Налоговые тонкости малого бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2012 в 16:22, статья

Описание работы

На национальном уровне принимаются различные меры по стимулированию малого бизнеса, что проявляется в упрощении процедуры создания малых предприятий, предоставлении различных льгот и стимулов для их быстрого развития. Важнейшая роль отводится налоговому регулированию деятельности малых предприятий.

Работа содержит 1 файл

налоговые тонкости малого бизнеса.docx

— 19.25 Кб (Скачать)

     Налоговые тонкости малого бизнеса 

       
 

     На  национальном уровне принимаются различные  меры по стимулированию малого бизнеса, что проявляется в упрощении  процедуры создания малых предприятий, предоставлении различных льгот  и стимулов для их быстрого развития. Важнейшая роль отводится налоговому регулированию деятельности малых  предприятий.

     С 01.01.1999 года вступила в действие первая часть Налогового Кодекса РФ, которая  впоследствии стала устанавливать  общие принципы налогообложения. В  ст. 18 НК РФ было введено понятие  «специальный налоговый режим».

     Следует отметить, что малые предприятия  с самого начала признания их на федеральном уровне имели специфику  в выборе систем налогообложения. Для  них в настоящее время существуют следующие специальные системы  налогообложения: единый налог на вмененный  доход (ЕНВД), упрощенная система налогообложения (УСН) с уплатой налога на выбор  — 6% от дохода или 15% от разницы между  доходами и расходами, и единый сельскохозяйственный налог (ЕСХН).

     Упрощенная  система налогообложения обладает определенными критериями и зависит  от численности персонала и объемов  выручки. УСН оптимальна для предприятий  с одним несложным видом хозяйственной  деятельности.

     Применение  специального режима в виде ЕНВД является обязательным, хотя на практике не всегда является экономически выгодным для  субъектов малого предпринимательства. Особенностью ЕНВД является объект налогообложения, под которым подразумевается  вмененный доход — потенциально возможный доход налогоплательщика  единого налога, рассчитываемый с  учетом совокупности факторов, непосредственно  влияющих на получение указанного дохода, и используемый для расчета величины единого налога по установленной  ставке. Соответственно выручка предприятия, применяющего специальный режим, не влияет на их налогообложение.

     Основная  цель ЕНВД — в привлечении к  налоговой обязанности тех категорий  лиц и предприятий, которые в  силу специфики своей деятельности обладают наиболее широкими возможностями  уклоняться от уплаты налога, а контроль за данными предприятиями дорог  и трудоемок (расходы по ним сопоставимы  с доходами, выявляемыми по результатам  проверок).

     В отличие от других специальных систем налогообложения, ЕСХН направлен на учет специфики работы предприятий  сельского хозяйства. Экономический  субъект получает право на применение ЕСХН при условии, что доля выручки  от реализации сельскохозяйственной продукции  составляет не менее 70% от общей величины выручки за налоговый период.

     Несмотря  на ряд недостатков и недоработок  законодательной базы по ЕСХН, данный специальный режим налогообложения  обеспечивает более благоприятные  условия для налогообложения  сельхозтоваропроизводителей. Причем отдельные положения применения ЕСХН являются в большей степени  выгодными для использования  именно мелкими хозяйствующими субъектами.

     Суть  специальных налоговых режимов  сводится к освобождению организаций  от уплаты налога на прибыль (24%), налога на имущество (2,2%) и ЕСН (26% или 20% для  сельхозтоваропроизводителей), а также  НДС (10% и 18%).

     Освобождение  от уплаты первых трех налогов однозначно проявляется в снижении налоговой  нагрузки. Эффект же от освобождения от НДС не является столь однозначным. В ряде случаев такое освобождение означает потерю своих контрагентов из-за невозможности для последних  принять к зачету НДС, уплаченный при приобретении товаров (работ, услуг).

     Помимо  специальных налоговых режимов  малое предприятие может также  применять общую (классическую) систему  налогообложения.

     Для оптимизации налогового бремени  выбор системы налогообложения (кроме  случаев обязательного применения специального режима в виде ЕНВД) субъектами малого предпринимательства необходимо осуществлять до государственной регистрации  организации и проводить анализ финансовой деятельности предприятия  в период ее деятельности с помощью  специалистов.

     Институт  малого предпринимательства является сравнительно новым для отечественного рынка. К сожалению, проблемы развития малого бизнеса, как и самого бизнеса  в целом, стары. Одной из главных  проблем малого предприятия является реальное отставание налогового законодательства от практических проблем, связанных  с деятельностью малых предприятий, несогласованность отдельных законодательных  и иных нормативных правовых актов, возможность неоднозначного толкования их положений.  

     Законодателями  предпринимаются действия, стимулирующие  развитие малого предпринимательства. В частности, принят Федеральный  Закон РФ «О развитии малого и среднего предпринимательства в РФ» № 209-ФЗ от 24.07.2007, который устанавливает: критерии по отнесению предприятий  к малым и средним и основные принципы их поддержки. 

     Информационный  партнер ИАА Bishelp, Газета «Деловая неделя» 

Барьер, еще  барьер!

Версия для  печати

Евгения Решетникова

"Российская  Бизнес-газета" №769 (36) от 28 сентября  2010 г. 

     На  прошлой неделе участники V съезда общероссийской общественной организации малого и  среднего предпринимательства "ОПОРА  России" обсудили актуальные проблемы малого и среднего бизнеса. Главной  темой стала критика реформирования законодательства в 2009 году, когда были внесены принципиальные изменения  в часть вторую Налогового кодекса  РФ в части отмены единого социального  налога.

     Напомним, что с первого января 2010 года единый социальный налог был заменен  страховыми взносами на обязательное пенсионное страхование, обязательное медицинское страхование и обязательное социальное страхование на случай временной  нетрудоспособности и в связи  с материнством. Для субъектов  малого и среднего предпринимательства, применяющих специальные режимы налогообложения в виде УСН и  ЕНВД, или находящихся на общей  системе, в 2010 году совокупный тариф  страховых взносов с первого  января следующего года, по прогнозам  экспертов, составит 34%. Точечные исключения из этого правила, по мнению бизнеса, не распространяются на подавляющее  большинство малых и средних  предприятий.

     "Если  размер страховых взносов составит 34%, то существуют следующие схемы  развития бизнеса, - рассуждает предприниматель  из Вологодской области Ольга  Данилова. - Первая схема: закрыть  бизнес. Например, у предпринимателя  прибыль 10 млн в год, а он  должен заплатить 14 млн взносов,  то что он должен сделать?  Конечно закрыться. Вторая схема:  найти пути не платить, уйти  в тень. Но тот, кто уйдет  в тень, обратно не вернется. Третья  схема: перевести бизнес за  границу, т.е. все деньги, которые  были заработаны в России, уйдут  за рубеж".

     Многие  предприниматели согласны с тем, что такая ситуация приведет к  радикальному увеличению теневой составляющей бизнеса, снижению уровня заработной платы, повлечет массовые увольнения работников в секторе малого и среднего бизнеса. Единственным возможным решением, по мнению участников съезда, позволяющим  избежать негативных социально-экономических  последствий от принятия закона, может  стать перенос срока вступления в действие федерального закона N 212-ФЗ с 2011 года на 2013-2014 годы с одновременным  введением компенсационных мер  налогового характера.

     О том, что существующее налоговое  законодательство требует существенной коррекции, говорил и заместитель  руководителя Федеральной налоговой  службы Сергей Шульгин:

     "Для  того чтобы предприниматели смогли  сократить затраты на ведение  бизнеса, необходимо создать упрощенную  систему налогообложения для  предприятий, доход которых не  превышает 60 млн рублей. Более  того, целесообразно перейти с  ежемесячной и ежеквартальной  налоговой отчетности к годовой.  Что касается единого налога  на вмененный доход, то, на мой  взгляд, это неплохой налог, он  задумывался очень правильно.  К сожалению, реальная практика  его несколько дискредитировала  и сделала не очень удобным  для предпринимателя. В основном  это связано с местными региональными  и муниципальными органами власти. Уже говорили, что необходимо  сделать их союзниками, но боюсь,  что это невозможно. У нас более  25 тыс. муниципальных образований.  Их заработная плата зависит  от того, сколько денег они  соберут. И в первую очередь  это связано с малым бизнесом. В большинстве субъектов не  учитывается сезонность работы, продолжительность и количество  дней, т.е. устанавливаются максимальные  коэффициенты. В результате мы  толкаем бизнес в теневую экономику".

     По  результатам мониторинга "ОПОРЫ  России", среди основных проблем, которые отмечают предприниматели, - повышение тарифов. Причем эта проблема была одной из главных на протяжении всего 2009 года и остается актуальной в настоящее время. По мнению бизнеса, для решения этого вопроса  необходимо "заморозить" тарифы на докризисном уровне (отметили 52% опрошенных предпринимателей).

     "Электроэнергия  в Челябинске за два года  выросла в два раза именно  для малого и среднего бизнеса, - рассказывает предприниматель  из Челябинска Александр Калинин. - Смотрите, какая складывается тенденция:  железнодорожные перевозки у  нас одни из самых дорогих  в мире, бензин и электроэнергия  дороже, чем в США. Газ на  первый взгляд дешевле, но отопительный  сезон - шесть месяцев, поэтому  издержки по газу получаются  выше, чем в Европе и Азии. В  связи с новой кадастровой  оценкой подорожает земля с  нового года. Посмотреть на все  это, и возникает вопрос, а стоит  ли вообще строить новую фабрику  или открывать новое производство".

     По  мнению участников съезда, государство  не учло того факта, что решение об увеличении тарифов принималось  в докризисный период в условиях экономического роста, когда планировались  значительные инвестиционные вложения. Это решение не корректировалось во время финансового кризиса. В  частности предприниматели отмечают дальнейший рост тарифов на электроэнергию.

     Среди других немаловажных препятствий на пути развития малого и среднего бизнеса  участники съезда отметили дефицит  площадей как офисных, так и производственных, высокие ставки арендной платы, проблемы с выкупом земельных участков.

     Оборот  земельных участков во многих странах  является серьезным ресурсом для  развития малого и среднего бизнеса. Этот рынок представляет собой один из наиболее динамичных секторов национальной экономики. Однако во многих регионах России, по мнению экспертов, оборот земель находится в стадии стагнации.

     Главной причиной подобного положения вещей  участники съезда назвали отсутствие механизмов упрощенного выкупа земельных  участков. По их мнению, процедура оформления прав на землю излишне усложнена, занимает длительное время и на практике труднореализуема. Отсутствие нормативно закрепленного разграничения земель между муниципалитетами усугубляет ситуацию.

     На  практике процесс разграничения  земель в большинстве муниципальных  образований осуществляется в частном  порядке. Условием выделения земли  для конкретного лица является регистрация  участка, получение кадастрового номера. Иными словами, будущий потенциальный  собственник своими силами занимается сбором необходимых документов с  последующим участием в аукционе на право выкупа данного участка  без каких-либо гарантий стать его  победителем.

     "В  большинстве регионов стало практикой  необоснованное завышение кадастровой  стоимости земельных участков  и как следствие - увеличение  размера земельного налога, ставок  аренды, - говорит вице-президент  "ОПОРЫ России" по региональной  политике и инфраструктурной  поддержке МСП Павел Сигал. - Во  многих городах землевладельцы  и землепользователи не в состоянии  заплатить земельный налог и  арендную плату". 
 

[22.11.2010]  Налоговая  нагрузка будет расти - и это  тенденция, а не временная мера, связанная с последствиями кризиса,  заявил на международной конференции  министр финансов Алексей Кудрин. Он напомнил, что мир и Россия  после кризиса вступают в "трезвое  десятилетие". И придется либо  сокращать расходы, в том числе  и социальные обязательства правительства,  либо увеличивать налоговую нагрузку  на бизнес. "Мы выбрали повышение  налогов, а дальше - это не к  минфину!" - пояснил Кудрин 

Информация о работе Налоговые тонкости малого бизнеса