Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Сентября 2012 в 17:03, курсовая работа
Под безопасностью, в самом широком смысле, понимается обеспечение устойчивого состояния.
Экономическая безопасность - это обеспечение устойчивого состояния и создание условий для динамичного развития экономики страны, региона, города, населения, отдельного вида бизнеса, отдельного гражданина, юридического или физического лица.
Экономическая безопасность - часть общей системы национальной безопасности страны. Она затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики. Ее развитие необходимо рассматривать в общем контексте формирования системы национальной безопасности государства.
. Введение 3
2. Экономическая безопасность и национальные интересы государства в экономике 4
3. Угрозы экономической безопасности 5
4. Критерии экономической безопасности 7
5. Система мониторинга экономической безопасности 8
6. Виды экономической безопасности 9
7. Показатели экономической безопасности 11
8. Список литературы 15
В приложении №2
к Постановлению Правительства
Российской Федерации от 27 декабря
1996 г. №1569 «О первоочередных мерах по
реализации Государственной стратегии
экономической безопасности Российской
Федерации (основных положений)», одобренной
Указом Президента Российской Федерации
от 29апреля 1996г. №608, приводится перечень
критериев экономической
В соответствии с ним критериями экономической безопасности Российской Федерации являются:
Система
мониторинга экономической
безопасности
Постоянное усиление факторов, угрожающих экономической безопасности и обуславливающих депрессивное развитие экономики, поставило вопрос о создании системы мониторинга состояния и динамики её развития с целью заблаговременного предупреждения грозящей опасности и принятия необходимых мер защиты и противодействия.
Система мониторинга
экономической безопасности создается
как единая межведомственная и многоуровневая
автоматизированная информационная система
(АИС-Мониторинг, предназначенная для
формирования регулярной систематизированной
статистической и экономической
информации о текущих значениях
индикаторов экономической
Основные цели системы мониторинга должны быть следующими:
Мониторинг является результатом взаимодействия всех заинтересованных служб. При осуществлении мониторинга действует принцип непрерывности наблюдения за состоянием объекта мониторинга с учетом фактического состояния и тенденций развития его потенциала, а также общего развития экономики, политической обстановки и действия других общесистемных факторов.
Основным функциональным
звеном АИС-Мониторинга, ответственным
за ведение мониторинга
Государственный комитет Российской Федерации по статистике (Госкомстат России) осуществляет регулярный сбор и накопление информации, ведение и актуализацию информационной базы системы мониторинга в целом по России и в территориальном разрезе, обеспечивает защиту и конфиденциальность информации, координацию функционирования системы мониторинга в целом.
Таким образом,
система государственной
Виды
экономической безопасности
Основными элементами, или видами, государственной экономической безопасности являются: продовольственная безопасность, энергетическая безопасность, финансовая безопасность, безопасность в производственной сфере (в том числе промышленную, инвестиционную и инновационную безопасность), безопасность в сфере транспорта и связи, безопасность в социальной сфере экономики, безопасность в сфере внешней торговли. При этом в современных условиях повышенных рисков возникновения финансовых кризисов одним из важнейших элементов экономической безопасности страны является ее финансовая безопасность
Финансовая безопасность России является основным условием ее способности осуществлять самостоятельную финансовую политику в соответствии со своими национальными интересами. Сущность финансовой безопасности России можно определить как состояние ее экономики, при котором обеспечивается формирование государственных финансовых потоков в объемах, необходимых для выполнения государственных задач и функций.
Финансовая безопасность
обуславливается, прежде всего, способностью
государственных органов
Все перечисленное
также можно представить как
некоторые задачи, которые должны
решать органы государственной власти
и управления в целях обеспечения
безопасного и эффективного функционирования
не только элементов финансовой системы
государства, но и всех взаимосвязанных
с ней звеньев государственного
управления. Обязанность институтов
власти создавать механизмы защиты
национальных экономических интересов
и противостоять влиянию
Так же хотелось бы обратить внимание на проблему валютного контроля. В валютном законодательстве, как правило, используется императивный метод — метод властных предписаний, основывающийся на нормах-запретах. Но применяется и диапозитивный метод, который предоставляет лицам возможность выбора вариантов поведения в рамках закона.
Значимость валютного
контроля для экономической безопасности
страны подчеркивается, в частности,
в Концепции национальной безопасности
Российской Федерации: «Эффективные меры
должны быть приняты в сфере валютного
регулирования в целях создания
условий для прекращения
Такую угрозу, как
несовершенство действующего законодательства,
можно разложить на ряд более
мелких составляющих: явные пробелы
в правовом регулировании валютных
отношений с участием таможенных
органов: недостаточная правовая регламентация
действий участников ВЭД и контроля
за такими действиями со стороны государства;
противоречия отдельных положений
нормативных правовых актов между
собой и внутри какого-либо акта
и др. Для обеспечения экономической
безопасности страны требуется, во-первых,
создать законодательство, определяющее
в полной мере правила валютных операций,
во-вторых, ввести жесткий контроль
за соблюдением его требований.
Показатели экономической безопасности
Показатели экономической безопасности РФ Показатели | Пороговые значения | Фактическое состояние | Соотношение фактических и пороговых значений |
Объем ВВП на душу населения в % от среднемирового | 100% | 25% | 0,25 |
Доля в промышленном производстве обрабатывающей промышленности | 70% | 50% | 0,71 |
Доля в промышленном производстве машиностроения | 20% | 15% | 0,75 |
Объем инвестиций в % от ВВП | 25% | 13% | 0,60 |
Расходы на научные исследования в % от ВВП | 2% | 0,5% | 0,25 |
Доля
новых видов продукции
в объеме выпускаемой продукции (машиностроение) |
6% | 2,6% | 0,43 |
Доля в населении людей, имеющих доходы ниже прожиточного уровня | 7% | 20% | 2,86 |
Продолжительность жизни населения | 70 лет | 64 года | 0,91 |
Разрыв
между доходами
10% самых высокодоходных и 10% самых низкодоходных групп населения |
8 раз | Более
20 раз |
2,5 |
Уровень преступности (количество преступлений на 100 тыс. населения) | 5 тыс. | 6 тыс. | 1,2 |
Объем наличной иностранной валюты в % от объема наличных рублей | 25% | 100% | 4 |
Доля
импорта во внутреннем потреблении:
- всего - в том числе продовольствия |
30%
25% |
53%
30% |
1,77
1,2 |
Дифференциация субъектов Федерации по прожиточному уровню | 1,5 раза | 5 раз | 3,3 |
Таблица 1.
Для анализа
состояния экономической
Приведенные в
табл. 1 пороговые значения уровней
экономической безопасности РФ применительно
к началу XXI в., изменились. Если оценивать
уровень внутреннего
Таблица 1 - Косенко
В.П., Бойко А.П. Экономическая безопасность
Российской Федерации и таможенная
политика: состояние, проблемы и направления
их решения // Вестник Российской таможенной
академии. – 2008. - № 1 (2)
Сопоставление фактических и пороговых данных с количественными параметрами пороговых значений экономической безопасности
Таблица 2.
Наибольшую угрозу
существованию страны, ее безопасности
представляют: резкая дифференциация
доходов и потребления
Таблица
2. - http://oad.rags.ru/
Доходы 10% населения с самыми высокими доходами в 13 раз (1997 г.), 13,8 раз (2001 г.), 14,1 раз (2002 г.), 14,4 раз (2007 г.) выше доходов 10% населения с самыми низкими доходами, в то время как в США эта разница составляет 11 раз, а в Западной Европе — 5-8 раз. Такая дифференциация ни экономически, ни социально не оправдана.
Одна из сфер
применения пороговых значений - экспертиза
важнейших нормативных актов
и правительственных решений
по вопросам экономики с позиции
экономической безопасности. Для
этого необходимо, чтобы органы государственной
власти при внесении проектов нормативных
актов и правительственных
Информация о работе Экономическая безопасность и национальные интересы государства