Автор: Дмитрий Иванов, 30 Сентября 2010 в 18:19, статья
Начиная с 1990-х годов, когда были сделаны первые шаги на пути к преобразованию системы бюджетного федерализма, российское правительство провело несколько реформ (последнюю - в 2003 г.), направленных на регулирование финансовых основ местного самоуправления. Вместе с тем неоднократные изменения первоначального плана действий, недостаточно высокое качество управления на местном уровне и снижающийся политический вес местных органов власти негативно сказываются на стабильности и предсказуемости российской системы муниципальных финансов.
На наш взгляд, основными недостатками этой системы являются возрастающая зависимость муниципалитетов от межбюджетных перечислений, а также почти полное отсутствие налоговой автономии. Кроме того, в рамках политики федерального правительства до сих пор не удалось решить проблемы существенного несоответствия доходных источников и расходных полномочий муниципальных образований. Мы также отмечаем значительное расхождение между формальными фискальными правилами и фактическими финансовыми процедурами. При этом ограниченные управленческие возможности обуславливает низкую бюджетную прозрачность местных органов власти, а возрастающее участие регионов в исполнении муниципальных полномочий негативно влияет на уровень их подотчетности населению.
Бюджетные реформы середины 2000-х годов способствовали некоторому упорядочению административного статуса муниципальных образований и более четкому разграничению их доходных источников и расходных полномочий. Кроме того, федеральное правительство систематизировало законодательство, способствующее повышению эффективности межбюджетных перечислений с регионального уровня на местный.