Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Апреля 2012 в 10:01, реферат
Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.
Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ
Бюджетные отношения в государстве осуществляются на базе определенных правовых норм, совокупность которых образует бюджетное право. Предметом регулирования бюджетного права являются бюджетные отношения, возникающие в связи с формированием бюджетов, распределением и использованием бюджетных средств.
Бюджетное право является важнейшей частью финансового права и состоит из общей и особенной частей.
Общую часть бюджетного права образуют нормы, закрепляющие самые общие принципы и методы деятельности органов государственного управления и местного самоуправления в бюджетной сфере, а также основные полномочия субъектов бюджетных правоотношений.
Субъектами бюджетных правоотношений являются:
К бюджетным правоотношениям относятся:
Нормы общей части бюджетного права конкретизируются в особенной части.
Источниками бюджетного права являются нормативные правовые акты различной юридической силы, которые можно условно разделить на две группы:
Основным источником бюджетного права в РФ является Конституция РФ. Конституция устанавливает форму государственного устройства РФ и принципы взаимодействия федерального центра и субъектов федерации (ст. 5). В главе 3 Конституции, посвященной федеративному устройству России, определяются предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения.
Предметы ведения Российской Федерации, субъектов РФ и совместного ведения
Предметы ведения РФ | Предметы совместного ведения РФ и субъектов РФ | Предметы ведения субъектов РФ |
Принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов, контроль за их соблюдением | Обеспечение соответствия
конституций и законов |
Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ субъекты РФ обладают всей полнотой государственной власти |
Регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина; гражданство в РФ; регулирование и защита прав национальных меньшинств; | Защита прав и свобод человека и гражданина; защита прав национальных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режим пограничных зон | |
Установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности; формирование федеральных органов государственной власти | Установление
общих принципов организации
системы органов |
|
Федеральная государственная собственность и управление ею | Разграничение государственной собственности | |
Установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития РФ | В разграничение государственной собственности опросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами | |
Установление
правовых основ единого рынка; финансовое,
валютное, кредитное, таможенное регулирование,
денежная эмиссия, основы ценовой политики;
федеральные экономические |
Природопользование; охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охрана памятников истории и культуры | |
Федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральные фонды регионального развития | Установление общих принципов налогообложения и сборов в РФ | |
Федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе | Общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры, физической культуры и спорта | |
Внешняя политика и международные отношения РФ, международные договоры РФ; вопросы войны и мира | Координация международных и внешнеэкономических связей субъектов РФ, выполнение международных договоров РФ | |
Внешнеэкономические отношения РФ; | Координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальное обеспечение | |
Оборона и безопасность; оборонное производство; определение порядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другого военного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств и порядок их использования | Осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий | |
Определение статуса и защита государственной границы, территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономической зоны и континентального шельфа РФ | Административное,
административно- |
|
Судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование; гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальное законодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности | Кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариаткадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура, нотариат | |
Федеральное коллизионное право | Защита исконной среды обитания и традиционного образа жизни малочисленных этнических общностей | |
Федеративное устройство и территория РФ | ||
Метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическая система и исчисление времени; геодезия и картография; наименования географических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет | ||
Государственные награды и почетные звания РФ | ||
Федеральная государственная служба |
Кроме того, в Конституции (ст. 132) закреплено право органов местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет.
В развитие основных
положений в сфере бюджетного
права, закрепленных в Конституции РФ,
издаются и специальные законодательные
акты, составляющие собственно бюджетное
законодательство РФ.
Бюджетное законодательство включает в себя Бюджетный кодекс РФ и принятые в соответствии с ним:
Бюджетный кодекс РФ
Федеральный закон
“Бюджетный кодекс РФ” был принят
в 1998 году и является важнейшим документом,
регулирующим бюджетные правоотношения.
В первой части Бюджетного кодекса
фиксируются определения базовых понятий
бюджетного права, компетенция органов
государственной власти РФ, субъектов
РФ и органов местного самоуправления
в области регулирования бюджетных правоотношений.
Компетенция органов
власти различных уровней в области бюджетных
правоотношений
Компетенция органов власти РФ | Компетенция органов власти субъектов РФ | Компетенция органов местного самоуправления |
Установление общих принципов организации и функционирования бюджетной системы РФ | Установление
порядка составления и |
Установление
порядка составления и |
Разграничение
налогов и других доходов между
уровнями бюджетной системы, а также
распределение в порядке |
Составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов РФ и консолидированных бюджетов субъектов РФ, утверждение и исполнение бюджетов субъектов РФ, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении бюджетов субъектов РФ и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов | Составление и рассмотрение проектов местных бюджетов, утверждение и исполнение местных бюджетов, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов |
Разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ | Распределение доходов от региональных налогов и сборов, иных доходов субъектов РФ между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами | Определение порядка направления в местные бюджеты доходов от использования муниципальной собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов |
Определение
основ составления и |
Определение порядка направления в бюджет субъекта РФ доходов от использования собственности субъекта РФ, доходов от налогов и сборов субъекта РФ, иных доходов бюджета субъекта РФ | Определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов |
Определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации | Разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами | Предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов |
Определение
основ осуществления |
Установление
совместно с органами государственной
власти РФ порядка и условий |
Определение порядка
осуществления муниципальных |
Установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов | Определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам | Осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом |
Составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов | Предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта РФ местным бюджетам | |
Установление федеральными законами порядка осуществления заимствований РФ, субъектами РФ и органами местного самоуправления, управления долгом РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления | Установление
порядка и условий |
|
Осуществление государственных заимствований РФ и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом РФ | Определение перечня и порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов РФ | |
Установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов | Осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта РФ и управление государственным долгом субъекта РФ | |
Осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов | ||
Установление
порядка и условий |
||
Предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам | ||
Установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов | ||
Установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг | ||
Утверждение бюджетной классификации РФ | ||
Установление единых форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ | ||
Формирование,
обеспечение погашения и |
||
Определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью | ||
Установление
оснований и порядка |
Вторая часть
Бюджетного кодекса РФ называется “Бюджетная
система РФ” и описывает
Среди прочих федеральных законов, относящихся к источникам бюджетного права необходимо выделить Федеральный закон “О бюджетной классификации РФ”.
Бюджетной классификацией называют группировки доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников финансирования дефицитов бюджетов. Бюджетная классификация обеспечивает сопоставимость показателей всех уровней бюджетной системы РФ.
Определение и состав бюджетной классификации описаны в Бюджетном кодексе РФ, в то время как подробное описание каждой из группировок приводится в ФЗ “О бюджетной классификации РФ”.
Бюджетная классификация включает в себя следующие виды группировок:
Классификация доходов бюджетов РФ
Доходы бюджетов РФ подразделяются на группы, подгруппы, статьи и подстатьи.
Группами бюджетных доходов являются:
Каждая из групп включает в себя ряд подгрупп. Например, группа налоговых доходов включает в себя такие подгруппы как:
В рамках подгрупп выделяют статьи и подстатьи.
Функциональная классификация расходов бюджетов РФ
Функциональная классификация является группировкой расходов бюджетов всех уровней и отражает направления бюджетных средств на реализацию основных функций государства. Функциональная классификация расходов включает в себя четыре уровня. Первый уровень – разделы, отражающие направления расходования бюджетных средств на реализацию основных функций государства. Примеры разделов функциональной классификации расходов:
В пределах разделов выделяют подразделы, конкретизирующие направления расходования бюджетных средств. Например, в рамках раздела “образование” бюджетные средства направляются на дошкольное образование, общее образование, начальное профессиональное образование и т.д., которые являются подразделами раздела “Образование” функциональной классификации расходов.
Третий уровень функциональной классификации расходов составляют целевые статьи, которые отражают финансирование расходов бюджетов по конкретным направлениям деятельности главных распорядителей средств бюджетов в пределах подразделов функциональной классификации. В качестве примеров целевых статей, выделяемых в рамках раздела “образование” функциональной классификации можно назвать “ведомственные расходы на образование”, а также расходы на реализацию федеральных целевых программ “Дети России” и “Молодежь России”.
Наконец, четвертым уровнем функциональной классификации являются виды расходов, которые детализируют направления расходования бюджетных средств в пределах целевых статей. Так, например, видом расходов в рамках целевой статьи “ведомственные расходы на образование” подраздела “дошкольное образование” раздела “образование” функциональной классификации расходов является финансирование “детских дошкольных учреждений”.
Информация о работе Организационно-правовые основы бюджетной системы РФ