История развития бюджетного учёта

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2012 в 20:38, доклад

Описание работы

Бюджетный учет в российском законодательстве представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного само-управления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.
В древнейшие времена учет как таковой вообще не велся. Первые свидетельства применения местных и общих смет расходов появились лишь в 1645 году. Каких-то определенных правил их составления не было. Не существовало и отчетности о выполнении смет. Приказы собирали деньги, тратили их, а оставшиеся средства предназначались для следующих периодов.

Работа содержит 1 файл

История развития бюджетного учёта.docx

— 22.52 Кб (Скачать)

  Бюджетный учет в российском законодательстве представляет собой  упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении о состоянии финансовых и нефинансовых активов и обязательств Российской Федерации, субъектов Российской Федерации (органов государственной власти, органов управления государственных внебюджетных фондов, органов управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органов местного самоуправления и созданных ими бюджетных учреждений) и операциях, приводящих к изменению вышеуказанных активов и обязательств.

     В древнейшие времена учет как таковой  вообще не велся. Первые свидетельства  применения местных и общих смет расходов появились лишь в 1645 году. Каких-то определенных правил их составления не было. Не существовало и отчетности о выполнении смет. Приказы собирали деньги, тратили их, а оставшиеся средства предназначались для следующих периодов.

     Со  времени образования Министерства финансов (1802 год) начали составлять росписи  доходов и расходов на основании  смет министров. Это позволяло уравновешивать доходы с расходами, но общих правил их составления по-прежнему не было ввиду того, что структура и  сферы деятельности Минфина были окончательно определены лишь к 1811 году. Именно в это время были предприняты  первые шаги в разработке хоть какого-то порядка ведения государственных  финансов. Так, к 1811 году в России был  издан «Наказ Министерству финансов». Он делил расходы на:  
 -необходимые;

     -полезные;

  -избыточные;

  -излишние;

  -бесполезные.

     По  этому наказу, министры сдавали в Министерство финансов сметы по единой форме к 15 ноября. Позже на их основе составлялась сводная смета, которую Минфин вносил в Государственный Совет, а тот в свою очередь, представлял ее на утверждение государю. Однако составлявшаяся таким образом государственная смета имела серьезные недостатки, главным из которых было то, что она представляла собой механическое соединение смет отдельных ведомств, причем неполное, поскольку отдельные доходы и расходы в нее не вносились, не было единства кассы.

     Состояние финансов России начиная с 1845 года можно охарактеризовать как хронический дефицит, в условиях которого не могло быть и речи о серьезном реформировании финансовой системы. Все помыслы и деяния государей и чиновников были полностью сосредоточены на обеспечении средствами военных действий. 

     В начале 1845 года, в управлении финансовыми средствами царили произвол и беспорядок. Все финансовые мероприятия того времени были крайне неудачными. Ошибочные финансовые эксперименты приводили совсем не к тем результатам, какие предполагались: дефициты росли, все попытки борьбы с увеличением государственных расходов оказывались безуспешными.

     Для выхода из сложившейся ситуации в 1859 году была учреждена комиссия для  составления правил о порядке  счетоводства, отчетности и ревизии, возглавил её В. А. Татаринов, который изучал порядок проверки государственной отчетности за границей. Объехав многие европейские государства, он составил пять записок:

        -«Государственная отчетность в Пруссии»;

        -«Государственная отчетность во Франции»;

        -«Государственная отчетность в Австрии»;

        -«Государственная отчетность в Бельгии»;

        -«Хозяйство и отчетность военного министерства во Франции».

        На основании полученных знаний он выдвинул проект составления, рассмотрения и заключения смет, введения единства кассы и установления одной независимой ревизионной инстанции — государственного контроля с предварительной и последующей проверками отчетности. До этой реформы государственный бюджет не охватывал всех средств и потребностей государства. Новая кассовая система в первые же годы после ее введения раскрыла истинное состояние финансов государства, сосредоточив все средства страны в одном Министерстве финансов, что повело к значительному сокращению расходов. Несмотря на все нападки лиц и учреждений, старавшихся удержать старые порядки независимого распоряжения казенными средствами, проект комиссии был утвержден. 

        В 1862 году по указаниям  Татаринова были составлены кассовые правила - правила о порядке поступления государственных доходов. Они создали единство бюджета, направление кредитов на их прямое назначение (специальность кредита), а неизрасходованных остатков — в общие государственные средства, ограничение сверхсметных кредитов и систему единства кассы.

        1 января 1863 года Татаринов  был назначен на должность  государственного контролера, и  в том же году впервые были  применены новые сметные правила.  В 1864 году Татаринов приступил к введению в Санкт-Петербурге единства кассы, которое в 1865 году было распространено на 12 губерний, а затем последовательно на всю Россию.  
     В результате деятельности комиссии также был установлен новый порядок отчетности и ревизии на основании документов, оправдывающих каждую статью расхода, открыты новые местные учреждения государственного контроля - контрольные палаты (в 1864 г.)

        Его реформы оказали  влияние на весь строй финансового управления в России. Они позволили качественно оформить государственный контроль над бюджетными средствами. Принцип единства кассы закрепил возросшую роль налогов в формировании бюджета и регулирующую функцию бюджетно-налоговой политики в экономике. Так же, была решена проблема территориальной неравномерности распределения поступлений и платежей. Министерство финансов получило возможность использования излишков средств, полученных в одних кассах, для покрытия недоимок в других. 

        17 октября 1905 года опубликован Манифест и учреждена Государственная Думы, которая наряду с реформированным Государственным Советом была привлечена к рассмотрению госбюджета. 

         В становлении и развитии бюджетного учета в советский период можно выделить такие этапы: 

        -1917–1938 годы — бюджетный учет ведется в соответствии с тремя планами счетов: 

        а) для учета операций выполнения сметы расходов бюджета; 

        б) для учета операций с внебюджетными средствами; 

        в) для учета операций в неуставных подсобных хозяйствах. 

        Учет регламентировался  «Инструкцией по счетоводству и отчетности для правительственных административных учреждений» (1923), «Инструкцией по ведению  учета по простой схеме» (1927), «Инструкцией о бухгалтерском учете по простой  системе в учреждениях, которые  находятся на Государственном бюджете СССР» (1932). 

        -1939–1955 годы – в это время внедряется двойная система учета.  
     -1955–1987 годы – в 1955 году утверждается «Положение о бухгалтерской отчетности и балансах в учреждениях и организациях, которые находятся на Государственном бюджете СССР». Оно определило права и обязанности главных распорядителей кредитов, правила составления балансов, оценку их статей и другие вопросы. В том же году были изданы новые инструкции по ведению учета по двойной и простой системам. Для учреждений, ведущих учет по двойной системе, был утвержден единый план счетов, и они стали составлять один баланс по исполнению сметы расходов. 

        В 1958 году Министерство финансов утверждает «Методические  указания из бухгалтерского учета в  централизованных бухгалтериях бюджетных  учреждений». Позже были разработаны  учетные регистры для машинной обработки учетной информации. 

        -1988–1999 годы. Развитие бюджетного учета в это время характеризуется: 

        -централизацией и децентрализацией учета;

        -широким использованием современных вычислительных машин (ЭВМ) для обработки учетной и экономической информации;

        -переводом бюджетных учреждений на двойную систему учета;

        -переработка нормативных актов в учреждениях и организациях, состоящих на бюджете, и Положения о бухгалтерских отчетах и балансах;

        -учетом показателей коммерческой деятельности учреждений и внебюджетных источников их финансирования;

        -интеграцией учета, финансовой и планово-экономической работы в централизованных бухгалтериях.

        Постановлением Правительства  РФ от 22 мая 2004 г. №249, утвержден  план мероприятий по реализации Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004—2006 гг. Составной частью данного плана  является реформирование учета в бюджетных организациях.

        Основополагающие  документы по реформированию бюджетного учета:

        -Федеральный закон от 20 августа 2004 г. № 120-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений»

        -Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н;

        -приказ Минфина России от 27 августа 2004 г. № 72н  «Об утверждении Указаний о порядке применения бюджетной классификации Российской Федерации при составлении и исполнении бюджетов всех уровней, начиная с бюджетов 2005 год»;

        -Методические указания по внедрению Инструкции по бюджетному учёту, утвержденные приказом Минфина России от 24 февраля 2005 г. № 26н; 

        -Инструкция о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной бюджетной отчетности, утвержденная приказом Минфина России от 21 января 2005 г. № 5н (в ред. приказа Минфина России от 11 ноября 200- № 137н).

        В соответствии с  данными нормативными документами начиная с 1 января 2005 г. лимиты бюджетных обязательств, ассигнования, сметы необходимо составлять, а кассовые и фактические расходы необходимо

вести в разрезе новой бюджетной классификации. Новые коды бюджетной классификации необходимо указывать также и в платежных документах.

        С изменением бюджетной  политики возникла необходимость анализа эффективности использования бюджета, оценки его воздействия на экономику, рационального управления финансами.

        Новая система учета, в отличие от старой, предусматривает внедрение в неё кодов Бюджетной классификации (КБК), что позволит объединить учет у исполнителей бюджета и у бюджетных организаций, а также осуществлять контроль за движением бюджетных средств от источников доходов до конечных получателей.

        Эта система учета первоначально была изложена в Инструкции по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 26 августа 2004 г. № 70н. Однако в процессе применения данной Инструкции был выявлен ряд существенных недостатков, устраненных новой Инструкцией по бюджетному учету, утвержденной приказом Минфина России от 10 февраля 2006 г. № 25н.

        Новая Инструкция по бюджетному учету устанавливает  единый порядок ведения бухгалтерского учета в органах государственной власти, органах управления государственных внебюджетных фондов, органах управления территориальных государственных внебюджетных фондов, органах местного самоуправления, бюджетных учреждениях. 
 
 
 
 

Информация о работе История развития бюджетного учёта