Обеспечение прозрачности в бюджетной сфере

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2012 в 09:37, контрольная работа

Описание работы

Цель работы – изучить обеспечение прозрачности в бюджетной сфере.
В связи с поставленной целью в процессе работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть историю и сущность прозрачности в бюджетной сфере;
- определить принцип прозрачности бюджетных процессов;
- проанализировать современные технологии обеспечения прозрачности в бюджетной сфере .

Содержание

Введение 3
1. История и сущность прозрачности в бюджетной сфере 4
1.1. История вопроса 5
1.2. Роль прозрачности бюджетного процесса 7
2. Принцип прозрачности бюджетных процессов 8
3. Современные технологии обеспечения прозрачности в бюджетной сфере 10
3.1. Государственный бюджет он-лайн 12
3.2. Информационные технологии для государственного финансового контроля 13
Заключение 14
Список литературы 15

Работа содержит 1 файл

бюджетная сист РФ.doc

— 96.50 Кб (Скачать)

Ю.А. Крохина  также рассматривает принципы бюджетной  системы как принципы бюджетного права. Примечательно, что определение принципов бюджетного права очень близко к вышеприведенному. Согласно точке зрения Ю.А. Крохиной, "принципы бюджетного права - теоретические обоснованные и нормативно закрепленные основополагающие начала (идеи, требования) сущности бюджетного права, составляющие его главное содержание, определяющие общую направленность правового регулирования бюджетной деятельности государства и муниципальных образований и направляющие бюджетную деятельность на достижение стоящих перед ней целей и задач".7

Во многом схожая позиция сформулирована М.В. Тулуповой, которая рассматривает принципы бюджетной системы в качестве принципов бюджетного права. Важным отличием этого подхода в определении  существа принципов бюджетной системы  является указание в нем, помимо прочего, механизма реализации принципов бюджетной системы как принципов права. Так, относя принципы бюджетной системы к принципам бюджетного права, М.В. Тулупова определяет принципы бюджетного права как "основополагающие и руководящие идеи, выраженные в виде правоположений и определяющие содержание бюджетно-правового регулирования, выступающие во многих случаях высшим критерием правомерности поведения участников бюджетных правоотношений, бюджетно-правовых норм, бюджетных законоположений (элементы, из которых состоят тексты законов, иных нормативных правовых актов)".8 Автор рассматриваемой работы полагает, что принципы бюджетной системы, являясь принципами бюджетного права, могут использоваться только в качестве критерия правомерности поведения участников бюджетных правоотношений, бюджетно-правовых норм, бюджетных законоположений. При этом автор не считает принципы бюджетной системы, закрепленные в гл. 5 БК РФ, нормами права и утверждает отличие принципов бюджетного права от норм права.

Таким образом, большинство исследователей рассматривают принципы бюджетной системы как принципы бюджетного права.

 

3. Современные технологии обеспечения прозрачности в бюджетной сфере

3.1. Государственный бюджет он-лайн

 

Для повышения информационной открытости, в частности, для распространения официальных данных о финансово-экономическом состоянии, государственные организации в последнее время все активнее используют интернет. Появляется все больше web-страниц региональных и муниципальных органов власти. На административных интернет-ресурсах можно найти данные по инвестиционным проектам предприятий, объявления об аукционах, продаже государственного имущества или конкурсах на участие в госзаказе.

Однако уровень финансовой информационной открытости государственных web-сайтов пока не очень высок. На региональных web-ресурсах наиболее полно законы о бюджете представлены на сайтах Москвы, Санкт-Петербурга, Нижегородской и Ярославской областей. При этом качество и полнота представленных отчетов об исполнении законов о бюджете серьезно различаются. Нередко в размещенных на официальных сайтах законах о бюджете и об исполнении бюджета не хватает отдельных приложений, без которых нельзя провести анализ финансовых потоков региональной администрации.

Таким образом, региональные и местные бюджеты в настоящий момент остаются недостаточно прозрачными, отсутствует целостная система мониторинга состояния и качества управления государственными и муниципальными финансами, результаты которой были бы доступны не только органам власти разных уровней, но и широкой общественности, инвесторам и различным заинтересованным субъектам.

Большинство административных ресурсов также открывают информацию для всеобщего доступа, необходимую  для присвоения кредитного рейтинга. Это сайты региональных органов власти и их структурных подразделений, сайты территориальных органов федеральной власти и неофициальные региональные страницы, на которые нет прямых ссылок с официального сайта субъекта Федерации, — например, страница Комитета муниципальных займов Москвы.

Одним из основных факторов, препятствующих дальнейшему повышению  рейтингов российских региональных и местных органов власти, по оценкам Standard & Poor's, является отсутствие в  настоящий момент прозрачной системы  сдержек и противовесов и низкий уровень подотчетности региональных и местных органов власти.9 Тем не менее, агентство отмечает заметное повышение стабильности и предсказуемости российской системы межбюджетных отношений в ходе последних реформ. Одним из основных достижений при этом, становится внедрение трехлетнего финансового планирования/бюджетирования для региональных и муниципальных органов власти, которое значительно способствует повышению прозрачности и предсказуемости региональных и муниципальных финансов.

3.2. Информационные технологии для государственного финансового контроля

 

С развитием информационных технологий в управлении стало возможным  в полной мере обеспечить открытость бюджета. Новые отечественные информационные технологии позволяют довести информацию о бюджете до всех заинтересованных сторон. Системный подход, технология интеграции информационных ресурсов и мониторинг деятельности всех участников бюджетного процесса способствуют реализации концепции прозрачного бюджета и обеспечивают возможность в реальном масштабе времени контролировать расходы и доходы каждого бюджетополучателя. При этом ИТ-система мониторинга является уникальной как для каждого этапа бюджетного процесса – составление проекта бюджета, его рассмотрение и утверждение, исполнение, составление отчета об исполнении бюджета и его утверждение,—так и для всех бюджетополучателей и всех участников бюджетного процесса. На основе данных такого мониторинга можно выявлять и предотвращать финансово-экономические злоупотребления, а также осуществлять прогнозирование и анализ.

На современном этапе  создание единого информационного  пространства государственного финансового  контроля в условиях формирования законодательства в этой области превращается в  многоэтапный процесс. Постепенно происходит расширение функциональных и технических возможностей, реализация вертикальных и горизонтальных связей с базами данных всех участников бюджетного процесса, образуется ядро единого информационного пространства контрольно-счетных органов России, а, в дальнейшем, всех финансовых и правоохранительных органов.

Анализ содержания задач  финансового контроля, их сложность, масштабность и многогранность показывают, что оптимизировать подготовку и  процедуру проведения бюджетного анализа  в современных условиях можно  только посредством единой электронной системы, имеющей доступ к информации о финансово-хозяйственной деятельности всех органов исполнительной власти, предприятий, учреждений и организаций.

Создание единой информационной системы в области государственных  финансов позволит не только осуществлять эффективное управление финансово-хозяйственной деятельностью в масштабах всей страны, но и будет являться инструментом предупреждения возможных нарушений. Использование такой системы позволит решить вопросы информационного взаимодействия правоохранительных и финансовых органов, которые обеспечивают экономическую безопасность страны.10

Прозрачность бюджетного процесса и вовлечение всех заинтересованных лиц в этот процесс помогают как  гражданскому обществу, так и органам  исполнительной и законодательной  ветвей власти в более эффективной совместной работе, а также являются критерием оценки правильности использования бюджетных ресурсов. Фундаментальный принцип «прозрачности работы государственных органов» – основа успешного развития государства.

 

 

Заключение

 

В процессе работы было изучено обеспечение прозрачности в бюджетной сфере.

В результате были решены следующие задачи:

- рассмотрена  история и сущность прозрачности в бюджетной сфере;

- определен  принцип прозрачности бюджетных процессов;

- проанализированы современные технологии обеспечения прозрачности в бюджетной сфере .

Исходя из всего  вышесказанного, хотелось бы сделать  некоторые выводы.

Прозрачность  бюджета и бюджетного процесса –  это:

• четкость роли и функций органов управления в бюджетной сфере;

• открытость подготовки и исполнения бюджета и бюджетной отчетности;

• открытый доступ для общественности к информации о бюджетном процессе и бюджете;

• наличие условий  для участия общественности в  бюджетном процессе.

Для того, чтобы бюджетная  система могла эффективно выполнять возложенные на нее функции, необходимо выполнение ряда обязательных требований, важнейшим из которых является прозрачность бюджета. Оно означает информационную открытость бюджетной системы не только для государственных органов, но и для общества в целом; полноту отражения доходов и расходов бюджета, открытость методики расчета отдельных его статей; точность, достоверность и оперативность отчетов об исполнении бюджета; четкое определение процедур его составления, утверждения и исполнения; наличие эффективных механизмов контроля на всех этапах бюджетного процесса.

Открытость бюджетных  материалов позволяет гражданам  и организациям получить представление  о направлениях социально-экономической  политики государства не только на очередной год, но и на более длительную перспективу. Поэтому важнейшие документы, сопровождающие бюджетный процесс, должны обязательно публиковаться в средствах массовой информации. Это касается не только утвержденного текста закона о бюджете на очередной год, но и других материалов: оценок текущего состояния экономики страны и прогнозов ее развития, концепции государственной политики, отчетов об исполнении бюджета.

Подводя итог, необходимо отметить следующее.

1. Реализация  принципа публичности обусловлена  включением этого принципа в ряд принципов бюджетной системы, которые в судебной практике наделяются двойственным характером - как нормы права и как принципы бюджетного права.

2. Форма закрепления  принципа прозрачности в ст. 36 БК РФ, предполагающая оценочные  понятия, создает препятствия для его реализации и в качестве нормы права, и как принципа бюджетного права.

3. Восполнение  названного пробела возможно  путем связи оценочных понятий,  содержащихся в определении принципа  прозрачности, с принципом полноты  отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и положениями Конституции РФ об открытости заседаний палат Федерального Собрания, что наполнит их нормативным содержанием.

 

Список литературы

 

1. Бюджетный  Кодекс Российской Федерации  (БК РФ) от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 29.11.2010, с изм. от 28.12.2010).

2. Бюджетная система России. Учебник: под ред. Поляка Г.Б., 2-е издание - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007.

3. Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2008.

4. Игнатюк Е.В. Правовое регулирование прозрачности бюджетного процесса

// Журнал российского  права, 2009.

5. Илларионова А. Эффективность бюджетной политики России / Вопросы экономики, 2009, №11.

6. Крохина Ю.А. Системообразующие категории бюджетного права // Правоведение. 2010, №5.

7. Мельников С.И. Бюджетная система Российской Федерации: финансово-правовой механизм обеспечения эффективного функционирования: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010.

8. Нешитой А. С. Бюджетная  система Российской Федерации:  Учебник. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009.

9. Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2010.

10. Тулупова М.В. Система принципов бюджетного права Российской Федерации // Публичные финансы Российской Федерации: новые подходы к правовому регулированию. - СПС "КонсультантПлюс", 2011.

1 Бюджетная система России. Учебник: под ред. Поляка Г.Б., 2-е издание - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. – 84 с.

2 Дементьев Д.В. Бюджетная система РФ: Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2008. – 103 с.

3 Илларионова А. Эффективность бюджетной политики России / Вопросы экономики, 2009, №11. – 25 с.

4 Постатейный комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред. А.Н. Козырина. Подготовлен для системы "КонсультантПлюс", 2010. – 90 с.

5 Игнатюк Е.В. Правовое регулирование прозрачности бюджетного процесса // Журнал российского права, 2009. – 120 с.

6 Мельников С.И. Бюджетная система Российской Федерации: финансово-правовой механизм обеспечения эффективного функционирования: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2010. – 18 с.

7 Крохина Ю.А. Системообразующие категории бюджетного права // Правоведение. 2010, №5. – 52 с.

8 Тулупова М.В. Система принципов бюджетного права Российской Федерации // Публичные финансы Российской Федерации: новые подходы к правовому регулированию. - СПС "КонсультантПлюс", 2011. – 38 с.

9 Нешитой А. С. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - 6-е изд., испр. и доп. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2009. – 117 с.

10 Игнатюк Е.В. Правовое регулирование прозрачности бюджетного процесса // Журнал российского права, 2009. – 131 с.

 


Информация о работе Обеспечение прозрачности в бюджетной сфере