Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 12:09, реферат
Сложные экономические условия вследствие разрыва хозяйственных связей, падения производства, спада инвестиционной активности, снижения реальных доходов населения и в целом состояние глубокого экономического кризиса, после приобретения независимости стали начальными ориентирами для формирования новой национальной экономики Кыргызстана.
При таких условиях развитие малого и среднего предпринимательства, ориентированное на самозанятость и генерацию доходов населения стало одним из приоритетных направлений государственных реформ.
1.3 Эволюция развития малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике
Сложные экономические условия вследствие разрыва хозяйственных связей, падения производства, спада инвестиционной активности, снижения реальных доходов населения и в целом состояние глубокого экономического кризиса, после приобретения независимости стали начальными ориентирами для формирования новой национальной экономики Кыргызстана.
При таких условиях развитие малого и среднего предпринимательства, ориентированное на самозанятость и генерацию доходов населения стало одним из приоритетных направлений государственных реформ.
Несмотря на определенные успехи, достигнутые в развитии малого и среднего предпринимательства, этот важнейший сектор экономики не оказал столь существенного влияния на социальное и экономические развитие Кыргызской Республики.
Одной из объективных причин отсталости развития сектора является относительно малый опыт рыночной экономики и предпринимательских отношений. Предпринимательство Кыргызстана за последние пятнадцать лет уже прошло четыре этапа и находится на качественно новом, пятом этапе.
Первый и наиболее яркий наблюдался еще в условиях бывшего СССР в конце 80-х г.г. Многие десятилетия предпринимательство в СССР определялось как уголовно наказуемое деяние и подвергалось осуждению. Частный бизнес существовал в подполье в виде субкримнинальной деятельности так называемых цеховиков или неформалов.
Попытка возрождения частного бизнеса была предпринята в эпоху перестройки и осуществлялась через арендные отношения, индивидуальную трудовую деятельность и кооперативы. Важнейшую роль в развитии арендных отношений сыграл Закон СССР «О госпредприятии (объединении)» 1987 года. Введенные тогда формы хозяйственного расчета способствовали освоению на местных предприятиях промышленности и бытового обслуживания прогрессивных форм арендных отношений.
В мае 1987 года вступил в действие Закон СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности». В характерной для времен перестройки завуалированной форме закон легализовал предпринимательскую деятельность, закамуфлировав ее термином «трудовая», тем самым вводилась защита от действовавшей статьи Уголовного кодекса СССР, которая предусматривала тюремное наказание за предпринимательство. Принятие этого закона вызвало всплеск хозяйственной активности самых широких слоев населения СССР.1
Затем серьезное содействие развитию предпринимательства оказал Закон кооперации в СССР 1988 года. С принятием Закона начался бум развития оперативного сектора. Число кооперативов в строительстве, производстве товаров, массовом питании, бытовых услугах уже в 1988 году выросло более чем 10 раз, численность занятых в них – в 10 раз, объемы реализуемых товаров и услуг почти в 20 раз. Так начался первый, еще во многом полускрытый, стал развития малого предпринимательства в бывшем СССР.
Кооперативы, арендные предприятия открыли возможности для легальной предпринимательской активности. Они демонстрировали максимально возможные в тех условиях гибкость хозяйственной деятельности и приспособляемость к внешней среде.
Постановление Совета Министров СССР «О мерах по созданию и развитию малых предприятий», принятое в августе 1990 года, практически дало толчок развитию малого бизнеса. Согласно данному Постановлению, малое предприятие, учреждаемое как юридическими, так и физическими лицами, получило право полной самостоятельности в своей хозяйственной деятельности, распоряжении выпускаемой продукцией, прибылью, определении форм и размера оплаты труда работников. Вновь создаваемые малые предприятия (кроме кооперативов) освобождались от платежей в бюджет из прибыли, а также имели льготные условия кредитования, если занимались приоритетными видами деятельности. В 1990 г, в республике уже действовало 1727 кооперативов, где было занято более 38 тыс. человек или 2.2% от общей численности запятых народном хозяйстве. За 1990 – 1991 г. число действующих малых предприятий выросло в 5 раз, а количество работавших – в 19 раз. Участие предпринимательского сектора в производстве товаров массового спроса составило 12%. На фоне общего падения темпов негосударственный сектор 1989–1990 г.г. работал стабильно, даже с нарастанием объемов производства.1 Главная особенность кооперативного предпринимательства Кыргызстана того периода заключалась в том, что основными потребителями продукции стали государственные предприятия. На них ориентировались самые массовые виды кооперативного предпринимательства: строительные, производственно-технического назначения, связи, транспорта, материально технического обеспечения. Они реализовывали госпредприятиям более 3/4 всей продукции. Две трети бытовых услуг кооперативы оказывали не населению, а различным предприятиям и организациям. Ориентация кооперативов на обслуживание, прежде всего государственных предприятий была связана с переливом денежных средств из бюджета госпредприятий в эти кооперативы. Предприятия, обладающие большим запасом безналичных ресурсом передавали их в свои кооперативные подразделения для того чтобы далее возвратить их наличными деньгами, а также в виде работ, товаров и услуг. Фактически кооперативы став филиалом госпредприятий проецировали диспропорции централизованной системы на предпринимательскую деятельность. Самое худшее состояло в том, что предпринимательский сектор, подбрасывая «пустые деньги» в денежное обращение, превратился в один из каналов дополнительной эмиссии на личных денежных средств, что усиливало инфляционные процессы. Также негативное воздействие на предпринимательский сектор оказали монополия государства на материально-сырьевые ресурсы, а также преобладание арендной формы использования средств труда. Кооперативы, находясь в полной зависимости от государственной системы материально-технического снабжения, были вынуждены подключиться к государственным заказам предприятий для того, чтобы стабильно обеспечивать свою деятельность сырьем и материалами. Созданные рыночные механизмы товарного и сырьевого обслуживания предпринимательства работали слабо, но чаще их просто не хватало. Аренда усиливала зависимость кооперативов предприятий-гарантов, передающих оборудование, как правило, изношенное, морально устаревшее и на кабальных условиях.
В результате на данном этапе предприниматели не заинтересованы в наращивании объемов производства товаров массового проса. Дефицит потребительских товаров не создавал предпосылок для конкуренции.
Отмечается и региональная неравномерность предприятий малой экономики: их чрезмерная концентрация в городе Бишкек, в Чуйской и областях и сильная отсталость в Нарыне и Таласе.
Главная причина сложного и противоречивого положения в кооперативном секторе скрывалась в самой централизованной политике, в основе которой находилась версия о быстром насыщении потребительского рынка за счет кооперативов. Не будучи подкрепленной соответствующим механизмом правового, экономического и организационного обеспечения кооперативное предпринимательство не стало реальной альтернативой к государственным структурам.
Долго так продолжаться не могло. Необходим был кардинально иной экономический курс, который воплотился уже в новом Кыргызстане в формах типа шоковой терапии.
Провозглашенный в конце 1991 года курс на реальные рыночные преобразования открыл новый этап частнопредпринимательской деятельности. Принятый в 1991 г. Верховным Советом Кыргызской Республики пакет Законов, в том числе «Об общих началах разгосударствления, приватизации и предпринимательства».
«О кооперации», «О предприятиях» был призван обеспечить необходимые условия для становления и развития в республике малого и среднего бизнеса. На данном этапе рыночных реформ кыргызского предпринимательства широко демонстрировало свои созидательные возможности. Важнейшими функциями сектора МСП стало решение социальных задач в условиях острого кризиса через самозанятость, предоставление возможности получения дополнительных средств существования.
Тогда надежды на лучшее в сочетании со снятием административно-уголовных запретов на предпринимательскую деятельность дали всплеск росту числа малых и средних предприятий. 1992-й был годом шоковой терапии, то есть самых высоких за весь постсоветский период темпов роста числа частных предприятий, численности занятых в них и объема реализованной продукции. Он положил начало второму этапу бурного роста легального малого и среднего предпринимательства.
Абсолютным лидером по увеличению числа предприятий стала сфера коммерческой деятельности (торговля и посредничество). В ней число малых-предприятий возросло в 42,7 раза. Количество малых предприятий транспорта и связи увеличилось в 4 раза. Затем следуют сфера сельского хозяйства (3,8 раза), бытовые услуги и жилищное хозяйство (3,7 раза) торговля и общественное питание (3,4 раза). В то же время в 1992 га в общей структуре кыргызского малого предпринимательства произошло уменьшение промышленных и строительных предприятий.1
Либерализация внешней торговли и снятие запретов на частную торговлю внутри страны создали благоприятные условия для любой торговой деятельности. Все шире распространяться стал «челночный» бизнес, Десятки тысяч людей разъезжались за покупками по зарубежным странам. Сложились каналы транспортировки самих «челноков» за границу и закупаемых ими товаров обратно в страну. В Турции, Китае возникли целые крупные поселения, жители, которых стали специализироваться на обслуживание челноков не дорогой местной продукцией. Таким образом, свободная торговля стала естественным началом развития малого бизнеса.
В целом предпринимательство стало составным элементом массового процесса учредительства: банки, акционерные предприятия и другие фирмы стали быстро развиваться. Люди впервые получили свободу для предпринимательской деятельности, право заниматься финансово-хозяйственной деятельностью, что ранее было абсолютной монополией государственных структур.
1995 год стал началом третьего этапа развития, вернее, фактической стагнации кыргызского предпринимательства, сопровождавшийся сокращением прироста числа малых и средних предприятий, Отрицательные темпы прироста МСП по-разному проявились в отдельных отраслях.
К этому времени оказались практически исчерпаны ниши и возможности сверхприбыльной торгово-посреднической деятельности. Многие из возникших ранее предприятий, посреднической, не торговой, сферы, бытового обслуживания либо прекратили свое существование, либо диверсифицировались.
В целом, приостановка роста числа малых и средних предприятий произошла из-за сужения границ сфер с легко достигаемой высокой доходностью и резким снижением психологических ожиданий и предельных финансовых возможностей самостоятельной предпринимательской деятельности.
При всех трудностях развития третьего этапа малый и средний бизнес и борьбе за выживание успешно научился самостоятельно приспосабливаться к сложностям рынка.
Так, для повышения своей жизнеспособности МСП начали диверсифицировать хозяйственную и инвестиционную деятельность. Более новины МСП неторгового профиля, помимо основной деятельности, занимались еще и торговлей. На малых и средних предприятиях успешно отрабатывались рыночные навыки самоокупаемости, самоконтроля, работы в условиях высоких рисков. Стали обрисовываться принципы организации дела, подбора кадров, оплаты труда, адекватные рыночной системы хозяйствования.
С усилением рыночных отношений в Кыргызстане начался четвертый этап становления малого и среднего бизнеса: переход от эпохи первоначального накопления капиталов к цивилизованной рыночной экономике, в результате институциональных преобразований, осуществленных в 1992-1996 гг. на начало 1996 г. в Кыргызстане действовало 4676 малых и средних предприятий, из них 192 (4%) государственных и 4484 (96%) – не государственных. Общее число занятых в малом и среднем бизнесе ставило 49,8 тыс. чел., объем реализованной продукции (работ, услуг) – 750 млн. сомов. Наибольшая численность работающих отмечена на промышленных предприятиях - 27,9%, в торговле и общественном питании – 3%, строительстве – 14,1%, коммерческих – 11,8%, бытовом обслуживании – 4,8%, сельском хозяйстве – 2,8%, транспорте и связи – 2.4%, науке и научном обслуживании – 0,6%, в других сферах – 15,3%. В среднем в одном малом предприятии работало 11 человек.1
На смену милым стали приходить частные предприятия. Данные об изменении форм собственности малых предприятий показывают: если за 1992 - 1995 г.г. количество малых предприятий выросло на 114,8%, то частных - на 170,5%. Доля последних в структуре собственности малых предприятий составляет около 64%. Эти данные свидетельствую о том,что в республике идет процесс формирования слоя частных предпринимателей, на смену кооперативам, положившим начало развитию негосударственного сектора, пришли малые, а затем - частные предприятия.
В сфере малого и среднего бизнеса стала формироваться конкурентная прорыночная среда, характеризующаяся борьбой МСП за выживание на основе повышения качества и разнообразия товаров и услуг.
На данном этапе малый и средний бизнес смог сыграть роль катализатора первых шагов движения к новой системе внутри кооперационных связей в кыргызской экономике. Сектор МСП стал существенным источником пополнения доходов республики. В 1995 г. негосударственный сектор экономики перечислил в государственный бюджет налогов и неналоговых платежей на сумму более 1.5 млн. сомов и 18,3% общей доходной части бюджета. Если сравнивать с предыдущими годами , когда на долю негосударственного сектора приходилось пора 13% всех поступлений, то видна заметная разница.
Однако, по сравнению с началом 90-х г. нынешнее положение малого и среднего бизнеса оставалось сложным. Общее число предприятии малого и среднего бизнеса снизилось на 13%. Таким образом, слабое предпринимательство не смогло в должной мере выполнять свойственные ему функции создания новых рабочих мест, формирования нового среднего класса общества. Важно отметить, что наряду с быстрым ростом новых
хозяйствующих субъектов увеличивается число бездействующих убыточных предприятий. Так, доля действующих малых предприятий общем количестве зарегистрированных составляла: в 1992 г. - 53%, в 1993-38% , в 1994 г. - 40%, в 1995 г. – 29%. Среди них 2,2 тыс. предприятий были; убыточными, что составляет 46% от общего числа в 1995 году.1
Сумма убытков превышает прибыль рентабельных предприятий наибольшее число убыточных оказалось среди предприятий кредитования и
страхования – 61%, оказывающих посреднические услуги – 51%, культуры и искусства – 53%. При этом, если в среднем сумма убытков одного предприятия равнялась 38 тыс. сомов, то у посреднической фирмы
достигала 56 тыс. сомов, а у предприятий кредитования и страхования аж 105 тыс. сомов. В этой связи понятно, почему доля предприятий малого бизнеса в общем объеме ВВП составила лишь 2% в 1995 г.
В отраслевой структуре малых и средних предприятий за 1992-1999 г, доля производственных предприятий понизилась, а доля торговых посреднических - повысилась. Доля производственно-технических товаров малых и средних предприятий и кооперативов в общем объеме промышленной продукции составила только 2,5%.
Информация о работе Эволюция развития малого и среднего предпринимательства в Кыргызской Республике