Исполнение федерального бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 17:02, контрольная работа

Описание работы

Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным (представительным) органом власти и продолжается в течение финансового года. Его содержание заключается в выполнении доходной и расходной части бюджета соответствующего уровня – федерального, регионального или местного. Можно выделить две стороны этого процесса:

Работа содержит 1 файл

Исполнение федерального бюджета.docx

— 27.92 Кб (Скачать)

    3) право представительных органов  государственной власти на оценку  качества деятельности органов,  исполняющих бюджеты;

    4) право представительных органов  государственной власти на утверждение  или неутверждение отчетов исполнительных органов об исполнении бюджетов;

    5) право представительных органов  государственной власти на создание  контрольно-счетных органов, занимающихся  внешним контролем исполнения  бюджетов.

    Административный  контроль за исполнением бюджета осуществляют:

    1) Министерство финансов Российской  Федерации;

    2) финансовые органы субъектов  Российской Федерации;

    3) главные распорядители бюджетных  средств;

    4) главные бухгалтеры бюджетных  учреждений. Проведение административного  контроля предполагает следующее:

    1) право получения необходимой  информации в нужном объеме  и в определенные сроки;

    2) право проведения проверок деятельности  распорядителей и получателей  бюджетных средств;

    3) право на устранение выявленных  в работе недостатков либо  нарушений;

    4) право оформления необходимых  документов для наложения мер  ответственности на виновных  в выявленных нарушениях.

    Контроль  за исполнением федерального бюджета осуществляют следующие органы: Совет Федерации и Государственная Дума Российской Федерации.

    Заключение  по данному отчету включает в себя:

    1) заключения по каждому из случаев  финансирования, не предусмотренного  в государственном бюджете, который  был утвержден;

    2) заключения по каждому из разделов  и подразделов бюджета о том,  какое количество средств было  использовано по целевому назначению (а также указание обнаружения  случаев нецелевого использования  бюджетных средств);

    3) заключения по каждому из разделов  и подразделов бюджета о том,  какие средства и на какие  нужды были использованы сверх  бюджетных ассигнований разных  уровней в полном объеме;

    Финансовые  органы субъектов РФ и муниципальных  образований осуществляют финансовый контроль за операциями с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств соответствующих бюджетов, а также за соблюдением получателями бюджетных кредитов, бюджетных инвестиций и государственных и муниципальных гарантий условий выделения, получения, целевого использования и возврата бюджетных средств.

    Главные распорядители и распорядители  бюджетных средств проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, бюджетных организаций. Они осуществляют финансовый контроль за использованием бюджетных средств получателями бюджетных средств в части обеспечения целевого использования и своевременного возврата бюджетных средств, а также предоставления отчетности и внесения платы за пользование бюджетными средствами.

    В соответствии со ст. 101-103 Конституции  РФ для осуществления общегосударственного контроля законодательные органы государственной  власти могут создавать свой орган. Таким органом в России является Счетная палата РФ.

    Счетная палата РФ существует в России на основании  Федерального закона «О счетной палате Российской Федерации» от 11 января 1995 г. Она является постоянно действующим  органом государственного финансового  контроля, образуемого Федеральным  Собранием РФ, и подотчетна ему.

    Счетная палата осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иные виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов, что предусматривает:

    · организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году;

    · проведение комплексных ревизий  и тематических проверок по отдельным  разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов внебюджетных фондов;

    · экспертизу проектов федерального бюджета, законов и иных нормативных правовых актов международных договоров  РФ, федеральных программ и иных документов, затрагивающих вопросы  федерального бюджета и финансов РФ;

    · анализ и исследование нарушений  и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет  Федерации и Государственную  Думу по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом

    · подготовку и представление заключений в Совет Федерации и Государственную  Думу по исполнению федерального бюджета  и бюджетов внебюджетных фондов в  отчетном году, подготовку и представление  заключений и ответов на запросы  органов государственной власти РФ.

    Контрольные полномочия Счетной палаты распространяются на все государственные органы и  учреждения в РФ, на федеральные  внебюджетные фонды. Они распространяются также на органы местного самоуправления, предприятия, организации, банки, страховые компании и другие финансово-кредитные учреждения, их союзы, ассоциации и иные объединения вне зависимости от видов и форм собственности, если они получают, перечисляют, используют средства из федерального бюджета или используют федеральную собственность, либо управляют ею, а также имеют предоставленные федеральным законодательством или федеральными органами государственной власти налоговые, таможенные и иные льготы и преимущества.

    На  деятельность общественных объединений, негосударственных фондов и иных негосударственных некоммерческих организаций контрольные полномочия Счетной палаты распространяются в  части, связанной с получением, перечислением  или использованием ими средств  федерального бюджета, использованием федеральной собственности и  управлением ею, а также в части  предоставленных федеральным законодательством  или федеральными органами государственной  власти налоговых, таможенных и иных льгот и преимуществ.

    Счетная палата осуществляет контроль за деятельностью Центрального банка РФ, его структурных подразделений, других банков и кредитно-финансовых учреждений в части обслуживания ими федерального бюджета или обслуживания государственного долга РФ.

    Все органы государственной власти в  РФ, органы местного самоуправления, Центральный  банк РФ, предприятия, учреждения, организации  независимо от форм собственности и  их должностные лица обязаны предоставлять  по запросам Счетной палаты информацию, необходимую для обеспечения  ее деятельности.

    Большую роль в осуществлении бюджетного контроля играет также Федеральное  казначейство. 

    Подготовка, рассмотрение и утверждение  отчета об исполнении бюджета

    Завершающей стадией бюджетного процесса является составление отчета об исполнении бюджета, его рассмотрение и утверждение  законодателями. В конце каждого  года министр финансов издает распоряжение, в соответствии с котором начинается подготовка отчета об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Отчет составляется казначейством в соответствии с той же структурой и бюджетной классификацией, которые применялись при утверждении закона о бюджете. Исходными данными для него служат отчеты главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств.

    На  основании распоряжения министра финансов все получатели бюджетных средств  составляют свои годовые отчеты, в  которых отражается информация об их доходах и расходах, выполнении заданий  по предоставлению государственных  или муниципальных услуг, использовании  выделенных субвенций, бюджетных кредитов и ссуд, а также закрепленного  за ними государственного имущества. Государственные  заказчики готовят сводный отчет  об использовании бюджетных средств, выделенных им по госзаказам. Отчеты по всем подведомственных учреждений сводятся и обобщаются главными распорядителями.

    Отчет от исполнении федерального бюджета за истекший год утверждается в форме закона. Для этого он должен быть представлен Правительством в Государственную Думу не позднее 1 июня следующего года. В этот же срока законопроект должен быть направлен в Счетную палату для подготовки заключения. Одновременно с ним в Думу вносятся отчеты об исполнении бюджетов федеральных целевых бюджетных фондов, а также ряд других материалов:

    отчет о расходовании средств резервных  фондов Правительства и Президента РФ;

    отчет Министерства финансов и других уполномоченных органов о предоставлении и погашении  бюджетных ссуд, кредитов;

    отчет Министерства финансов о предоставленных  государственных гарантиях;

    отчет о внутренних и внешних заимствованиях РФ;

    отчет о доходах, полученных от использования  государственного имущества;

    сводные отчеты о выполнении заданий по предоставлению государственных и муниципальных  услуг;

    сводные отчетные сметы доходов и расходов бюджетных учреждений по главным  распорядителям бюджетных средств;

    реестр  федеральной собственности на начало и конец года;

    отчет о состоянии внешнего и внутреннего  долга РФ на начало и конец года;

    отчет Федерального казначейства о рассмотренных  делах и наложенных взысканиях за нарушение бюджетного законодательства.

    В течение полутора месяцев после  того, как отчет был направлен  в Думу, Счетная палата проводит его проверку. При этом используются материалы контрольно-ревизионной  деятельности. Итогом работы Счетной  палаты является заключение по отчету Правительства об исполнении федерального бюджета, которое включает в себя:

    1) заключение по каждому разделу  и подразделу функциональной  классификации расходов и каждому  главному распорядителю, в котором  отражаются суммы расходов по  целевому назначению и факты  нецелевого использования средств.  Если часть средств была израсходована  нецелевым образом, в заключении  указывается, кто из руководителей  организации принял такое решение,  а также кто из должностных  лиц казначейства допустил осуществление  платежа;

    2) заключение по каждому разделу  и подразделу функциональной  классификации расходов и каждому  главному распорядителю, по которым  допущено расходование средств сверх утвержденных ассигнований или сверх бюджетной росписи;

    3) заключение по каждому случаю  финансирования расходов, не предусмотренных  законом о бюджете или бюджетной  росписью;

    4) анализ предоставления и погашения  бюджетных кредитов и ссуд; заключения  по фактам предоставления кредитов  и ссуд с нарушением закона;

    5) анализ предоставления и исполнения  обязательств по государственным  гарантиям; заключения по фактам  незаконного их предоставления; расследование случаев, в которых  такие обязательства исполнялись  за счет средств бюджета;

    6) анализ бюджетных инвестиций  и заключенных договоров с  точки зрения соблюдения государственных  интересов; заключения по фактам  незаконного предоставления инвестиций;

    7) анализ выполнения заданий по  предоставлению государственных  услуг, соблюдения установленных  для них нормативов финансовых  затрат.

    В заключении Счетной палаты могут содержаться и другие материалы, определенные постановлениями Думы или Совета Федерации.

    После того, как заключение Счетной палаты было направлено в Думу, нижняя палата парламента начинает рассматривать  отчет об исполнении федерального бюджета. Продолжительность его рассмотрения определена Бюджетным кодексом и  составляет полтора месяца. Государственная  Дума заслушивает доклад руководителя Федерального казначейства, доклад министра финансов об исполнении федерального бюджета; доклад Генерального прокурора  о соблюдении законности в области  бюджетного законодательства; а также  заключение Председателя Счетной палаты. Могут быть также заслушаны доклады  руководителей высших органов судебной власти о том, какие бюджетные  споры и нарушения бюджетного законодательства рассматривались  судами в отчетном году.

    После рассмотрения отчета об исполнении федерального бюджета Государственная Дума принимает  решение о его утверждении. Если фактически исполненный бюджет не соответствует  принятому закону, и при этом режим  сокращения и блокировки расходов не вводился, отчет может быть отклонен.

Информация о работе Исполнение федерального бюджета