Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Марта 2012 в 10:55, реферат

Описание работы

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого. На протяжении столетий его формирование и распределение вызывает жаркие споры и постоянные дискуссии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы. 4
2. Федеральный бюджет. 8
3. Региональные бюджеты. 10
4. Местные бюджеты. 12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 15
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 17

Работа содержит 1 файл

бюджет.doc

— 79.00 Кб (Скачать)

Через эти бюджеты общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Бюджет это реальные ресурсы, которые находятся в распоряжении органов власти и используются на экономическое и социальное развитие территории. Как  и все бюджеты, региональный бюджет состоит из доходов и расходов. Именно доходы бюджетов формируют основу региональных финансовых ресурсов, обеспечивают материальную базу для выполнения возложенных на региональные органы власти соответствующих функций. Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным и налоговым законодательством Российской Федерации.

Таким образом, именно доходы региона, обеспечивающие жизнедеятельность и функционирование субъекта, определяют в целом экономический смысл его существования, и поэтому вопросы, относящиеся к проблеме формирования доходов экономических субъектов, будут актуальны.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Местные бюджеты

Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.

Местные бюджеты – один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. Ст. 14 БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных в предметам ведения местного самоуправления.

За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительны расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 %  превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей.  Очевидно, что для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти.

Важнейшие направления государственной политики финансируются не с федерального, а с местного уровня. В качестве одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно.

В целях восстановления финансовой основы местного самоуправления, нормализации бюджетов муниципальных образований и, соответственно, восстановления дееспособности органов местного самоуправления необходимо внесение изменений в действующее федеральное законодательство. Подобные изменения должны соответствовать определенным принципам, например:

                  расходные полномочия местных бюджетов должны быть обеспечены соответствующими доходами;

                  расходы по финансированию вопросов местного значения должны быть обеспечены преимущественно доходами местных налогов и неналоговых доходов, закрепленными на постоянной основе и поступающими в местные бюджеты непосредственно от налогоплательщиков;

                  к местным налогам, в первую очередь, следует относить налоги, которые максимально эффективно могут быть собраны только на местном уровне;

                  расходы на выполнение основных государственных полномочий должны быть обеспечены долями отчислений от федеральных и региональных налогов – закрепляемыми за муниципальными образованиями на постоянной основе и зачисляемыми в бюджет непосредственно от налогоплательщиков;

                  система “выравнивания” бюджетной обеспеченности в субъектах федерации должна быть закреплена федеральным законодательством;

                  система межбюджетных отношений должна в полной мере распространяться на все три уровня бюджетной системы;

                  при разработке единой методологии расчетов и обеспечения минимальных местных бюджетов актами федерального законодательства должны быть закреплены: минимальные социальные стандарты; обязательность казначейского исполнения местных бюджетов (это еще больше ограничит финансовую самостоятельность местного самоуправления, однако поможет стабилизировать бюджеты муниципальных органов); передача на местный уровень налогов, на формирование базы которых оказывает реальной влияние деятельность муниципальных властей.

Если данные принципы будут реализованы в федеральном законодательстве, то муниципальные образования получат мотивацию к увеличению доходной части бюджетов всех трех уровней, стабильные и определенные условия бюджетного финансирования. Однако любые решения, связанные с финансированием деятельности органов местного самоуправления должны быть, в первую, очередь сориентированы на нынешнее положение муниципальных образований.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В своем нынешнем виде российская система бюджетного устройства далека от идеальной. Ресурсы для ее совершенствования практически исчерпаны, необходима реформа налогово-бюджетных взаимоотношений между федеральными, региональными и местными органами власти, но реформа не революционная, а эволюционная, предполагающая поэтапное решение конкретных проблем, таких как:

      в использовании бюджетных ресурсов нет экономической эффективности, потому что у региональных и особенно местных властей отсутствуют стабильные доходные источники, а распределение финансовой помощи наказывает регионы, повышающие собственные доходы и сокращающие нерациональные расходы;

      не достигается социальная справедливость, поскольку финансовая поддержка регионов не имеет четкой стратегии критериев выравнивания межрегиональных различий;

      разграничения доходных источников между уровнями бюджетной системы является нестабильным. Возможность ежегодного изменения нормативов отчислений от федеральных налогов дестимулирует региональные и местные власти развивать экономическую и налоговую базу территорий;

      распределение финансовой помощи регионам, а внутри регионов – муниципальным образованиям остается субъективным. Значительная часть финансовой помощи вообще распределяется без утверждения в соответствующем бюджете. “ Формализованная”  же часть финансовой поддержки фактически ориентируется на восполнение превышения расходов над доходами;

      самое же главное в том, что у региональных и местных властей в рамках действующей системы нет достаточных стимулов и заинтересованности проводить рациональную, “прозрачную” и ответственную бюджетную политику.

Эти проблемы в равной степени относятся и к отношениям федерального бюджет с бюджетами субъектов Федерации и к межбюджетным отношениям внутри регионов. Органы власти и управления каждого уровня должны обладать реальной налогово-бюджетной самостоятельностью и нести полную ответственность за ее использование. С этой точки зрения в настоящее время в наиболее уязвимом положении находятся именно органы местного самоуправления. Без радикального реформирования взаимоотношений между региональными и местными бюджетами (с учетом региональных особенностей, но в рамках единой стратегии) бюджетное устройство России не будет по настоящему устойчивым.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Годин А,М, Горегляд В.П. Подпорина И.В. Бюджетная система РФ: Учебник. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2007.

2.      Бюджетная система Российской Федерации: Учебник/ Под ред. Г.Б.Поляка-М.:Юнити, 2005

3. Задорнов М.М. Финансовая политика государства и возможности ее реализации// Финансы.- 2008.

4. Лимонов А.М. «Местное самоуправление в Российской Федерации»:      учебное пособие – М., Издательство: Книжный мир, 2007.

5.      Финансы: Учебник/ Под ред. А.М.Ковалевой – М.: Ф и С, 2008.

 



Информация о работе Основы бюджетного устройства и построения бюджетной системы