Основы прогнозирования и планирования доходов бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Августа 2013 в 18:43, контрольная работа

Описание работы

Доходы бюджетов выражают экономические отношения, возникающие между государством и предприятиями, организациями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением– денежные средства, которые аккумулируются в бюджетный фонд.
Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта- ВВП– между различными участниками общественного воспроизводства, а с другой– выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной государством стоимости, поскольку последняя (стоимость) используется для формирования бюджетных фондов и по существу представляет собой цену общественных благ и услуг, предоставляемых государством.

Содержание

1. Экономические и правовые основы формирования доходов бюджетов…………………………………………………………………….……3
2. Основы прогнозирования и планирования доходов бюджета……..13
Список использованной литературы……………………………….…17

Работа содержит 1 файл

КНР Правовая основа планирования доходов бюджета.docx

— 38.55 Кб (Скачать)

 

Содержание

 

1. Экономические и правовые основы формирования доходов бюджетов…………………………………………………………………….……3

2. Основы прогнозирования и планирования доходов бюджета……..13

Список использованной литературы……………………………….…17

 

  1. Экономические и правовые основы формирования доходов бюджетов

 

Доходы бюджетов выражают экономические отношения, возникающие  между государством и предприятиями, организациями и гражданами в  процессе формирования бюджетного фонда  страны. Формой проявления этих экономических  отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций  и населения в государственный  бюджет, а их материально-вещественным воплощением– денежные средства, которые аккумулируются в бюджетный фонд.

Бюджетные  доходы,  с  одной  стороны,  являются  результатом  распределения стоимости  общественного  продукта-  ВВП–  между различными  участниками общественного воспроизводства,  а с другой– выступают объектом  дальнейшего распределения сконцентрированной  государством  стоимости,  поскольку последняя (стоимость)  используется  для формирования  бюджетных фондов  и по  существу представляет собой цену общественных благ и услуг, предоставляемых государством.

Доходы бюджетов, согласно Бюджетному кодексу РФ(РазделII), формируются в соответствии  с бюджетным и налоговым законодательством РФ.  Это денежные средства,  поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии  с законодательством РФ в распоряжение органов государственной власти РФ, субъектов РФ  и органов местного  самоуправления  (ст.6).  В доходах бюджетов  могут быть частично централизованы доходы, зачисляемые в бюджеты других уровней бюджетной системы РФ  для целевого  финансирования  централизованных  мероприятий,  а также безвозмездные перечисления.  Обособленно в составе доходов бюджетов учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

БК РФ определяет виды доходов  бюджетов(ст.41): налоговые и неналоговые доходы; безвозмездные и безвозвратные перечисления.

Среди доходов бюджетов приоритетное место занимают налоговые доходы. Налоги- это центральный институт доходов бюджетов. Именно налоги, доказывает мировая практика, являются главным направлением мобилизации средств в бюджет. Конечно, государство может использовать  для  покрытия  расходов  займы,  но  их  необходимо  возвращать  и  уплачивать проценты, а это требует дополнительных налоговых поступлений. Кроме того, государство может  прибегнуть  к  денежной  эмиссии,  но  это  приведет  к  инфляции  и  серьезным экономическим последствиям. В результате остается главный источник доходов– налоги.

Налоговый кодекс РФ, вступивший в силу1 января1999 г., дает определения  налога и тесно  примыкающего  к  нему,  но  все  же  отличного  от  него  сбора(ст.8).  Под  налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических  лиц  в  форме  отчуждения  принадлежащих  им  на  праве  собственности,  хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и(или) муниципальных образований.

Выделенные слова вступили в силу с1 января2005 г. (ФЗ от20.08.2004 №120-ФЗ).

Под сбором понимается обязательный взнос, взимаемый с организаций  и физических лиц,  уплата  которого  является  одним  из  условий  совершения  в  отношении  плательщиков сборов  государственными  органами,  органами  местного  самоуправления,  иными уполномоченными  органами  и  должностными  лицами  юридически  значимых  действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений(лицензий).

Налоговый  кодекс  РФ  содержит  перечень  принципов  налогообложения,  на основе которых  строится и функционирует налоговая  система РФ. К ним относятся:

Организационные принципы(принципы налогового федерализма) - единства налоговой политики, единства системы налогов, разграничения полномочий в области налогообложения;

Юридические  принципы  (принципы  налогового  права) –  законности,  ясности налогового законодательства, толкования его в  пользу плательщика, отрицания обратной силы налогового закона, приоритета норм налогового законодательства, приоритета международных норм;

Экономические  принципы  –  всеобщности  налогообложения,  экономической обоснованности налогообложения, недопущения дискриминации налогоплательщиков, равного налогового бремени при  равной способности к уплате налогов

К налоговым доходам относятся  предусмотренные налоговым законодательством  РФ федеральные, региональные и местные  налоги и сборы, а также пени и  штрафы

К федеральным налогам  и сборам с1 января2005 г. относятся:

1) налог на добавленную  стоимость; 

2) акцизы;

3) налог на доходы физических  лиц; 

4) единый социальный налог; 

5) налог на прибыль  организаций; 

6) налог на добычу полезных  ископаемых;

7) налог на наследование  или дарение; 

8) водный налог; 

9) сборы за пользование  объектами животного мира и  за пользование объектами водных  биологических ресурсов;

10) государственная пошлина. 

К региональным налогам относятся:

1) налог на имущество  организаций; 

2) налог на игорный  бизнес;

3) транспортный налог. 

К местным налогам относятся:

1) земельный налог; 

2) налог на имущество  физических лиц. 

Если  анализировать  доходы  бюджетной  системы  РФ  с  точки  зрения  реального наполнения ее денежными ресурсами, то становится очевидным, что основным источником формирования  доходного  потенциала  бюджетной  системы  страны  действительно  являются налоговые поступления.

На протяжении довольно длительного  времени, по данным таблицы, доля налоговых  доходов  в  консолидированном  бюджете  страны  оставалась  преобладающей,  хотя  стала наблюдаться  тенденция  ее  незначительного  понижения,  исключение  составил2000 г.  В определенной степени это можно объяснить  как результат проводимой налоговой  реформы,  основной  целью  которой  является  снижение  налоговой  нагрузки  на  экономику.  Но  анализ динамики относительных характеристик  этих показателей делает подобный вывод  не столь очевидным

Необходимо  отметить  и  то  обстоятельство,  что  анализ  динамики  доходов консолидированного  бюджета  РФ  свидетельствует  о  существенной  проблеме,  а  именно:  в последние  годы  наблюдается  снижение  уровня  доходности  бюджетной  системы  в  целом, измеряемой показателем  доходов консолидированного бюджета  в процентах к ВВП. При этом опережающий  рост  доли  налоговых  изъятий  в  ВВП  по  сравнению  с  ростом  самого  ВВП свидетельствует  о том, что реальное налоговое  бремя на экономику не уменьшается, несмотря на  то,  что  налоговые  нововведения  последних  лет  во  многом  направлены  на  сокращение налогового  потенциала  бюджетной  системы,  главным  образом,  за  счет  ее  регионального  уровня

Необходимость  сохранения  объема  доходов  бюджетной  системы  в  условиях продолжения налоговой  реформы и снижения налоговой  нагрузки на экономику предполагает в ходе формирования доходов бюджетной  системы и федерального бюджета активизацию работы по  дальнейшему  выявлению  и  использованию  дополнительных  финансовых  ресурсов.

Радикальное увеличение доходной части бюджета означает, что соответствующая  политика должна выполнить два условия.

1) Повышение  эффективности   государственного  регулирования   экономики  требует значительного  увеличения объема бюджетных  средств. 

2) Необходимо  снижение  налоговой  нагрузки,  поскольку   уже  при  ее  сегодняшнем  уровне практически невозможно  стимулировать инвестиции и экономический  рост.

Многолетние  дискуссии  по  этим  проблемам  до  настоящего  времени  не  привели  к прогрессу  в их решении. На практике по-прежнему доминирует фискальный подход, который  сдерживает развитие реального сектора  экономики.

Согласованное  решение  этих  двух  взаимоисключающих,  на  первый  взгляд,  задач возможно при наличии политической воли. В  экономике имеются два сектора– льготный и теневой,  которые полностью или частично  свободны  от  налогового  бремени.  Их  доля  в реальном  хозяйственном обороте достигает,  по  оценкам, 70%.  Таким образом,  имеется принципиальная возможность увеличения доходов бюджета в2 раза при сокращении в1,5-2 раза налогового бремени для российских товаропроизводителей в целом

Рассмотрим следующий  вид доходов – неналоговые  доходы. К неналоговым доходам  относятся(п.4 ст.41 БК РФ):

-  доходы  от  использования   имущества,  находящегося  в   государственной  или муниципальной   собственности,  после  уплаты  налогов  и  сборов,  предусмотренных  законодательством о налогах  и сборах;

-  доходы  от  платных   услуг,  оказываемых  бюджетными  учреждениями, находящимися в ведении  соответственно федеральных органов  исполнительной власти, органов  исполнительной власти субъектов  РФ, органов местного самоуправления, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;

-  средства,  полученные  в  результате  применения  мер  гражданско-правовой, административной  и  уголовной  ответственности,  в  том  числе  штрафы,  конфискации, компенсации, а также  средства, полученные в возмещение  вреда, причиненного Российской  Федерации,  субъектам  РФ,  муниципальным  образованиям,  и  иные  суммы  принудительного  изъятия; 

-  доходы  в  виде  финансовой  помощи,  полученной  от  бюджетов  других  уровней  бюджетной системы РФ, за исключением  бюджетных ссуд и кредитов

К безвозмездным и безвозвратным  перечислениям(Пункт5 ст.41БК РФ) относятся перечисления в виде:

- финансовой помощи из  бюджетов других уровней в  форме дотаций и субсидий;

- субвенций  из  Федерального  фонда  компенсаций  и(или) из  региональных  фондов компенсаций;

- субвенций из местных  бюджетов бюджетам других уровней; 

- иных безвозмездных и  безвозвратных перечислений между  бюджетами  бюджетной системы РФ;

- безвозмездных и безвозвратных  перечислений из бюджетов государственных  и(или) территориальных государственных внебюджетных фондов;

- безвозмездных  и   безвозвратных  перечислений  от  физических  и  юридических   лиц, международных  организаций   и  правительств  иностранных   государств,  в  том  числе добровольных пожертвований.

В доходах бюджетов учитываются:

1. средства,  получаемые  в  виде  арендной  либо  иной  платы  за  сдачу  во  временное владение  и  пользование  или  во  временное  пользование  имущества,  находящегося  в государственной или муниципальной собственности;

2. средства, получаемые в  виде процентов по остаткам  бюджетных средств на счетах  в кредитных организациях;

3. средства, получаемые от  передачи имущества, находящегося  в государственной или муниципальной собственности, под залог, в доверительное управление;

4. плата за пользование  бюджетными средствами, предоставленными  другим бюджетам, иностранным государствам  или юридическим лицам на возвратной  и платной основе;

5. доходы в виде прибыли,  приходящейся на доли в уставных(складочных) капиталах хозяйственных  товариществ  и  обществ,  или  дивидендов  по  акциям,  принадлежащим  РФ, субъектам РФ или муниципальным образованиям;

До1 января2005 г. БК РФ в ст. 41 включал абзац пятый: “иные неналоговые доходы”, который утратил силу Пункт5 ст. 41 вступил в силу в силу с1 января2005 г.

6.  часть  прибыли   государственных  и  муниципальных   унитарных  предприятий, остающаяся  после уплаты налогов и иных  обязательных платежей;

7. другие предусмотренные  законодательством РФ доходы  от использования имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности. 

Указанные доходы от использования  имущества, находящегося в государственной  или муниципальной  собственности,  включаются  в  состав  доходов  соответствующих  бюджетов после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.

Доходы  бюджетного  учреждения,  полученные  от  предпринимательской  или  иной деятельности,  приносящей  доход,  после  уплаты  налогов  и  сборов,  предусмотренных законодательством  о  налогах  и  сборах,  в  полном  объеме  учитываются  в  смете  доходов  и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг.

Информация о работе Основы прогнозирования и планирования доходов бюджета