Налогооблажение Германии

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 21:40, доклад

Описание работы

Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:
-- налоги по возможности минимальны;
-- минимальны или, точнее, минимально необходимы и затраты на их взимание;
-- налоги не могут препятствовать конкуренции, изменять чьи-либо шансы;
-- налоги соответствуют структурной политике;

Работа содержит 1 файл

Налогооблажение Германии.docx

— 31.21 Кб (Скачать)

1.4. Принципы и построение  налоговой системы  Германии

Со времен Л. Эрхарда в Германии укоренились важнейшие принципы построения системы налогообложения:

-- налоги по возможности  минимальны;

-- минимальны или,  точнее, минимально необходимы и  затраты на их взимание;

-- налоги не могут  препятствовать конкуренции, изменять  чьи-либо шансы; 

-- налоги соответствуют  структурной политике;

-- налоги нацелены  на более справедливое распределение  доходов; 

-- система должна  строиться на уважении к частной  жизни человека; в связи с налогообложением  человек должен по минимуму  открывать государству свою частную  жизнь; налоговый работник не  имеет права никому дать какие-либо  сведения о налогоплательщике;  сохранение коммерческой тайны  гарантировано; 

-- налоговая система  исключает двойное обложение; 

-- величина налогов  соответствует размеру государственных  услуг, включая защиту человека  и все, что гражданин может  получить от государства. 

В связи с налогообложением человек должен по минимуму открывать  государству свою частную жизнь. Налоговый работник не имеет права  никому дать каких-либо сведений о налогоплательщике. Соблюдение коммерческой тайны гарантировано. Налоговая система должна исключать  двойное налогообложение. Величина налогов должна соответствовать  размеру государственных услуг, включая защиту человека и все  остальное, что гражданин может  получить от государства.

Налоговая система  Германии существенно отличается от североамериканских систем, которые  определяются традиционной ориентацией  на масштабное государственное регулирование. Стимулирующая функция данной системы налогообложения проявляется в инвестиционном потенциале системы налогообложения Германии, который предполагает наряду с использованием норм ускоренной амортизации льготное налогообложение той части прибыли хозяйствующих субъектов, которая выделяется на формирование резервов, основным назначением которых является обеспечение перспективного развития хозяйствующих субъектов.

Реализация фискальной функции налоговой системы Германии также имеет существенную специфику, главной чертой которой является примерно одинаковое и весьма значительное налоговое бремя, которое несут  физические и юридические лица.

Налоги делятся  на федеральные, земельные, совместные (федеральные и земельные), муниципальные  общинные налоги и церковные налоги.

Федеральные налоги не подлежат никакому перераспределению. Они включают поступления в бюджет от обложения продукции потребительского спроса: бензина и другого нефтяного  топлива (5,6%), табака (3,1%), вино-водочных изделий (0,8%) и пр. в земельном бюджете налоговые сборы от продажи ряда потребительских товаров (пиво, кофе, сахар и пр.) также играют определенную роль. Но более важным компонентом являются налоги на имущество и транспортные средства. В общинных сборах решающую роль играют промысловый и поземельный налоги. В отличие от федеральных и земельных, остающихся целиком в бюджетах соответствующих управленческих уровней, общинный промысловый налог частично (около 18%) передается в распоряжение федерации и земли. Федерация решает вопросы о распределении налогов между землей и федерацией, о доли муниципальных органов в подоходном налоге, о финансовой подсудности и др. Федеральные законы о налогах, часть которых принадлежит землям и муниципалитетам, требуют согласия бундесрата.

Общая сумма налоговых  поступлений делится примерно на следующие части: федерация - 48%, земли - 34%, общины - 13% (остаток поступает  в Фонд выравнивания бремени и  долю ЕС). Кроме того, существует ещё  церковный налог, который финансовой статистикой не указывается вместе с государственными налогами. Таможенная пошлина рассматривается как  одна из разновидностей налогов.

Общие правила, действующие  для всех видов налогов, находятся  в Положении об отчислении в качестве так называемого общего налогового правового документа. В этом документе  определяется понятие налогов, устанавливается, кто относится к налогоплательщикам, закрепляется принцип сохранения финансовыми  органами тайны относительно налоговой  информации и принцип равномерности  налогообложения.

По компетенции  взимания налоги подразделяются на федеральные, земельные, общинные, совместные и церковные.

Законодательной базой  налогообложения в Германии служит основной и всеобъемлющий закон, в котором определены не только общие  условия и процессуальные принципы налогообложения (порядок расчета, взаимоотноше-ния и полномочия по их взиманию), но и виды налогов, а также распределение налоговых поступлений между федерацией, землями и общинами.

Федеральный бюджет формируется  за счет поступлений:

· федеральных налогов: таможенных пошлин, налога да добавленную  стоимость, налога на доход от страховой  деятельности, вексельного налога, солидарного налога, на-логов по линии Европейского сообщества, акцизов (кроме налога на пиво);

· доли в совместных налогах;

· доли в распределении  промыслового налога.

Земли получают доходы от:

· земельных налогов, имущественного налога, налога на наследство, налога на приобретение земельного участка, налога с владельцев автотранспортных средств, налога на пиво, налога с тотализатора и проведения лотерей, налога на противопожарную  охрану, от сбора с выручки в  казино;

· доли в совместных налогах;

· доли в распределении  промыслового налога. К числу совместных налогов относятся: налог на зара-ботную плату, подоходный налог, налог с корпораций, на-лог на добавленную стоимость (включая налог с оборота ввозимых товаров).

Общины получают часть  поступлений от:

· местных налогов: промыслового налога, земельного налога, местных акцизов и налога на специфические  формы использования доходов (налог  с владельцев собак, на доходы увеселительных заведений);

· доли в поступлениях от налога на заработную пла-ту и подоходного налога;

· налоговых взносов  в рамках земельного законода-тельства.

В этом также можно  проследить сходство налоговой системы  России и Германии, ведь в России также налоги подразделяются на федеральные, региональные и местные, которые  в свою очередь поступают в  разных пропорциях в различные бюджеты.

Церкви в ФРГ (католическая, протестантская и лютеранская) правомочны взимать с верующих соответствующей  концессии церковный налог.

По объектам налогообложения  разделяются три основные группы налогов: налоги на владение, налоги на операции в сфере обращения, налоги на потребление (акцизы).  
 
 

2. Виды налогов

2.1. Налоги на владение

К этой группе налогов  относятся налоги на доход (подоходный налог, налог на корпорации) и налоги на имущество (например налог на имущество, с наследства). Такие налоги, как промысловый и церковный, частично являются налогами на имущество.

Налоги на владение носят характер прямых налогов. Их доля в совокупных налоговых поступлениях составляет более чем 55%.

2.1.1. Подоходный налог

(Einkommensteuer)

Подоходный налог  является одним из важнейших прямых налогов в Германии. Подоходным налогом  с физических лиц облагается совокупный годовой доход, полученный в календарном  году. Им облагается заработная плата  лиц, работающих по найму, доходы лиц  свободных профессий (гонорары), доходы на капитал, проценты на банковские вклады, аренда, сдача жилых помещений, индивидуальная трудовая деятельность и др. В основу налогообложения положен принцип  равного налога на равный доход независимо от его источника.

Подоходный налог  с физических лиц является основным источником государственных доходов. Он распределяется следующим образом: 42,5% поступлений направляется в федеральный  бюджет, 42,5% - в бюджет соответствующей  земли и 15% - в местный бюджет. Весь налогооблагаемый доход для целей  налогообложения разделяется на семь видов. В частности, выделяются доходы от: самостоятельной деятельности, промышленной деятельности, работы в сельском и лесном хозяйствах, использования наемного труда, капитала, сдачи в аренду и др. При формировании налогооблагаемой базы по этому налогу из дохода подлежат вычету производственные расходы, связанные с получением доходов, и особые издержки. Некоторые виды особых издержек подлежат вычету в неограниченном количестве (например, церковные налоги, партийные взносы), другие с ограничениями предельной суммы вычетов, дифференцированной в зависимости от семейного положения. Это прежде всего вычеты страховых взносов и взносы на целевое накопление средств на жилищное строительство. Затраты на собственное профобучение или повышение квалификации, затраты на работников в собственном хозяйстве, а также школьные расходы вычитаются в твердо установленной сумме. К особым издержкам относятся также алименты разведенным или живущим отдельно в течение длительного времени супругам (у алиментополучателя они облагаются налогом).

Налогооблагаемая  база может быть уменьшена на сумму  непредвиденных расходов (расходы на пребывание в больнице, расходы родителя-одиночки на бытовые услуги при воспитании ребенка моложе 16 лет).

Налогообложение осуществляется на основе тарифной прогрессии.

Его минимальная ставка - 19%, максимальная - 51%. Максимальная ставка налога применяется к гражданам, чей доход превышает 120 тысяч евро. В нынешнее время необлагаемый налогом  минимум для подоходного налога составляет в год 5616 Евро для одиноких и 11232 Евро для семейных пар. Для доходов, которые не превышают для одиноких 8153 Евро и 16307 Евро для супругов, существует пропорциональное налогообложение  со ставкой 22,9%. Далее налог взимается  по прогрессивной шкале до объёма доходов в 120041 Евро для одиноких и 240083 Евро для тех, кто состоит  в браке. Доходы, которые превышают  этот уровень, облагаются по максимальной ставке 51%. Существуют налоговые льготы для детей, возрастные льготы, льготы по чрезвычайным обстоятельствам (болезнь, несчастный случай). Например, у лиц, которые достигли возраста 64 года, необлагаемый налогом минимум повышается до 3700 Евро. У лиц, которые имеют земельный  участок, подоходный налог не взимается  с 4750 Евро.

Наглядней это можно  увидеть в таблице приведённой  ниже.

Ставки подоходного  налога на 2007 г.

 
Тарифные  зоны Налогооблагаемый

доход (евро)

Ставка

налога

%

 
  С ДО    
  Одинокие Женатые Одинокие Женатые    
Min тарифная зона 0 0 5616 11232 19 %  
Первая зона лимитной прогрессии 5617 11233 8153 16307 22,9 %  
Вторая зона лимитной прогрессии 8154 16308 120041 240083 23-50 %  
Max пропорциональная зона 120042 240084 51 %  
             

Поскольку под налог подпадает  все, то исключения приведены  в законе отдельным  списком из 69 пунктов. Из них важнейшими не облагаемыми налогом видами доходов, по моему мнению, являются:

· интеграционные пособия (Eingliederungshilfe), пособия по безработице (Arbeitslosengeld и -hilfe), пособия на детей (Kindergeld) и прочие выплаты, производимые Arbeitsamt'ом;

· стипендии;

· Unterhaltsgeld, получаемые из фондов Европейского социального фонда при прохождении курсов переквалификации;

· пособия по материнству (Mutterschaftsgeld), по воспитанию маленьких детей (Erziehungsgeld);

· социальная помощь(Sozilahilfe)

· компенсации (Abfindungen), выплачиваемые работодателем при трудовых конфликтах по решению суда;

· выплачиваемые работодателем  возмещения всевозможных расходов, связанных  с трудовой деятельностью -- командировочные и т. п.;

· подарки от работодателя на сумму не более 30 EUR, к свадьбе  или рождению ребенка -- не более 358 EUR; страховые взносы, выплачиваемые за вас работодателем;

Информация о работе Налогооблажение Германии