Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 22:12, курсовая работа
Целью данной курсовой является анализ местной бюджетной политики на примере Гуменского сельского поселения Краснослободского муниципального района, выявление направлений ее совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо достичь ряда основных задач:
во-первых, рассмотрение теоретических характеристик бюджетной политики;
во-вторых, выделить основные направления бюджетной политики;
Введение
1. Местные бюджеты как основа местного самоуправления.
1.1. Экономическая сущность местных бюджетов.
1.2. Нормативно-правовая база для формирования местных бюджетов.
1.3. Проблемы сбалансированности местных бюджетов.
2. Анализ состояния бюджета Гуменского сельского поселения Краснослободского муниципального района РМ.
2.1. Структура бюджета Гуменского сельского поселения на 2010 год.
2.2. Анализ доходной части бюджета Гуменского сельского поселения за период 2007 – 2009 г.г.
2.3. Анализ расходной части бюджета Гуменского сельского поселения за период 2007 – 2009 г.г.
3. Основные направления сбалансированности местных бюджетов.
3.1. Увеличение доходов местных бюджетов за счет повышения собираемости налогов.
3.2. Обеспечение сбалансированности местных бюджетов за счет межбюджетных трансфертов.
Заключение
Список использованных источников
Таблица 2.2.3 - Исполнения доходов бюджета Гуменского сельского поселения в 2007 – 2009 г.г.
Статья доходов |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонение (+,-) от | ||||
Сумма, тыс. руб. |
% исполнения |
Сумма, тыс. руб. |
% исполнения |
Сумма, тыс. руб. |
% исполнения |
2007 г. |
2008 г. | |
1. Налоговые доходы, в т.ч. |
534,6 |
122,2 |
730,4 |
111,2 |
920,1 |
104 |
-18,2 |
-7,2 |
Налоги на доходы физических лиц |
80,9 |
100 |
190,0 |
156,6 |
341,6 |
221,4 |
121,4 |
64,8 |
Налог на имущество физических лиц |
10,2 |
100 |
10,4 |
101,9 |
10,9 |
109 |
9 |
7,1 |
Земельный налог |
443,5 |
128 |
530,0 |
100,9 |
567,6 |
78,7 |
-49,3 |
-22,2 |
2. Неналоговые доходы, в т.ч. |
3,0 |
100 |
1,0 |
31,2 |
2,9 |
58 |
-42 |
26,8 |
Доходы от имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности |
3,0 |
100 |
1,0 |
31,2 |
2,9 |
58 |
-42 |
26,8 |
3. Межбюджетные трансферты, в т.ч. |
3435,2 |
100 |
4704,1 |
125,8 |
6248,4 |
86 |
-14 |
-39,8 |
Дотации |
788,4 |
100 |
1172,6 |
175,1 |
1887,6 |
69,4 |
-30,6 |
-105,7 |
Субвенции |
2646,8 |
100 |
3531,5 |
115,1 |
4360,8 |
96 |
-4 |
-19,1 |
Всего доходы: |
3972,8 |
102,5 |
5435,5 |
123,6 |
7171,4 |
88,0 |
-14,5 |
-35,6 |
Из таблицы видно, что в 2009 году доходная часть бюджета исполнена на 88%, что меньше исполнения 2007 года на 14,5% и 2008 года на 35,6%. Это произошло за счет сокращения объема дотаций и субвенций по сравнению с запланированным. Также земельного налога поступило меньше запланированного на 21,3%, что меньше 2007 года на 49,3%, а 2008 года – на 22,2%. Но план по налогу на доходы физических лиц был перевыполнен по сравнению с 2007 годом на 121,4%, а с 2008 – на 64,8%.
В результате проведенного анализа видно, что доходная часть бюджета Гуменского сельского поселения в основном состоит из межбюджетных трансфертов. Прослеживается динамика роста доходной части бюджета, но при этом её исполнение имеет тенденции к снижению.
2.3. Анализ расходной части бюджета Гуменского сельского поселения за период 2007 – 2009 г.г.
Расходы бюджета Гуменского сельского поселения осуществляются в соответствии с бюджетным кодексом Российской федерации, Федеральным законом «О местном самоуправлении в Российской Федерации» от 06.10. 2003 № 131 – ФЗ. Расходы денежных средств местного бюджета направлены на финансовое обеспечение задач и функций местного самоуправления. Расходная часть местного бюджета включает финансирование расходов, связанных с решением вопросов местного значения, с управлением и развитием социальной сферы. Расходная часть местного бюджета включает довольно большой перечень видов расходов. Следует отметить, что структура расходов отдельных видов территориальных бюджетов не одинакова и зависит от объема хозяйства и подведомственности его территориальным органам различного уровня. Так, республиканским, краевым, областным и городским органам власти подчинена подавляющая часть предприятий местной промышленности, жилищно-бытового хозяйства и торговли, поэтому удельный вес ассигнований на народное хозяйство в расходах этих бюджетов наиболее значителен и превышает 40%. В ведении же районных, поселковых и сельских органов власти находятся в основном социально-культурные учреждения.
Рассмотрим структуру расходов бюджета Гуменского сельского поселения в 2007 – 2009 г. г.
Таблица 2.3.1 - Структура расходов бюджета Гуменского сельского поселения в 2007 – 2009 г.г.
Статья доходов |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. | |||
Сумма тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма тыс. руб. |
Доля, % |
Сумма тыс. руб. |
Доля, % | |
Общегосударственные вопросы |
555,1 |
13,53 |
674,3 |
13,63 |
763,8 |
11,8 |
Национальная оборона |
26,1 |
0,64 |
32,6 |
0,66 |
47,7 |
0,74 |
Социальная политика |
32,1 |
0,78 |
0 |
0 |
5,8 |
0,09 |
Национальная экономика |
7,4 |
0,18 |
8,4 |
0,17 |
4,9 |
0,08 |
ЖКХ |
0 |
0 |
0 |
0 |
63,0 |
0,97 |
Культура и искусство |
636,4 |
15,51 |
749,6 |
15,15 |
854,2 |
13,19 |
Образование |
2845,2 |
69,36 |
3482,5 |
70,39 |
4734,9 |
73,13 |
Всего расходы: |
4102,3 |
100 |
4947,4 |
100 |
6474,3 |
100 |
Как видно из таблицы 2.3.1, наибольший удельный вес в структуре расходов Гуменского сельского поселения имеют расходы на образование: 2007 г. – 69,36%, 2008 г. – 70,39%, 2009 г. – 73,13%. Видно также, что их доля увеличивается с каждым годом. На втором месте по удельному весу в структуре расходов находятся расходы на культуру и искусство: 15,51%, 15,15% и 13,19% соответственно. Их доля, наоборот, уменьшается. Также значительную часть в структуре расходов бюджета поселения занимают расходы на общегосударственные вопросы: 2007 г. – 13,53%, 2008 г. – 13,63%, 2009 г. – 11,8%. Расходы на социальную политику, национальную экономику и ЖКХ занимают незначительную часть в структуре расходов бюджета. Видно, что они финансируются по остаточному принципу. Расходы на национальную оборону финансируются за счет субвенций бюджету поселения на осуществление полномочий по первичному воинскому учету на территориях, где отсутствуют военные комиссариаты.
Расширение полномочий органов местного самоуправления и развитие социальной сферы вызывают рост расходов местных бюджетов.
Рассмотрим темп роста расходов бюджета Гуменского сельского поселения в таблице 2.3.2.
Таблица 2.3.2 - Темп роста расходов бюджета поселения в динамике за 2007 – 2009 г.г.
Год |
Объем доходов, тыс. руб. |
Абсолютный прирост, тыс. руб. |
Темп роста, % | ||
базисный |
цепной |
базисный |
цепной | ||
2007 |
4102,3 |
- |
- |
100 |
100 |
2008 |
4947,4 |
845,1 |
845,1 |
120,6 |
120,6 |
2009 |
6474,3 |
2372 |
1526,9 |
160,8 |
130,9 |
Из таблицы видно, что
расходы бюджета сельского
Порядок исполнения расходной части местного бюджета устанавливается уставом поселения и иными правовыми актами.
Исполнение расходов бюджета Гуменского сельского поселения представлено в таблице 2.3.3.
Таблица 2.3.3 - Исполнения расходов бюджета Гуменского сельского поселения в 2007 – 2009 г.г.
Статья доходов |
2007 г. |
2008 г. |
2009 г. |
Отклонение (+,-) от | ||||
Сумма, тыс. руб. |
% исполнения |
Сумма, тыс. руб. |
% исполнения |
Сумма, тыс. руб. |
% исполнения |
2007 г. |
2008 г. | |
Общегосударственные вопросы |
555,1 |
122,6 |
674,3 |
100 |
763,8 |
140,7 |
18,1 |
40,7 |
Национальная оборона |
26,1 |
128,6 |
32,6 |
100 |
47,7 |
119,5 |
-9,1 |
19,5 |
Социальная политика |
32,1 |
50,3 |
- |
- |
5,8 |
100 |
49,7 |
100 |
Национальная экономика |
7,4 |
10,3 |
8,4 |
100 |
4,9 |
4,1 |
-6,2 |
-95,9 |
ЖКХ |
0 |
0 |
- |
- |
63,0 |
47,7 |
47,7 |
47,7 |
Культура и искусство |
636,4 |
131,6 |
749,6 |
100 |
854,2 |
91,3 |
-40,3 |
-8,7 |
Образование |
2845,2 |
111 |
3482,5 |
100 |
4734,9 |
105,1 |
-5,9 |
5,1 |
Всего расходы: |
4102,3 |
105,8 |
4947,4 |
100 |
6474,3 |
79 |
-26,8 |
-21 |
Проанализировав данную таблицу, видим, что процент исполнения расходной части бюджета снижается с каждым годом. Если в 2007 году он составил 105,8%, в 2008 году – 100%, то в 2009 году всего лишь 79%, то есть, недовыполнен на 21%. Положительная динамика прослеживается, лишь по расходам на общегосударственные вопросы. Их исполнение увеличилось по сравнению с 2007 г. на 18,1%, а с 2008 г. – на 40,7%. Так же стабильно исполняются расходы на образование и национальную оборону. Возможно, это происходит потому, что эти расходы в основном финансируются за счет субвенций.
Для полноты анализа необходимо также сравнить доходную и расходную части бюджета в динамике. Для этого рассмотрим таблицу 2.3.4.
Таблица 2.3.4 – Доходы и расходы бюджета Гуменского сельского поселения в 2007 – 2009 г.г.
Год |
Доходы |
Расходы |
Дефицит (-)/профицит (+) | |
Тыс. руб. |
% | |||
2007 |
3972,8 |
4102,3 |
-129,5 |
-3,3 |
2008 |
5435,5 |
4947,4 |
488,1 |
9 |
2009 |
7171,4 |
6474,3 |
697,1 |
10,8 |
Анализируя данную таблицу, видно, что в 2008 и 2009 г. г. бюджет Гуменского сельского поселения исполнялся с профицитом, а в 2007 году с дефицитом в 129,5 тыс. руб. или 3,3%. Этот дефицит был покрыт за счет остатка средств предыдущего года.
Если обратиться к предыдущему анализу, то можно увидеть некоторые отрицательные моменты. С одной стороны наблюдается превышение полученных доходов над расходами (профицит), а с другой стороны расходы в 2009 году не выполнены на 21%.
Превышение доходов над расходами обусловлено преимущественно низким качеством бюджетных планов связи с тем, что планирование осуществляется методом «от достигнутого».
3. Основные
направления
3.1. Увеличение доходов местных бюджетов за счет повышения собираемости налогов.
Чтобы осуществить развитие местного самоуправления и формирование его финансовой базы, необходимо реально обеспечить самостоятельность и сбалансированность местных бюджетов, являющихся фундаментом бюджетной системы страны.
Информация о работе Местные бюджеты как основа местного самоуправления