Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 10:40, контрольная работа
Цель контрольной работы – обозначить задачи бюджетного процесса, установить круг участников бюджетного процесса и их полномочия. А также рассмотреть стадии бюджетного процесса в целом и по отдельности, на каждом уровне бюджетной системы: федеральном, региональном и уровне муниципальных образований в соответствии с действующим бюджетным законодательством.
1. Понятие бюджетного процесса, состав и полномочия его участников 4
2. Стадии бюджетного процесса 6
2.1 Составление проектов бюджетов 6
2.2 Рассмотрение и утверждение бюджетов 8
2.3 Исполнение бюджетов 12
2.4 Составление и утверждение отчета об исполнении бюджета 13
Заключение 15
Список литературы 16
Центральный банк РФ до 26 августа текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно – кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период.
Одновременно указанный законопроект представляется Президенту РФ.
В течение суток со дня внесения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в Государственную Думу Совет Государственной Думы направляет его в комитет Государственной Думы, ответственный за рассмотрение бюджета (Комитет по бюджету), для подготовки заключения о соответствии представленных документов и материалов требованиям Бюджетного кодекса РФ.
Совет Государственной Думы на основании заключения Комитета по бюджету принимает решение о том, что проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается к рассмотрению Государственной Думой либо подлежит возвращению в Правительство РФ на доработку. Указанный законопроект подлежит возвращению на доработку в Правительство РФ, если состав представленных документов и материалов не соответствует требованиям бюджетного кодекса РФ. Доработанный законопроект со всеми необходимыми документами и материалами должен быть представлен в Государственную Думу Правительством РФ в десятидневный срок и рассмотрен Советом Государственной Думы.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение трех дней направляется Советом Государственной Думы в комитеты Государственной Думы для внесения замечаний и предложений, а также в Счетную палату РФ на заключение.
Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в трех чтениях.
Первое чтение. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 30 дней со дня его внесения Государственную Думу Правительством РФ. При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждается его концепция, прогноз социально – экономического развития РФ, в том числе указываемые в федеральном законе о федеральном бюджете прогнозируемый объем валового внутреннего продукта и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета, и основные направления бюджетной и налоговой политики.
Второе чтение. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении в течение 35 дней со дня его принятия в первом чтении. Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются: перечень главных администраторов доходов федерального бюджета, перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета, распределение между сегментами РФ межбюджетных трансфертов, программа предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов и т.д.
Третье чтение. Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в третьем чтении в течение 15 дней со дня его принятия во втором чтении. При рассмотрении в третьем чтении в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренным отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении, утверждаются ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода. Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.
Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой.
Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 5 дней со дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования в СМИ. [1]
Исполнение бюджета – совокупность операций по формированию и использованию средств бюджета. Исполнение бюджета организуется на основе сводной бюджетной росписи и кассового плана.
Сводная бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется финансовым органом в целях организации исполнения бюджета по расходам бюджета и источникам финансирования дефицита бюджета.
Кассовый план – прогноз кассовых поступлений в бюджет кассовых выплат из бюджета в текущем финансовом году.
Кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством. Для этого Федеральное казначейство открывает в Центральном банке РФ счета, чрез которые все кассовые операции по исполнению бюджетов осуществляются Федеральном казначейством либо органом государственной власти субъект РФ.
Исполнение бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ осуществляется уполномоченными исполнительными органами на основе бюджетной росписи. Бюджетная роспись – документ, который составляется и ведется главным распорядителем бюджетных средств целях исполнения бюджета по расходам.
Бюджетные росписи составляются в соответствии с бюджетными ассигнованиями, утвержденными сводной бюджетной росписью, и лимитами бюджетных обязательств.
Лимит бюджетных обязательств – объем прав в денежном выражении на принятие бюджетным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Учет операций по исполнению бюджета, осуществляемых участниками бюджетного процесса в рамках их бюджетных полномочий, производится на лицевых счетах, открываемых в Федеральном казначействе или финансовом органе субъекта РФ (муниципального образования).
Таким образом, процедура исполнения бюджетов по расходам предусматривает: принятие бюджетных обязательств; подтверждение денежных обязательств; санкционирование оплаты денежных обязательств; подтверждение исполнения денежных обязательств.
Исполнение бюджета по источникам финансирования дефицита бюджета осуществляется главными администраторами, администраторами источников финансирования дефицита бюджета в соответствии со сводной росписью. Санкционирование оплаты денежных обязательств по погашению источников финансирования дефицита бюджета осуществляется в порядке, установленным финансовым органом.
До последнего рабочего дня текущего финансового года включительно орган, осуществляющий кассовое обслуживание исполнения бюджета, обязан оплатить санкционированные к оплате в установленном порядке бюджетные обязательства в пределах остатка средств на едином счете бюджета. Не использованные получателями бюджетных средств остатки бюджетных средств, находящиеся не на едином счете бюджета, не позднее двух последних рабочих дней текущего финансового года подлежат перечислению получателями бюджетных средств на единый счет бюджета. [2]
Отчет об исполнении бюджета содержит данные об исполнении бюджета по доходам, расходам и источникам финансирования дефицита бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ.
Годовые отчеты об исполнении федерального бюджета, бюджета субъекта РФ, местных бюджетов подлежат утверждению соответственно федеральным законом, законом субъекта РФ, муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования.
Правительство РФ направляет не позднее 15 июня текущего финансового года в Счетную палату РФ годовой отчет об исполнении федерального бюджета и иные документы, подлежащие представлению в Государственную Думу одновременно с годовым отчетом об исполнении федерального бюджета.
Высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ представляет отчет об исполнении бюджета субъекта РФ не позднее 15 апреля текущего года. Местная администрация представляет отчет об исполнении местного бюджета для подготовки заключения на него не позднее 1 апреля текущего года.
Орган государственного (муниципального) финансового контроля готовит заключение на отчет об исполнении бюджета на основании данных внешней проверки годовой бюджетной отчетности главных администраторов бюджетных средств.
Заключение на годовой отчет об исполнении бюджета представляется органом государственного (муниципального) финансового контроля в законодательный представительный орган с одновременным направлением соответственно в Правительство РФ, высший исполнительный орган государственной власти субъекта РФ, местную администрацию.
Одновременно с годовым отчетом об исполнении бюджета представляются проект закона (решения) об исполнении бюджета, иная бюджетная отчетность об исполнении соответствующего бюджета и бюджетная отчетность об исполнении соответствующего консолидированного бюджета, иные документы, предусмотренные бюджетным законодательством РФ. [3]
По результатам рассмотрения годового отчета об исполнении бюджета законодательные (представительный) орган принимает решение об утверждении либо отклонении закона (решения) об исполнении бюджета.
Законом (решением) об исполнении бюджета утверждается отчет об исполнении бюджета за отчетный финансовый год с указанием общей суммы доходов, расходов и дефицита (профицита) бюджета.
Бюджетный процесс - регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю над их исполнением, осуществлению бюджетного учета, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. [4]
Соответственно контрольная работа должна раскрыть все моменты, указанные в определении бюджетного процесса. В первую очередь я обозначила задачи бюджетного процесса, то есть, указала для чего необходима деятельность участников данного процесса. Затем определила самих участников бюджетного процесса, а также их полномочия.
Далее подробно рассмотрела все стадии бюджетного процесса. Составление проекта бюджета осуществляется органами исполнительной власти, которые на этом этапе определяют объём бюджета, с учётом параметров налоговой и денежно-кредитной политики, основные направления расходования средств. Следующим этапом бюджетного процесса является процедура его рассмотрения и принятия закона (решения) о бюджете. Завершающая стадия это исполнение закона (решения) о бюджете, которая включает контроль над исполнением бюджетов, осуществление бюджетного учёта и бюджетной отчётности. На каждом уровне бюджетной системы Российской Федерации бюджетный процесс осуществляется самостоятельно с учётом действующего законодательства.
1. Александров И.М. Бюджетная система РФ: Учебник – 2-е изд-е – М.: Издательство торговая корпорация «Дашков и К», 2007. – 486с.
2. Бюджетная система РФ: Учебное пособие/ В.Н.Папело, А.Н. Голошевская – Новосибирск: СибАГС, 2009 – 347с.
3. Бюджетная система РФ: Хрестоматия для дистанционного обучения/Сост. Д.П. Пупенко. – Новосибирск: СибАГС, 2003. – 83с.
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации (принят Государственной Думой 17 июля 1998 г.), в редакции, вступившей в силу с 1 января 2008 года. – М.: ТК Велби, изд-во Проспект, 2007. – 256 с.
5. Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: учебно–практическое пособие. – М.: Московский государственный университет экономики, статистики и информатики.2008.- 234с.