Культура и религия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2011 в 19:29, контрольная работа

Описание работы

Цель настоящей контрольной работы состоит в изучении вопроса взаимовлияния культуры и религии. Руководствуясь точкой зрения, что культура - это определённый уровень развития общественных творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизнедеятельности людей, их взаимодействии, а также в совокупности создаваемых ими материальных ценностей, мы должны определить для себя: является ли религия элементом культуры?

Работа содержит 1 файл

Введение.docx

— 30.92 Кб (Скачать)

5. Христианство и  традиции европейской  культуры

“В начале было Слово, и Слово было у Бога, и  Слово было Бог”, -- основополагающий постулат Откровения или традиционной христианской модели мира и познания, утвердившейся в европейской культуре. Авторитет Откровения закреплял господствующее положение человека в природе, как предписавшего ей свои законы посланника Бога-творца, и в целом, Христианство сыграло огромную, если не решающую роль в становлении европейской культуры.

Конечно, богатая  культура Европы восходит своими корнями  ещё к философии, скульптуре и  архитектуре античности, к её театру, сарказму Рабле и Эразму Роттердамскому, к научным подвигам Коперника и Галилея; то есть ко всему тому, что на протяжении тысячелетий противостояло христианству и боролось с ним. Однако при этом нельзя не отметить и того большого влияния, которое оказало христианство на характер и формы культуры, на образ мышления и систему ценностей европейцев. Библия, библейские образы и сюжеты на протяжении веков доминировали в живописи и скульптуре, внося тем самым немалый вклад в формирование культа обожествленного Христа. Лучшее, что создало европейское зодчество - церковная архитектура, призвано было прославлять величие Бога и церкви. Музыка в храме (фуги и хоралы Баха), равно, как и церковный хор в православных богослужениях, не могли не оказывать своего влияния на музыкальную культуру целых наций. С народной культурой церковная музыка и пение были связаны неразрывно, а всё, созданное под воздействием христианской церкви и наполненное торжественным благолепием, служило для прославления божественного и укрепления веры.

Библейские афоризмы, образы, сюжеты, краткие и емкие  понятия («тяжел крест», «путь на Голгофу», царь Ирод, предатель Иуда и др.) веками формировали и питали системы  жизненных восприятий, оценок, нравственных понятий. Важнейшие догматы и  постулаты церкви о послушании, терпении, воздаянии на том свете формировали  у народов представление о  неизбежности, ниспосланности свыше тех порядков, которые царят в мире. Из века в век они складывались в целую систему мировоззрения, согласно которому, от тягот земных удалось бы избавиться в лучшем случае после Страшного суда и второго пришествия Христа. А до того - приходилось лишь терпеть и надеяться на воздаяние в царстве небесном.

Словом, на протяжении долгих веков или даже тысячелетий, нормы быта и морали, представления  и ассоциации, традиции культуры и  литературные произведения - все это  формировалось под сильным воздействием христианской церкви. Хотя, крайне важно  учесть, что влияние церкви на традиции, культуру и быт народов Европы существенно рознилось в западной (католическо-протестантской) и восточной (православной) ее частях. И это различие в немалой степени способствовало неодинаковым путям, темпам и результатам  социальной эволюции европейских стран.

На Западе протест  против всесилия церкви, приведший  к Реформации, дал сильнейший толчок антиклерикализму (светскому) развитию вне русла церковного влияния. На Востоке же слияние православной церкви с государством создало значительно  более мощную систему незыблемой и освященной церковным авторитетом  самодержавно-деспотической традиции, сломать которую оказалось много сложнее.

Известно, скольких усилий это потребовало даже в  том, на редкость благоприятном для  реформ варианте, который связан с  именем и действиями Петра I, энергично  и упорно пробивавшего «окно» в Европу. А ведь оно имело огромное значение: через это «окно» проникали импульсы колоссальной разрушительной силы, способствовавшие преобразованиям, как в общественном устройстве страны, так и в культуре. Добиваясь своей цели, Петр упразднил  даже русский патриархат, место которого занял Святейший Синод, ставший  послушным орудием императора в  его деятельности. «С фасада» Государство  Российское стало светским, но корнями - культурными традициями, всё же уходило в многовековую религиозность, что в свою очередь привело к глубокому церковному расколу.

6. Культура в буддизме

Буддийская культура изначально связана с проповедью общественного согласия, равноправия  и ненасильственного бытия. Благоразумие, уверенность, сдержанность, мягкость - главные черты буддийской этики. Она учит: «Украшение человека - мудрость, украшение мудрости - спокойствие, украшение спокойствия - отвага, украшение отваги - мягкость». Основные принципы буддийского мироощущения сформулированы следующим образом: предотвращать и пресекать зло, делать и поддерживать добро. А в китайском буддизме перечислены пять ведущих заповедей нравственного поведения: не убивай, не воруй, не лги, не смотри на женщин с вожделением, не пей спиртного. Ведь индийская эротика и культ сексуальных наслаждений - продукт брахманизма или индуизма, а вовсе не буддизма. Он же не поощряет любовных удовольствий, но и не порицает.

В области духовной культуры буддизм развил традиции поиска в человеке особых психических сил, позволяющих ему управлять внутренними  процессами тела и проникать мыслью в глубины тайн мироздания. Традиции эти привели к накоплению огромного  опыта духовного самосовершенствования, к разработке особых средств и  приёмов погружения в себя, приведение собственного «я» в состояние  так называемого транса, дающее необычайные  мистические переживания.

Таких высоких  успехов в сфере самопознания личности не достигла ни одна культура, зато в научном анализе мира успехи буддийской цивилизации довольно скромны. И пусть даже индийским мудрецам I-II вв. нашей эры приписывают создание десятичной системы исчисления или  изобретения нуля, точные научные  дисциплины в странах буддийской культуры практически не развивались. Исключением стала лишь архитектура - наиболее яркое воплощение буддийского  искусства. В многочисленных, отличающихся изысканностью отделки и неповторимыми  формами храмах, можно встретить  сотни статуй буддийских богов. Каждая из них несёт свой смысл и является проводником верующего в мир  его самосознания. Но увлечение погружением  в себя, отчуждённое и пренебрежительное  отношение к чувственному миру породили расплывчатость взглядов, оторванность от реальной жизни, недоверие и некоторую  неповоротливость ума там, где дело касалось фактов. Отсюда отсутствие каких-либо серьёзных исторических исследований, научных открытий и отставание стран  буддийского востока в техническом  развитии, преодолеваемое только сейчас. Ведь исключением в их сообществе стали лишь древний Китай и  современная Япония, где религиозность в общем, и буддийская религия в частности, не занимали и не занимают господствующих позиций в культуре или общественной жизни.

7. Философия и искусство  в исламском мире

Зародившись на Аравийском полуострове, ислам по мере своего распространения впитывал в  себя достижения многих культур: греко-римской, византийской, персидской, индийской  и прочих. Потому мусульманская культура многонациональна. Её творцами были и  арабы, и персы, и мавры, и таджики, и тюрки. Объединяющими её элементами служат непосредственно ислам и  арабский язык - язык Корана. Мусульмане верят, что сам Аллах говорил  с Мухаммедом по-арабски. Этот язык - латынь мусульманского мира.

Особенностью  мусульманской культуры является сочетание  строгого единства системы основных религиозных ценностей и жёсткой  регламентации бытового поведения  с достаточно широким свободомыслием в толковании богословских проблем  ислама. А развитию философии и  науки в мусульманском мире в  немалой степени способствовало уважение к учёности, вошедшее в  традицию заодно с благоговением  перед Кораном.

Как в христианской, так и в мусульманской культуре, основная борьба на почве богословских размышлений завязалась между мистицизмом  и рационализмом. Первое направление  мысли стал выражать суфизм - идея духовного  самоуглубления и тайного оккультного  знания. В настоящее время данное философское направление находит сторонников среди мусульман-шиитов.

Другая мощная ветвь исламской философии - рационализм, целиком опирается на логику. Данный подход к познанию сыграл огромную роль в развитии науки, ведь арабский мир средневековья дал человечеству множество знаний в самых различных  областях жизнедеятельности. Мы пользуемся арабскими цифрами и основанной на них алгеброй, знаниями из астрономии, минералогии, ботаники, фармакологии, зоологии, языковедения и других наук. Особенно же славилось в Европе арабское искусство врачевания.

В органической связи с философией и наукой развивалось  мусульманская литература и поэзия; а специфическая черта исламской  культуры - почти полное отсутствие в ней изобразительного искусства. Это следствие наложенного религией запрета на изображение человека, животных и всего божественного. По этой же причине мусульманский  мир лишился театра, но вместо картин или статуй исламские художники  издавна развивали орнаментальное искусство арабесок и художественную каллиграфию. Оригинальна и изящна мусульманская культовая либо дворцовая  архитектура. Знаменитый Тадж Махал, мечети Кордовы, Бухары, Стамбула, Самарканда поражают своими размерами, законченностью стиля, обилием резьбы, орнаментов и мозаики, сложной симметрией орнаментального кружева.

Взлёт мусульманской  культуры периода средневековья  сменился упадком после ослабления арабских халифатов. Мусульманский  Восток отстал от Европы, вставшей на путь свободомыслия и просвещения. В  наши дни, как и страны буддизма, исламский мир преодолевает образовавшийся разрыв. Однако мусульманство и ныне зачастую оказывается консервативной силой, стремящейся сохранить давно  отжившие традиции и формы бытия.

Заключение

Тема контрольной  работы посвящалась изучению взаимосвязи  культуры и религии. Социально-историчской и теоретико-познавательной проблеме, важность которой традиционно признается и обсуждается в плане значения эволюционных изменений и динамики этих двух сфер общественной жизни. Это вопрос мировоззренческого и идеологического характера, определяющий во многом социально-культурное и общественно-политическое развитие, как отдельных стран, так и мирового сообщества в целом. Их интеграцию на основе толерантности, взаимного проникновения и духовного обогащения. Ведь при любых различиях в уровнях развития религии и культуры, либо их соотношения между собой, они всегда останутся существенными факторами личной и общественной жизни.

Роль религии  и культуры, а наиболее важное - их единства и сбалансированности, велика не только в становлении национальной идентичности, но и для устранения конфликтов на этно-конфессиональной почве. Особенно, когда развитие межконфессионального диалога, межкультурных связей и сотрудничества становится действенной альтернативой вражды, культурной разобщенности и религиозной нетерпимости. Единство религии и культуры, скорее - религий и культур, в условиях проживания на одной территории и тесных социальных взаимосвязей людей различных национальных традиций, имеют большое значение. Можно даже сказать - ключевое, поскольку затрагивают на основе взаимодействия различных религий и культурно-исторического уклада быта широчайший круг вопросов организации их совместной жизни; начиная с пребывания в детских и школьных учреждениях, и заканчивая условиями совместного труда или отдыха.

В общем, как  остроумно заметил американский учёный-физик Нильс Бор: “Человечество  сделало два величайших открытия. Одно -- что Бог есть, второе -- что Бога нет”. И вероятно, не столь важно, какой из этих точек зрения придерживается каждый в своём самоопределении. Важно найти ту дорогу, которая приведёт нас всех к Храму. Поэтому, в более глубоком разрезе анализ темы взаимосвязи культуры и религии возможно продолжить на основании детального изучения использованной для контрольной работы литературы.

Список  использованной литературы:

Мень А. История религии. Т.1. - М: Слово, 1991 год.

Тайлор Э.Б. Первобытная культура. - М: Изд-во политической литературы, 1989 год.

Фрезер Дж. Золотая ветвь. - М: просвещение,1980 год.

Информация о работе Культура и религия