Пенсионный фонд Российской Федерации принципы его функционирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 05:30, курсовая работа

Описание работы

Целью написания работы является изучение Пенсионного фонда Российской Федерации в теоретическом и практическом плане, а также определение направлений совершенствования деятельности Пенсионного фонда Российской Федерации в соответствии с проводимой пенсионной реформой.
Для реализации поставленной цели, по мнению автора, необходимо решить следующие задачи:
-проследить развитие государственного пенсионного обеспечения в России;
-провести анализ показателей доходов и расходов бюджета ПФР;
-показать возможные пути реформирования пенсионной системы Российской Федерации.

Содержание

Введение
Глава 1. Внебюджетные фонды РФ. Экономика внебюджетных фондов РФ
История возникновения и развития пенсионного страхования в России
Виды государственных пенсий и условия их назначений
Источники формирования и расходования средств ПФР
Глава 2. анализ доходов и расходов бюджета ПФР на пенсионное обеспечение в 2008 – 2010 гг. Плановый проект бюджета ПФР на 2011 – 2012 гг
2.1 Анализ доходов бюджета ПФР в 2008 – 2010
2.2 Анализ расходов на пенсионное обеспечение в 2008 – 2010 гг
2.3 Плановый проект бюджета ПФР на 2011 – 2012 гг
Глава 3. совершенствование деятельности ПФР: программа государственного софинансирования пенсии
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

gtyc.docx

— 51.31 Кб (Скачать)

В части  организационной структуры управления деятельностью по назначению и выплате  государственных пенсий сохранена  прежняя система – через государственные  органы социального обеспечения  населения, сейчас – органы социальной защиты населения .

Если  задаться вопросом, а какая же пенсионная система существует на данный момент, то в ответ на него сводится к  неудовлетворительным оценкам существующей пенсионной системы. Основные претензии,  выдвигающиеся к ней это:

- крайне  низкие размеры пенсии с позиций  их покупательной способности,  которые не обеспечивают достаточной  жизни пенсионеров;

- система  продолжает функционировать в  режиме социальной помощи, ей  не присущ страховой характер. Заработная плата, получаемая  во время трудовой деятельности, только в малой степени (10-20%) находит отражение в назначаемой пенсии. При этом средне - и высоко оплачиваемые слои трудозанятого населения считают такой порядок социально несправедливым, так как при одном и том же проценте страховых отчислений в Пенсионный фонд (28+1%) с заработной платы в 500 и 5 тысяч рубле размер  пенсии будет одним и тем же около 400 рублей;[ ]

- такая  система пенсионного обеспечения  «непрозрачная», непонятна и ненадёжная  для пенсионеров, так как не  гарантирует фиксированных и  прогнозируемых в долгосрочной  перспективе размеров пенсий.

Начиная с 1991 года основную финансовую нагрузку несут работодатели – около 90% всех расходов. В итоге роль и функции всех субъектов пенсионных отношений кардинально изменились, однако совершенно не перетерпела изменении распределительная функция системы. Размер пенсий не зависит от объёма страховых платежей, итак называемая  «уравниловка» не только сохранилась но и приобрела ещё больше масштабы.

Ключевые  этапы истории ПФР 1990-2010 гг.

1990 год: Создание Пенсионного фонда Российской Федерации 
Пенсионный фонд Российской Федерации был образован 22 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР №442-1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России, денежные средства которого не входят в состав федерального бюджета, других бюджетов и фондов и изъятию не подлежат. Создание Фонда решало две важнейшие задачи. Первая – средства пенсионной системы выводились из государственного бюджета и становились сферой самостоятельного бюджетного процесса. Поэтому изначально ПФР приобрел статус самостоятельного государственного социального фонда, был определён целевой характер денежных средств ПФР, и закреплен запрет на их изъятие из бюджета ПФР на другие цели. И вторая – основным источником финансирования пенсионных выплат стали страховые взносы и платежи, которые уплачивали работодатели и наемные работники.

Изначально ключевой функцией ПФР  был сбор страховых взносов и  направление их на финансирование выплаты  пенсий по старости, инвалидности и  по случаю потери кормильца.

1992 год: Первые шаги по организации процесса назначения и выплаты пенсий

В Московской области на базе регионального  отделения ПФР впервые произошло  объединение основных функций по пенсионному обеспечению: сбор, аккумуляция  страховых взносов, финансирование расходов на выплату государственных  пенсий и назначение, перерасчет, выплата  пенсий.

Созданная в Московской области  модель управления пенсионным обеспечением населения получила название «единая пенсионная служба». Из «пилотного» этот проект  вскоре стал массовым. В 2000 году единые пенсионные службы действовали в 22 субъектах Российской Федерации.

Указом Президента Российской Федерации  «О мерах по совершенствованию управления государственным пенсионным обеспечением в Российской Федерации» 2000 года рекомендовано  субъектам РФ передать полномочия по выплате государственных пенсий Пенсионному фонду. По состоянию  на 1 июля 2001 года во исполнение Указа  Президента Российской Федерации Пенсионный фонд заключил соглашения о передаче полномочий по назначению и выплате  государственных пенсий с 60 субъектами Российской Федерации. Было образовано 930 учреждений системы ПФР со статусом юридического лица, в том числе 856 управлений ПФР, 71 отдел ПФР и 3 центра по выплате пенсий, в которых уже  обслуживалось свыше 14,6 млн. пенсионеров.

Так формировалась единая централизованная система органов управления средствами обязательного пенсионного страхования  в Российской Федерации.

1995 год: Создание системы индивидуального (персонифицированного) учета

Инновационный проект индивидуального (персонифицированного) учета сведений о пенсионных правах каждого гражданина был начат Пенсионным фондом Российской Федерации в 1995 году с согласия Правительства Российской Федерации в пяти субъектах Российской Федерации. Показатели, определяющие пенсионные права граждан, стали фиксироваться не в момент их обращения за назначением пенсии, как было до 1995 года, а в реальном времени их трудовой деятельности.

Персональные данные накапливаются  и хранятся в Пенсионном фонде  Российской Федерации в электронной  форме с применением современных  средств защиты информации.

Данные персонифицированного учета  в «пилотном» режиме стали использоваться для назначения пенсий с 1998 года. К 2000 году работающее население страны было полностью охвачено персонифицированным учетом.* Система переучета стала информационной и технологической платформой всех последующих изменений в пенсионной системе. Сегодня в ней накоплено более 12 терабайт информации.

Система персонифицированного учета  позволила решить одну из главных  задач пенсионной реформы – включение  гражданина Российской Федерации в  процесс формирования своей будущей  пенсии путем его информирования о состоянии индивидуального  лицевого счета и предоставления права на выбор перевода накопительной  части в управляющую компанию или НПФ.[6]

2002 год: Реформа пенсионной системы России

С 1 января 2002 года запущен механизм преобразований пенсионной системы. Принятие пакета пенсионных законов[5] открыло дорогу для формирования в стране современной и эффективной пенсионной системы, способной обеспечить старшему поколению достойные условия жизни. [5]

Впервые в истории в основу пенсионной системы России были положены страховые  принципы. Существовавшая распределительная  система начисления пенсий была дополнена  накопительной частью пенсии и персонифицированным  учетом страховых обязательств государства  перед каждым гражданином. Размер пенсии в новой пенсионной модели определяется, прежде всего, не стажем работника, как  было до 2002 года, а его реальным заработком и размером отчислений в ПФР, производимых работодателем. Это дает возможность  гражданам самим влиять на размер своей будущей пенсии.

Принятыми законами было предусмотрено, что обязательное пенсионное страхование  осуществляется страховщиком, которым  является Пенсионный фонд Российской Федерации. В его обязанности, наряду с индивидуальным учетом сведений о  гражданах, застрахованных в системе  обязательного пенсионного страхования, вошло назначение, перерасчет, индексация всех видов пенсии и обеспечение ее своевременной выплаты, управление и контроль за инвестированием пенсионных накоплений граждан. Однако с введением ЕСН функция администрирования страховых взносов перешла к Министерству по налогам и сборам.

2004 год: Создание клиентских служб Пенсионного фонда

Новые принципы работы пенсионной системы  потребовали внедрения новых  стандартов взаимодействия с гражданами. В отделениях ПФР начали создаваться  самостоятельные отделы по работе с  обращениями граждан, а в территориальных  управлениях – специализированные группы по приему населения. Это позволило  регламентировать сам процесс приема населения, повысить ответственность  специалистов за консультацию и выданные рекомендации, организовать учет и  ежедневный анализ обращений граждан.

В то же время Пенсионный фонд искал  способы для повышения эффективности  этой работы и новые варианты развития взаимодействия с населением. В результате было принято решение о создании клиентских служб, которые должны были существенно повысить качество и  скорость обслуживания обратившихся граждан. В том числе – за счет использования  современных технологий: информационные автоматы, электронные очереди, прием  населения по принципу «одного окна»  и т.д. Первые клиентские службы появились  в Республике Татарстан, в Республике Башкортостан и в Республике Бурятия. Уже в 2004 году начался процесс  создания и развития клиентских служб  во всех территориальных органах  ПФР. К 2005 году клиентские службы действовали  практически во всех регионах России.

2005 год: Новые функции. Социальные выплаты

В 2005 года на Пенсионный фонд были возложены  функции по начислению и выплате  гражданам ежемесячных денежных выплат и реализации их прав на получение  государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг. Со временем к ним прибавилась функция  назначения и выплаты дополнительного  ежемесячного материального обеспечения  инвалидам и ветеранам Великой  Отечественной войны и их вдовам.

Для учета прав граждан на получение  ежемесячных денежных выплат, социальных услуг Пенсионный фонд Российской Федерации  осуществляет ведение Федерального регистра лиц, имеющих право на получение  государственной социальной помощи.

2007 год: Новые функции. Материнский капитал

На Пенсионный фонд Российской Федерации  возложена выдача государственных  сертификатов на материнский (семейный) капитал и выплата средств  капитала. Изначально предполагалось, что первые деньги на реализацию сертификата  на МСК будут направляться не ранее 2010 года, поскольку закон не предусматривал возможность распоряжения средствами МСК до достижения трехлетнего возраста второго ребенка. Однако в конце  2008 г. в связи со сложной экономической ситуацией законодательно было принято решение направлять средства материнского (семейного) капитала на погашение жилищных кредитов семьи, независимо от возраста ребенка. В кратчайшие сроки ПФР провел всю необходимую подготовительную работу, и уже в январе 2009 года этот процесс был запущен.

2008 год: Новые функции. Программа государственного софинансирования пенсии.

В октябре 2008 года ПФР начал принимать заявления  от граждан о вступлении в Программу. С 1 января 2009 года стартовал второй этап Программы, в рамках которого участники  приступить к платежам на накопительную  часть своей будущей трудовой пенсии. За первый год участники  Программы перечисли в фонд своей  будущей пенсии 2,5 миллиарда рублей. Все взносы, поступившие от граждан, взносы работодателей, уплаченные в  пользу своих сотрудников, а также  взносы государства на софинансирования Пенсионный фонд сначала разносит по индивидуальным лицевым счетам россиян-участников Программы, а затем передает их в управляющие компании и негосударственные пенсионные фонды по выбору граждан.

В марте 2010 года Пенсионный фонд Российской Федерации запустил «прямую линию» по вопросам участия в Программе  государственного софинансирования пенсии. Цель проекта – предоставить гражданам  максимально полную информацию о  Программе, ответить на часто задаваемые вопросы как потенциальных, так  и уже действующих участников Программы.

2009-2010 гг.: Дальнейшее совершенствование пенсионной системы

Летом 2009 года был приняты новые  пенсионные законы*, которые с 1 января 2010 года в значительной степени изменили российскую пенсионную систему. Перед  Пенсионным фондом, получившим ряд  дополнительных функций, встали новые  серьезные задачи.

Так, единый социальный налог (ЕСН) заменен  страховыми взносами в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального  страхования Российской Федерации, в федеральный и территориальные  фонды обязательного медицинского страхования. При этом функция администрирования  взносов в ПФР и ФОМС передана от налоговых органов ПФР. В кратчайшие сроки было разработано и внедрено программное обеспечение, необходимое  для эффективного взаимодействия со страхователями, разработаны формы  и регламенты отчетности.

Новое законодательство определило ряд  мер, направленных на искоренение бедности среди пенсионеров – валоризацию  пенсий (переоценку расчетного пенсионного  капитала с учетом «советского» трудового  стажа) и введение социальной доплаты  до уровня прожиточного минимума пенсионера в регионе. ПФР в считанные  месяцы произвел перерасчет пенсий 36 миллионов  пенсионеров в связи с валоризацией, причем у 11,6 миллионов пенсионеров  сведения о трудовом стаже были дополнены  на основе индивидуальной работы с  людьми и архивными документами. Совместно с органами социальной защиты регионов территориальные органы ПФР определили уровень материального  обеспечения пенсионеров (с учетом всех видов регулярных социальных выплат). 5,1 миллиона человек получили федеральную либо региональную доплату к пенсии, в результате чего уровень их доходов стал не ниже прожиточного минимума пенсионера в регионе его проживания.

С 2006 года бюджет ПФР возрос более  чем в 3 раза и в 2010 году составит 4,7 триллиона рублей, а это 10,8% ВВП  страны.

На повестке второй этап модернизации российской пенсионной системы –  реформа накопительного компонента трудовой пенсии.

 

1.2 Виды государственных пенсий  и условий государственного назначения

 

Настоящим Законом устанавливаются трудовые и социальные пенсии. В связи с  трудовой и иной общественно полезной деятельностью, засчитываемой в  общий трудовой стаж называется следующей  пенсии:

- пенсия  по старости (по возрасту) ;

- пенсия  устанавливается рабочим, служащим, колхозникам по достижении ими определённого возраста (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет) и при наличии соответствующего трудового стажа (не менее 25 лет для мужчин, и не менее 20 лет – для женщин).

Информация о работе Пенсионный фонд Российской Федерации принципы его функционирования