Налоговые теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 11:45, реферат

Описание работы

Представление о сущности налогов и их месте в экономической системеобщества менялось по мере развития общественных отношений. Можновыделить несколько этапов формирования представлений о природеналогообложения. На первых этапах налог выступал в основном какэкономическая категория и только на последнем этапе налог стал получатьправовое содержание.
Одной из первичных форм налогообложения выступала дань с побежденногонарода. Все имущество побежденной стороны переходило победителям вкачестве военной добычи и покрывало военные издержки по принципу «войнапитает войну».

Содержание

Введение
1. Эволюция налоговых теорий
2. Основные налоговые теории и их современные интерпретации
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 27.03 Кб (Скачать)

Немалую роль в обеспечении  притока инвестиций должно сыграть  государство с его не только кредитно-денежной, но и бюджетной политикой, осуществляющее свое руководящее влияние на склонность к потреблению путем соответствующей  системы налогов, не исключая всякого  рода компромиссов и способов сотрудничества государственной власти с частной  инициативой.

Дж. М. Кейнс был сторонником прогрессивности в налогообложении, поскольку считал, что прогрессивная налоговая система стимулирует принятие риска производителем относительно капитальных вложений. Одним из важных условий его теории является зависимость экономического роста от достаточных денежных сбережений только в условиях полной занятости. Если этого нет, то большие сбережения мешают экономическому росту, так как представляют собой пассивный источник доходов, не вкладываются в производство, поэтому излишние сбережения надо изымать с помощью налогов.

В условиях научно-технического подъема, все более частого проявления кризисных явлений кейнсианская теория вмешательства государства по линии достижения «эффективного спроса» перестала отвечать требованиям экономического развития. Кейнсианская система регулирования была подорвана по следующим причинам.

Во-первых, когда инфляция стала приобретать хронический  характер ввиду изменений в условиях производства, а не реализации, стало  необходимым такое вмешательство, которое улучшило бы предложение  ресурсов, а не спрос на них.

Во-вторых, с развитием  экономической интеграции произошло  повышение зависимости каждой страны от внешних рынков. Стимулирование же спроса государством зачастую оказывало  положительное воздействие на иностранные  инвестиции. Поэтому на смену кейнсианской концепции «эффективного спроса» пришла неоклассическая теория «эффективного предложения».

Неоклассическая теория основывается на преимуществе свободной конкуренции и естественности, устойчивости экономических, в частности производственных, процессов. Различие в этих основных концепциях заключается в неодинаковом подходе к методам государственного регулирования.

Согласно неоклассическому направлению внешние корректирующие меры должны быть направлены лишь на то, чтобы устранить препятствия, мешающие действию законов свободной конкуренции, поэтому государственное вмешательство  не должно ограничивать рынок с его  естественными саморегулирующими  законами, способными без какой-либо помощи извне достигнуть экономического равновесия.

В этом заключается отличие  неоклассической теории от кейнсианской концепции, утверждающей, что динамическое равновесие неустойчиво, и делающей выводы о необходимости прямого вмешательства государства в экономические процессы.

Дж. Мид, построивший неоклассичекую модель, отводил государству лишь косвенную роль в регулировании экономических процессов, считая государство дестабилизирующим фактором с безграничным ростом его расходов. Отдавая предпочтение лишь кредитно-денежной политике Центрального банка, не учитывая бюджетной и налоговой политики, неоклассицисты полагают, что таким образом будет создан эффективный механизм перераспределения дохода, обеспечивающий полную занятость и устойчивый рост национального богатства.

В неоклассической теории, в свою очередь, широкое развитие получили два направления: теория экономики  предложения и монетаризм.

Теория экономики предложения предусматривает снижение налогов и предоставление налоговых льгот корпорациям, так как, по мнению сторонников этого направления, высокие налоги сдерживают предпринимательскую инициативу и тормозят политику инвестирования, обновления и расширения производства.

Другой важный аспект теории - обязательное сокращение государственных  расходов. Ведь главный постулат теории - утверждение, что лучший регулятор  рынка - сам рынок, а государственное  регулирование и высокие налоги лишь мешают его нормальному функционированию.

Общий закон формирования уровня налоговых ставок гласит: широкая  налоговая база позволяет иметь  относительно небольшие ставки налогообложения  и, наоборот, достаточно узкая налоговая  база отдельных видов налогов  обязательно предполагает их высокие  ставки. Очевидно, что высокие и  низкие ставки налогов оказывают  разное влияние на хозяйственные  процессы и деловую активность предпринимателей, вызывают различную реакцию по отношению  к инвестиционным процессам.

Действительно, объективно существует оптимальная доля изъятия  прибыли в бюджет. Но, чтобы ее найти, необходимо провести исследование активности предприятий в случае применения тех или иных процентных ставок. Их уровень, однако, не должен быть минимален, иначе не будут соблюдены  требования бюджета и поставлено под угрозу нормальное функционирование общественного хозяйства, а сами налоги перестанут выполнять функции  экономического регулятора.

Теория монетаризма, разработанная американским экономистом, профессором Чикагского университета М. Фридманом, приверженцем идеи свободного рынка, предлагает ограничить роль государства только той деятельностью, которую кроме него никто не может осуществить: регулирование денег в обращении. Делается также ставка и на снижение налогов.

В то же время по теории монетаризма  одним из основных средств регулирования  экономики является изменение денежной массы и процентных банковских ставок. Так как государство с каждым годом увеличивает свои расходы, влекущие дополнительный рост инфляции, его нельзя допускать к созданию богатства общества, регулированию объемов производства, занятости и цен. Однако оно может помочь в регулировании денежной массы - изъяв лишнее количество денег из обращения, если не с помощью займов, так с помощью налогов.

Таким образом, сочетание  снижения налогов с манипулированием денежной массой и процентной ставкой  позволяет создать стабильность функционирования механизма не только государственного, но и частного предприятия.

Основная идея неоклассических  теорий заключается в поисках  методов снижения инфляции и предоставлении большего количества налоговых льгот  корпорациям и той части населения, которая формирует потребительский  спрос на рынке. Несмотря на популярность и практическое использование приемов  неоклассического направления, полной замены кейнсианских методов регулирования экономики не произошло.

Список использованной литературы

1. Алиев, Б.Х. Налоги  и налогообложение / Б.Х.Алиев. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 416 с.

2. Блауг, М. Экономическая мысль в ретроспективе / М.Блауг. - М.: Дело, 2004. - С.54.

3. Годме, П. Финансовое право / П.Годме. - М.: Прогресс, 2008. - С.383-384.

4. Налоговое право России: Учебник для вузов/ Под ред. Ю.А.Крохиной. - М., 2003. - С. 19.

5. Пушкарева, В. История  финансовой мысли и политики  налогов / В.Пушкарева. - М.: Инфра-М, 2006. - С.59.

6. Черник, Д.Г. Налоги и  налогообложение / Д.Г.Черник. - М.: МЦФЭР, 2006. - 528 с.


Информация о работе Налоговые теории