Особенности предоставления финансовой помощи из федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 09:18, курсовая работа

Описание работы

Целями курсовой работы является рассмотрение понятия финансовая помощь федерального бюджета и основные вопросы, связанные с важностью данного вопроса, применением и использованием.
Основные задачи, которые предполагается решить в ходе курсовой работы:
рассмотреть структуру бюджетной системы России и роль федерального бюджета в ее составе;
рассмотреть виды финансовой помощи и условия ее оказания;
отследить динамику предоставления финансовой помощи из федерального бюджета России за последние 5 лет;
выявить основные тенденции, основные проблемы и указать возможные пути их решения на примере федерального бюджета Российской Федерации.

Содержание

Введение 2
1. Федеральный бюджет как часть бюджетной системы Российской Федерации 4
1.1 Особенности бюджета и бюджетной системы РФ 4
1.2 Уровни бюджетной системы 8
2. Особенности предоставления финансовой помощи из федерального бюджета РФ 14
2.1 Формы предоставления финансовой помощи федерального бюджета РФ 14
2.2 Анализ динамики предоставления финансовой помощи из федерального бюджета России в период с 2004-2008 гг. 22
Заключение 27
Список литературы 30
Приложение 1 32

Работа содержит 1 файл

Особенности предоставления фин.помощи из фед.бюджета.doc

— 184.50 Кб (Скачать)

     Межбюджетные  отношения бюджетной системы  России сформированы в соответствии с концепцией реформирования межбюджетных отношений в Российской Федерации в 1999-2001 гг., когда были заложены основы новой системы оказания финансовой помощи из федерального бюджета субъектам Российской Федерации.

     Система финансовой помощи бюджетам других уровней  направлена на выравнивание бюджетной  обеспеченности регионов (муниципалитетов) при одновременном создании стимулов для проведения на региональном (местном) уровне рациональной и ответственной налогово-бюджетной политики и повышении эффективности бюджетных расходов. Исходя из этого, она соответствует следующим основным требованиям:

  1. разделение финансовой помощи в зависимости от поставленных целей и механизмов распределения на текущую и инвестиционную, а также выравнивающую и "стимулирующую";
  2. выделение в составе текущей помощи дотаций, субвенций и субсидий как основных форм финансовой поддержки;
  3. распределение финансовой помощи должно проводиться по единой методике на основе прозрачных формул с проверяемыми (воспроизводимыми) расчетами и  объективных критериев бюджетной обеспеченности регионов либо заранее установленных условий и процедур конкурсного отбора;
  4. в расчетах бюджетной обеспеченности не должны использоваться отчетные данные о фактически произведенных бюджетных расходах (необходима объективная и прозрачная оценка относительных различий в расходных потребностях в расчете на душу населения или потребителя бюджетных услуг) и фактически поступивших (начисленных) налоговых доходах (необходимы методы сравнения налогового потенциала различных территорий с учетом уровня и структуры развития региональной экономики);
  5. методики и процедуры распределения финансовой помощи должны быть установлены федеральными законами и принимаемыми на их основе нормативно-правовыми актами Правительства Российской Федерации;
  6. жесткость бюджетных ограничений: утверждение всего объема финансовой помощи конкретным регионам (муниципалитетам) законом о соответствующем бюджете (в абсолютных цифрах), ограничения на перечисление в течение бюджетного года средств, не распределенных между регионами (муниципалитетами) законом о бюджете;
  7. максимально возможная стабильность (предсказуемость) объема и принципов распределения финансовой помощи, позволяющая субъектам Федерации (муниципальным  образованиям) самостоятельно прогнозировать для себя основной объем получаемой финансовой поддержки на среднесрочную перспективу;
  8. установление на федеральном уровне общих принципов и требований к формам и механизмам выравнивания бюджетной обеспеченности муниципальных образований.

     В соответствии с этими требованиями финансовая помощь из федерального бюджета субъектам Российской Федерации будет предоставляться через 5 фондов: Фонд финансовой поддержки субъектов Российской Федерации, Фонд компенсаций, Фонд софинансирования социальных расходов, Фонд регионального развития и Фонд реформирования региональных финансов.

     Фонд  финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации - регионов (ФФПР) является в качестве основного по объему, методологии и формированию исходных данных канала распределения финансовой помощи субъектам Федерации.

     Созданный в 2001 г. Фонд компенсаций используется для предоставления субъектам Федерации целевой финансовой помощи (субвенций и субсидий) на реализацию федеральных законов, как правило, предусматривающих социальные выплаты (пособия) или льготы отдельным категориям населения. При этом обязательства региональных и местных бюджетов по социальным выплатам и льготам, установленные федеральными законами, но не обеспеченные средствами Фонда компенсаций, должны быть сокращены с одновременным расширением прав субъектов Федерации самостоятельно регулировать, в предусмотренных федеральным законодательством случаях, состав и уровень принимаемых к финансированию расходов в размере не менее  выделенной из Фонда компенсаций субвенции (субсидии). Распределение субвенций Фонда компенсаций будет проводятся между всеми без исключения субъектами Федерации, вне зависимости от их уровня бюджетной обеспеченности, пропорционально численности соответствующих категорий населения (с учетом, в необходимых случаях, коэффициентов удорожания бюджетных услуг).

     Фонд  софинансирования социальных расходов (ФССР) создан для стимулирования субъектов Федерации поддерживать на определенном уровне предоставление (финансирование) основных общественных услуг. Средства (субсидии) ФССР должны распределяться между всеми без исключения субъектами Федерации для долевого финансирования (частичного возмещения) приоритетных социально-значимых расходов (прежде всего, на образование, здравоохранение, культуру, социальное обеспечение, социальную помощь населению) при соблюдении определенных условий.

     Финансовая  помощь субъектам Российской Федерации на поддержку инвестиций в региональную инфраструктуру сосредоточена в рамках Фонда регионального развития, который должен объединять средства, распыленные между программами развития регионов. Общие принципы распределения субсидий Фонда регионального развития:

  • целевая поддержка капитальных вложений в общественную инфраструктуру;
  • софинансирование капитальных вложений из бюджетов субъектов Федерации;
  • определение долгосрочных квот субъектов Федерации на основе формализованной методики и объективных критериев;
  • соблюдение субъектами Федерации федеральных стандартов инвестиционного процесса.

     Фонд  развития региональных финансов формируется за счет средств займа Международного банка реконструкции и развития (МБРР). Средства данного Фонда (субсидии) предоставляются отобранным на конкурсной основе субъектам Федерации при условии выполнения ими программ реформ в бюджетной сфере.

     Хотя  в бюджетном законодательстве РФ провозглашена самостоятельность бюджетов разных уровней бюджетной системы, собственных источников доходов для многих регионов явно недостаточно для финансирования расходов регионального и местного характера, поэтому большое значение имеет финансовая помощь из федерального центра. В таких условиях представляется целесообразным продолжить практику предоставления финансовой помощи субъектам РФ, находящимся в сложном финансовом положении, на строго формализованной основе в рамках методов, доказавших свою эффективность на практике. При этом реформа межбюджетных отношений и оказание финансовой помощи должны проводиться таким образом, чтобы способствовать возникновению у регионов стимулов к обеспечению ответственного управления бюджетами.

     Порядок предоставления и расчета конкретных размеров дотаций определяется федеральным законом.

     Субвенции и субсидии региональным бюджетам предоставляются на финансирование следующих целевых расходов:

  • расходов по федеральным целевым программам;
  • капитальных расходов;
  • расходов, передаваемых из бюджетов других уровней;
  • иных целевых расходов.

     Порядок их предоставления и расчета определяются специальным федеральным законом либо законом о федеральном бюджете.

     Целевые бюджетные ссуды привлекаются субъектами РФ для финансирования кассовых разрывов, обусловленных сезонным характером затрат либо сезонным характером поступлений доходов, на срок до шести месяцев на возмездных и безвозмездных условиях. Цели предоставления ссуд, условия их оплаты и возврата определяются законом о федеральном бюджете.

     Если  ссуды не погашены до конца года, остаток непогашенной ссуды погашается за счет средств финансовой помощи, оказываемой региональному бюджету в очередном году. Если же региональный бюджет не получает финансовой помощи в очередном году, непогашенная часть бюджетной ссуды погашается за счет отчислений от федеральных налогов и сборов, зачисляемых в региональный бюджет.

     Порядок предоставления бюджетных ссуд из федерального бюджета определяется Правительством РФ.

     Предоставление  финансовой помощи бюджету субъекта РФ дает контрольному органу Минфина РФ, Счетной палате РФ право проводить проверку регионального бюджета. Проверка проводится в обязательном порядке, если субъект РФ получает помощь, превышающую 50 % расходов его консолидированного бюджета.

     В случаях принятия органами государственной  власти субъектов РФ решений, приводящих к нарушению порядка зачисления в федеральный бюджет доходов от уплаты федеральных налогов, сборов и иных доходов, а также иным образом нарушающих положения бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах, Правительство РФ вправе:

  • приостанавливать и уменьшать финансирование из федерального бюджета федеральных программ и мероприятий, осуществляемых на территориях соответствующих субъектов РФ,
  • перечисление средств, предусмотренных разделом «Финансовая помощь бюджетам других уровней» функциональной классификации расходов бюджетов РФ, и иных средств федерального бюджета к перечислению в бюджеты субъектов РФ, а также предоставление бюджетных ссуд и бюджетных кредитов;
  • прекращать выдачу лицензий и квот на экспорт;
  • приостанавливать поставку продукции, поступающей централизованно из государственных ресурсов.

     Правительство РФ вправе направить средства, высвобождаемые по названным основаниям, на оказание дополнительной финансовой помощи бюджетам субъектов РФ в связи со сложной социально-экономической ситуацией в субъектах РФ.

     Система межбюджетных взаимоотношений включает отношения не только между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов РФ, но и внутри субъектов РФ — между региональными и местными бюджетами. Организация межбюджетных отношений органов местного самоуправления и органов государственной власти субъектов РФ осуществляется на основе федеральных законов и законов субъектов РФ.

    1. Анализ  динамики предоставления финансовой помощи из федерального бюджета  России в период с 2004-2008 гг.
 

     Таблица 1 – Динамика размера финансовой помощи федерального бюджета РФ

План  федерального бюджета, млн. руб. 2004 2005 2006 2007 Откл 2007 к 2004 гг,%
Доходы 2 742 850 3 326 041 5 046 137 7 443 923 271,39%
Расходы 2 659 400 3 047 929 4 270 115 6 531 389 245,60%
в том числе          
Финансовая  помощь 254 583 249 364 331 230 453 198 178,02%
Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов  Российской Федерации 175 811 189 876 228 167 260 418 148,12%
Федеральный фонд софинансирования социальных расходов 3 000 22 998 26 180 35 621 1187,37%
Фонд  реформирования региональных и муниципальных  финансов 1 252 600 1 412 1 967 157,11%
фонд  регионального развития  25 072 2 504 2 680 6 390 25,49%
Федеральный фонд компенсаций  49 448 33 386 72 791 148 802 300,93%
Доля  финансовой помощи федерального бюджета в общих расходах,% 9,57% 8,18% 7,76% 6,94% 72,48%

Информация о работе Особенности предоставления финансовой помощи из федерального бюджета