый Казахстан в  новом мире» от 28 февраля 2007 года одним из важнейших направлений территориального развития страны определил формирование и начало работы региональных центров экономического роста и конкурентоспособности.

В соответствии с данным поручением Программой Правительства  на 2007-2009 годы и Общенациональным планом по реализации основных положений Посланий Главы государства определены основные направления территориального развития  страны.

      В связи с этим в рамках реализации Стратегии территориального развития в 1 квартале 2008 года необходимо продолжить:

  реализацию Стратегий развития областей, города Алматы до 2015 года и Стратегий развития опорных городов до 2015 года;

      работу  по активизации деятельности социально-предпринимательских  корпораций. При участии СПК, МИТ совместно с акционерным обществом «Қазына» необходимо продолжить работы по организации индустриальных зон, в соответствии с «Перечнем индустриальных зон, которые будут сформированы в 2007-2009 годах с участием государства», утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2007 года № 1331 и начать их наполнение значимыми инвестиционными проектами;

      дальнейшую  реализацию комплекса мер по развитию туристических зон;

      проведение работ по совершенствованию генеральных планов крупных городов, с целью упорядочения их застройки учитывать перспективы развития и роста с учетом формирования агломераций и современных норм и требований градостроительства;

      реализацию  комплексных мер, направленных на решение  проблем экологически неблагополучных  и сельских территорий;

      активное  сотрудничество исполнительных органов с акционерными обществами «Самрук», «Қазына» и «КазАгро» для реализации «прорывных» проектов в регионах.

      В целях усиления потенциала приграничных территорий и активного развития приграничной торговли также предстоит продолжить работу по:

 созданию  Международного центра приграничного  сотрудничества, транспортно-логистического  центра «Западные ворота Казахстана»  и специальной экономической  зоны на границе Таскалинского  района Западно-Казахстанской области  и Озинского района Саратовской области;

      дальнейшее  активное развитие международного центра приграничного сотрудничества «Хоргос» и международного морского торгового порта «Актау» и порта  «Курык». 

      Кроме того, при формировании республиканского бюджета на 2008 год необходимо обеспечивать решение первоочередных проблемных вопросов регионов, порученных Главой Государства и Премьер-Министром Республики Казахстан по итогам рабочих поездок в регионы. 

ИТОГИ социально-экономического развития регионов по итогам 2007 года 

     В январе-декабре 2007 года по данным акиматов областей, городов Астаны и Алматы социально-экономическое развитие регионов выглядит следующим образом. 

     В промышленности в 2007 году по сравнению с 2006 годом рост объемов промышленного производства отмечен во всех регионах республики, за исключением Карагандинской области. Наибольший прирост достигнут в городе Астане (на 21,7%), Акмолинской (на 19,8%), Западно-Казахстанской (12,5%), Жамбылской (на 9%) областях, а также в г. Алматы (на 9,2%).

    Высокие темпы прироста отмечены также в Костанайской, Восточно-Казахстанской, Павлодарской и Южно-Казахстанской областях. Снижение производства промышленной продукции наблюдалось в Карагандинской (на 0,7%).

     Среднереспубликанский уровень промышленного производства был превышен в 9 регионах.

     В Акмолинской области  объем производства промышленной продукции  за январь-декабрь 2007 года составил  136,3 млрд. тенге и индекс физического объема промышленной продукции – 119,8 %.

     Значительный  рост объема производства обеспечен реализацией ряда крупных инвестиционных проектов и успешным освоением вновь введенных мощностей.

     В горнодобывающей отрасли увеличена  добыча щебня в 2,2 раза, глины - в 1,6 раза, природных песков – в 1,9 раза.

     АО  «Алексеевский доломитовый рудник»  на 41,5% увеличена добыча доломита, потребителем которого является АО «Арселор Миттал Стил» (г. Караганда).

     Степногорским горно-химическим комбинатом в отчетном году добыто 465 тыс. тонн молибденовых руд Шорского месторождения, что почти в 2 раза превысило объем добычи 2006 года, выпуск молибденового концентрата увеличен в 2,1 раза.

     В обрабатывающей промышленности опережающими темпами развивались стройиндустрия, химическая отрасль, урановое производство, производство пищевых продуктов, машиностроение.

     В машиностроении, как одной из базовых отраслей промышленности региона и занимающей доминирующую долю в общем объеме производства, индекс физического объема товарной продукции составил 109,8%.

     Рост  обусловлен увеличением выпуска  грузовых автомобилей на 34,1% (АО «КамАЗ-Инжиниринг»), подшипников для железнодорожного транспорта на 14,4% (АО «Степногорский подшипниковый завод»), объема оказываемых услуг по ремонту электровозов на 14,5% (АО «Байтерек-А»).

Информация о работе Политика в сфере регионального развития и межбюджетных отношений