Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2011 в 18:28, реферат
Обеспечение эффективного социально-экономического развития субъекта Федерации, повышение качества предоставляемых услуг населению обуславливается состоянием его финансовых ресурсов, а это приводит к необходимости рассмотрения проблем обеспечения финансовой устойчивости. Условиями финансовой устойчивости бюджетов являются:
сбалансированность доходов и расходов для развития,
бюджетная самостоятельность и платежеспособность.
Казаковцева М. В.
ГОУВПО «Марийский государственный
университет»
Институт экономики, управления и
финансов
г.
Йошкар-Ола, Россия
Критерии
финансовой устойчивости
и инновационный подход
к увеличению доходной
базы субъектов РФ
Обеспечение эффективного социально-экономического развития субъекта Федерации, повышение качества предоставляемых услуг населению обуславливается состоянием его финансовых ресурсов, а это приводит к необходимости рассмотрения проблем обеспечения финансовой устойчивости. Условиями финансовой устойчивости бюджетов являются:
Выполнение данных условий характеризуется способностью органов власти субъектов РФ мобилизовать финансовые ресурсы для выполнения целей социально-экономического развития территорий и удовлетворения потребностей общества. Но в тоже время следует отметить, что бюджет является не только финансовым планом доходов и расходов, предназначенных для реализации задач и функций, возлагаемых на органы власти субъектов РФ по развитию экономики, обеспечению социально-культурных и просветительских мероприятий, но и важнейшим инструментом политического процесса, а, значит, и управления финансами субъектов РФ. Как бы ни складывалась система органов субъектов РФ, условием ее эффективного функционирования является наличие достаточных ресурсов, формирующих стабильную экономическую базу деятельности этих органов управления и необходимый объем бюджетных доходов.
В действующей редакции Бюджетного кодекса понятие собственных доходов трактуется расширено. К собственным доходам бюджетов относятся:
Если
считать что бюджетная
Бюджетная устойчивость в текущем периоде определяется преодолением кассовых разрывов, обеспечением бюджетной сбалансированности в течение бюджетного года. Устойчивость в среднесрочном периоде определяется кредитоспособностью органов власти, возможностью инвестирования в регионе. Для оценки устойчивости в долгосрочном периоде необходима разработка стратегии социально-экономического развития территории, в которой необходимо предусмотреть снижение действия отрицательных факторов, влияющих на состояние бюджета и определить направления повышения его устойчивости.
Финансовую устойчивость региона можно определить:
- состоянием региона и бюджета, которое определяется наличием финансовых ресурсов и денежных средств, необходимых для нормального функционирования органов власти субъекта РФ и проведения в полном объеме всех мероприятий, предусмотренных в бюджете, а также возможностью своевременного и полного покрытия органами власти субъекта РФ расходов за счет средств бюджета;
-
движение денежных потоков,
-
обеспечением хода
- возможностью учета и регулирования отклонений фактических денежных потоков бюджета от заранее запланированных;
-
способностью противостоять
-
деятельностью органов власти
по управлению бюджетом и
В современных условиях развитие механизмов формирования доходов бюджетов субъектов РФ сводится к совершенствованию регулирующей составляющей: закреплению нормативов отчислений от федеральных налогов и совершенствованию методик предоставления финансовой помощи. Тем не менее, представляется, что при всей важности межбюджетных отношений эти меры не могут привести к повышению бюджетной самостоятельности территорий.
В этой связи необходимо уделять больше внимания развитию собственной доходной базы региональных бюджетов. Существует несколько путей увеличения доходной части бюджетов субъектов РФ:
1. При динамичном развитии главных отраслей хозяйственно-экономического комплекса. Увеличение валового регионального продукта приводит к заметному укреплению доходной базы дотационных бюджетов.
2. При привлечении зарубежных и российских инвестиций в развитие экономики региона. В данном случае происходит увеличение налоговых и неналоговых поступлений не только в данный момент времени, но и в перспективе. В результате заметно укрепляется доходная база бюджетов.
3.
При проведении
4.
При эффективном управлении
Таким образом, с учетом последних изменений в налогово-бюджетном законодательстве необходимы конкретные меры по укреплению собственной доходной базы, например, путем принятия конкретных решений в сфере региональной налоговой политики. В Республике Марий Эл проводится значительная аналитическая работа, направленная на поиск решения проблемы укрепления собственной доходной базы региона и муниципалитетов. На республиканском и муниципальном уровне принят ряд нормативных документов, определяющих основные направления совершенствования межбюджетных отношений и развития доходного потенциала всего региона и его муниципальных образований. Так, Стратегия долгосрочного социально-экономического развития Республики Марий Эл, утвержденная Постановлением Правительства Республики Марий Эл от 31 августа 2007 г. №214, разработанная в соответствии с поручением Президента Республики Марий Эл содержит определение путей и способов повышения благосостояния жителей Республики Марий Эл, а также динамичного развития экономики в долгосрочной перспективе (2008-2025 гг.) и снижения финансовой зависимости от центра. Для стимулирования экспортных видов экономической деятельности предприятий принято постановление Правительства Республики Марий Эл от 15 июля 2004 г. № 183 «Об утверждении Положения о порядке и условиях государственной поддержки инвестиционных проектов».
Основными отраслями экономики, которые формируют валовой региональный продукт республики, являются промышленность, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговля, строительство. Процессы, происходящие в промышленности, оказывают определяющее влияние на социально-экономическое развитие Республики Марий Эл в целом. На долю промышленности приходится 27,8 процента валового регионального продукта и 85 процентов прибыли, получаемой организациями всех отраслей экономики. Предприятия промышленности обеспечивают свыше 51 процента платежей в консолидированный бюджет республики.
С целью привлечения инвестиций в реальный сектор экономики, увеличения налогооблагаемой базы, создания новых и расширения имеющихся производств в республике проводится работа по оказанию государственной поддержки в виде субсидирования части процентных расходов по привлекаемым кредитам в коммерческих банках для реализации инвестиционных проектов предприятиям республики, работающим в приоритетных отраслях экономики.
Данные мероприятия помогут увеличить налогооблагаемую базу и как следствие доходную базу бюджета Республики Марий Эл.
Данный
механизм государственной поддержки
реально показал свою эффективность.
За время реализации инвестиционных проектов
предприятиями и организациями не только
сохранены рабочие места,
но дополнительно созданы новые в количестве
1638 рабочих мест, проведено техническое
перевооружение предприятий, освоены
новые виды конкурентоспособной продукции,
увеличены объемы выпускаемой продукции.
В рамках развития промышленного комплекса
в 2007-2011 годах предприятиями республики
планируется осуществить около 200 крупных
и средних инвестиционных проектов на
общую сумму около 12 млрд. руб., что позволит
создать более 5 тыс. новых рабочих мест,
увеличить налоговые поступления в бюджеты
всех уровней более чем на 1,3 млрд. руб.1
В целях повышения эффективности мероприятий на региональном и муниципальном уровне в рамках мониторинга социально-экономического развития территорий рекомендуется осуществлять непрерывный мониторинг финансового состояния местных бюджетов с целью выявления долгосрочных тенденций в их развитии, а также мониторинг реализации инвестиционных коммерческих проектов организаций, расположенных на территории района, города. На региональном уровне необходимо иметь полную и достоверную информацию в разрезе каждого муниципального образования. Выявленные тенденции необходимо максимально полно учитывать при формировании средне- и долгосрочных программ социально-экономического развития территорий.
В современных условиях в основе обеспечения финансовой самостоятельности лежит рост собственных доходов региональных и местных бюджетов, прежде всего в рамках развития отраслей хозяйства, которые приносят наибольшие поступления в бюджет; модернизации управления государственной и муниципальной собственностью в целях повышения ее доходности; повышения качества, оперативности и результативности бюджетного и налогового контроля.
В
области развития малого предпринимательства,
несмотря
на достигнутый в последнее время рост
численности зарегистрированных на территории
республики малых предприятий, объем средств,
привлеченных на развитие, и доля бюджетных
поступлений от малого бизнеса остаются
незначительными в масштабах республики
Марий Эл.
Таким
образом, стратегической целью государственной
политики
в области развития
малого предпринимательства должна стать
реализация потенциала малого бизнеса,
как наиболее динамичного сектора экономики
республики, способного не только решить
проблему занятости трудовых ресурсов,
высвобождаемых в ходе структурной перестройки
экономики, но и в перспективе значительно
пополнить республиканский бюджет Республики
Марий Эл. Для этого основными направлениями
республиканской политики в сфере поддержки
и развития малого предпринимательства
должны стать:
Реализация данных направлений развития малого предпринимательства должна обеспечит увеличение уровня средней заработной платы работников малых предприятий в 4,5 раза; увеличение инвестиций в основной капитал малых предприятий в 2,5 раза; увеличение среднесписочной численности работников (без учета внешних совместителей), занятых на малых предприятиях республики, в 2,9 раза; увеличение доли налоговых поступлений от субъектов малого предпринимательства, уплачивающих налоги со специальными режимами, в общем объеме налоговых поступлений в консолидированный бюджет республики до 15 процентов.