Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2012 в 20:04, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является исследование исполнения бюджета.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
а) Изучить сущность, принципы и этапы исполнения бюджета.
б) Определить участников исполнения бюджета по доходам и расходам.
в) Рассмотреть инструменты исполнения бюджета и совершенствования их применения
Введение
1. Сущность, цели, этапы исполнения бюджета
2. Участники исполнения бюджета, их полномочия и взаимодействие
3. Проблемы исполнения бюджета и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Содержание
Введение
1. Сущность, цели, этапы исполнения бюджета
2. Участники исполнения бюджета, их полномочия и взаимодействие
3. Проблемы исполнения бюджета и пути их решения
Заключение
Список использованных источников
Функциями Федерального Казначейства являются:
- доведение до главных распорядителей средств, распорядителей средств и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
- ведет учет операций по кассовому исполнения федерального бюджета;
- открывает в Центральном банке счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
- открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств;
- ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств;
- ведет учет показателей сводной учетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
- составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
- осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
- иные функции.[14]
Введение
Бюджет – это зеркало государства, барометр его экономического и социального состояния и политического положения. И как бы ни доказывали сторонники духовности и нравственности общества их приоритета над экономикой в целом и финансами в частности, многолетняя история государств на нашей планете свидетельствует об обратном. С разрушением экономики, крахом финансов, отсутствием средств в бюджетной системе падают духовность, нравственность и культура в обществе.
Бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.
Следовательно, государство призвано выполнять важнейшие функции, без которых существование общества невозможно, среди которых наиболее важными являются управление в области обороны, общественной безопасности, социальная политика. Для выполнения своих функций государство ежегодно принимает бюджет, в котором расписываются доходы, которые планирует получить государство в предстоящем году, и направления, на которые оно эти средства собирается потратить (расходы).
Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.
Ежегодно изменяются потребности в денежных средствах каждой республики, области и других субъектов РФ, органов местного самоуправления в зависимости от того, как будет развиваться хозяйство и социальная сфера данной территории в следующем году. Однако порядок, предполагающий последовательность стадий составления, рассмотрения, утверждения бюджета, исполнения бюджета, составления, рассмотрения и утверждения отчета об исполнении бюджета, остается неизменным.
Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. В то же время каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, поскольку ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному перераспределяются средства в зависимости от задач, решаемых государством в данный период. В связи с этим изучение бюджетного процесса, теоретических и законодательных основ и реальной практики функционирования бюджетного механизма обрело в настоящее время особую актуальность.
Целью данной курсовой работы является исследование исполнения бюджета.
Поставленная цель определила необходимость решения следующих задач:
а) Изучить сущность, принципы и этапы исполнения бюджета.
б) Определить участников исполнения бюджета по доходам и расходам.
в) Рассмотреть инструменты исполнения бюджета и совершенствования их применения
Методологическую основу работы составляют такие литературные источники как Бюджетный кодекс Российской Федерации, научные труды ученых и аналитические статьи и материалы.
1. Сущность, цели, этапы исполнения бюджета
Одной из важнейших стадий бюджетного процесса является исполнение бюджета. Исполнение бюджета – это этап бюджетного процесса, который начинается с момента утверждения закона о бюджете законодательным органом власти и продолжается в течение финансового года. Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса означает мобилизацию всех запланированных по бюджету доходов и финансирование предусмотренных расходов. Предполагается, что исполнение бюджета, являясь стадией бюджетного процесса, представляет собой совокупность процедур, по прогнозированию и учету поступлений доходов, межбюджетного их распределения, осуществления санкционирования, финансирования расходов бюджетной системы кассовому планированию бюджетных средств, обслуживание государственного долга, предоставление бюджетных кредитов и осуществления их возврата, ведение учета и отчетности, осуществление предварительного, текущего и последующего контроля.
Цель исполнения бюджета выполнение закона о бюджете в соответствии с утвержденными показателями.
К основным задачам исполнения бюджета относятся:
- обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других поступлений в бюджет;
- своевременное и в полном объеме финансирование расходов предусмотренным законом о бюджете;
- обеспечение полного и своевременного поступления источников финансирования бюджетного дефицита;
- осуществление предварительного, текущего и последующего контроля формирования доходов бюджета и исполнения бюджетных средств.
Кассовое исполнение бюджета является частью бюджетного процесса исполнения бюджета. Под кассовым исполнением бюджета понимается организация и осуществление приема, хранения и выдачи бюджетных средств в процессе исполнения бюджета. В соответствии с Бюджетным Кодексом кассовое обслуживание исполнения бюджета возлагается на органы Федерального Казначейства. Кассовое исполнение бюджетов включает в себя операции со средствами на бюджетном счете по зачислению доходов бюджетов и платежам по подтвержденным обязательствам бюджетов. Кассовое исполнение федерального бюджета возлагается на Федеральное казначейство. Федеральному казначейству принадлежит право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, а также определения их режима. Единый счет федерального бюджета - он же единый счет Федерального казначейства, находится в Центральном Банке. В территориальных учреждениях Центрального банка функционируют управления организации и исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов. Они обеспечивают достоверность передаваемых кредитными органами данных об использовании средств бюджета и внебюджетных фондов, а также осуществляют надзор за исполнением кредитными организациями и расчетно-кассовыми центрами банковского законодательства в части исполнения бюджетов и внебюджетных фондов. Департамент организации и исполнения федерального бюджета и внебюджетных фондов ЦБ РФ организует в банковской системе кассовое исполнение федерального бюджета и составляет бюджетную отчетность о кассовом исполнении федерального бюджета и об остатках средств на счетах местных органов власти и государственных внебюджетных фондов.
В соответствии со статьей 215.1 Бюджетного Кодекса в России установлено казначейское исполнение бюджетов. Это означает, что организация исполнения и исполнение бюджетов осуществляется органами исполнительной власти. Исполнительные органы управляют счетами бюджетов, являются кассирами всех распорядителей и получателей бюджетных средств. От имени и по поручению бюджетных учреждений они осуществляют платежи за счет средств бюджета[1,с243]
Казначейство – это орган исполнительной власти, осуществляющий исполнение государственного бюджета. Казначейства существуют в большинстве стран мира. К их полномочиям относится ведение операций с бюджетными средствами: регистрация поступлений в бюджет, регулирование объемов и сроков принятия бюджетных обязательств, выдача разрешения на право осуществления расходов в рамках утвержденных лимитов, осуществление платежей от имени бюджетных учреждений. Переход на казначейскую систему осуществляется в России с первой половины 90-х годов XX века в целях повышения эффективности управления доходами и расходами, оперативности финансирования государственных программ, усиления контроля за поступлением бюджетных средств и их рациональным использованием. В России установлено казначейское исполнение бюджетов. Казначейские органы являются кассирами всех расходов и получателей бюджетных средств, осуществляют платежи за счет бюджетных средств от имени и по поручению бюджетных учреждений. При этом действует принцип единства кассы, который предусматривает зачисление всех доходов, привлечение и погашение всех источников финансирования дефицита бюджета, осуществление всех расходов с единого счета бюджета[10].
К числу задач, решаемых органами казначейства в России, относятся[10]:
- организация, осуществление и контроль за исполнением государственного бюджета, управление доходами и расходами бюджета на счетах казначейства;
-регулирование финансовых отношений между бюджетом и государственными внебюджетными фондами, финансовое исполнение этих фондов, контроль за поступлением и использованием внебюджетных средств;
- краткосрочное прогнозирование объемов государственных финансовых ресурсов, оперативное управление ими;
- сбор, обработка и анализ информации о состоянии государственных финансов; составление отчетности о финансовых операциях по бюджету и о внебюджетных фондах, представление ее законодательным и исполнительным органам власти.
Исполнение бюджетов всех уровней осуществляется на основе бюджетной росписи, которая составляется главным распорядителем по распорядителям и получателям этих средств на основе утвержденного бюджета. Бюджетная роспись составляется главным распорядителем бюджетных средств по распорядителям и получателям бюджетных средств на основе утвержденного бюджета в соответствии с функциональной и экономической классификациями расходов бюджетов Российской Федерации с поквартальной разбивкой и представляется в орган исполнительной власти, ответственный за составление бюджета, в течение 10 дней со дня утверждения бюджета. На основании бюджетных росписей главных распорядителей бюджетных средств орган, ответственный за составление проекта соответствующего бюджета, составляет сводную бюджетную роспись в течение 15 дней после утверждения бюджета. Сводная бюджетная роспись утверждается руководителем указанного органа в установленном порядке и не позднее 17 дней после утверждения бюджета направляется в орган, исполняющий бюджет. Одновременно сводная бюджетная роспись направляется для сведения в соответствующие представительный и контрольные органы.
В России органы Федерального Казначейства представляют собой единую централизованную систему, которая входит в состав Министерства финансов. Федеральное казначейство организует исполнение и исполняет федеральный бюджет, а при наличии соответствующих соглашений – также бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Оно осуществляет операции со средствами бюджета, открывает и закрывает счета для зачисления и выдачи бюджетных средств в Центральном банке и уполномоченных кредитных организациях, ведет лицевые счета распорядителей средств и бюджетополучателей. Казначейство ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета, оно осуществляет регистрацию бюджетных учреждений, деятельность которых финансируется из бюджетных средств. К функциям казначейства относится предварительный и текущий контроль за исполнением бюджета, составление отчета о его исполнении. При выявлении нарушений оно направляет распорядителям средств, бюджетополучателям и банковским учреждениям представления с требованием об их устранении, обеспечивает контроль за выполнением этих требований. Казначейство обладает правом приостанавливать операции по лицевым счетам распорядителей и получателей бюджетных средств, взыскивать в бесспорном порядке средства, используемые не по целевому назначению. В пределах своей компетенции оно может налагать штрафы[10].
Система органов казначейства в России создана по территориальному принципу и включает три уровня[10]:
- управление Федерального Казначейства осуществляет свою деятельность на федеральном уровне. Его главной задачей является сводный учет доходов и расходов федерального бюджета, управление бюджетными средств на счетах казначейства, а также информирование высших органов власти о ходе исполнения федерального бюджета. Главное управление федерального казначейства руководит работой нижестоящих подразделений, обеспечивает исполнение ими принятого закона о бюджете и получает от них оперативную информацию о ходе выполнения доходной и расходной части бюджета. Возглавляет его начальник в ранге заместителя министра финансов;
- управление Федерального Казначейства по субъектам федерации;
-отделения Федерального Казначейства по городам, районам и районам в городах (кроме городов районного подчинения). Осуществляют формирование доходной части бюджета на соответствующих территориях, обеспечивают целевое финансирование расходов по отдельным бюджетополучателям, а также информируют вышестоящие органы о ходе исполнения федерального бюджета на данной территории. Все органы Федерального казначейства являются юридическими лицами. Поскольку их основной задачей является обеспечение исполнения закона о бюджете, они не вправе принимать каких-либо самостоятельных решений об объемах, целевом назначении доходов и расходов или составе бюджетополучателей.
Исполнение федерального бюджета осуществляется органами казначейства на счетах, открытых для учета доходов и средств в Центральном банке и его учреждениях. Право открытия и закрытия счетов федерального бюджета, определения их режима принадлежит Федеральному казначейству; открывать или закрывать бюджетные счета без соответствующего его решения нельзя. В отдельных случаях казначейство может открывать счета федерального бюджета не в Центральном банке, а в других кредитных организациях (так называемых уполномоченных банках), которые определяются на конкурсной основе. Между банком и органом казначейства заключается договор на обслуживание счета. Банки несут ответственность за своевременное и правильное зачисление и списание средств по этим счетам на основании расчетно-денежных документов. По обязательствам казначейских органов банки не отвечают[10].
Основным принципом исполнения бюджета является принцип единства кассы. Данный принцип предусматривает зачисление всех поступающих доходов бюджета и осуществление всех расходов бюджета с единого счета бюджета, каким в РФ является единый казначейский счет. Исключение составляют операции по исполнению федерального бюджета, осуществляемые за пределами РФ в соответствии с законодательством РФ. Принцип единства кассы предполагает слияние расчетных счетов бюджетополучателей в единый счет бюджета, с которого осуществляется расчет с поставщиками товаров и услуг. На этот же счет зачисляются поступающие доходы бюджета. Применение принципа единства кассы при исполнении бюджета дает ряд преимуществ. Во-первых, появилась возможность предварительного и текущего контроля целевого расходования средств. Предварительный контроль невозможно было реализовать при существовании банковской системы исполнения бюджета. Сейчас осуществление предварительного контроля - контроля над составлением сметы доходов и расходов бюджетного учреждения - дает возможность предотвращения нарушений бюджетно-финансового законодательства. Текущий контроль осуществляется через процедуру подтверждения платежных обязательств. Совершение платежа возможно только после получения разрешительной надписи. Во-вторых, достигается экономия времени за счет минимизации прохождения средств по расчетным счетам.
В-третьих, появляется возможность перераспределения средств. Средства находятся на счете бюджета в распоряжении органа, исполняющего бюджет. Это позволяет учитывать остатки на расчетном счете при планировании и текущем финансировании, перераспределять и использовать их для финансирования текущих расходов.
Важнейшим элементом исполнения бюджета является формирование его доходной части в соответствии с утвержденным планом. Исполнение бюджетов по доходам предусматривает выполнение следующих стадий[10]:
-перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета;
-распределение в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующих доходов;
-возврат излишне уплаченных в бюджет сумм доходов;
-учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета.
Исполнение бюджета по доходам подразумевает мобилизацию налогов, сборов, других платежей и распределение их по уровням бюджетной системы в соответствии с существующим законодательством. Исполнение бюджетов по доходам происходит в четыре этапа.
Первым этапом является перечисление и зачисление доходов на единый счет бюджета. Следует иметь в виду, что доходы считаются перечисленными в бюджет с момента списания денежных средств со счета плательщика в банке или иной кредитной организации. Денежные средства считаются зачисленными в доход бюджета с момента совершения Центральным Банком или иной кредитной организацией, в которой открыт счет по учету доходов бюджета, операции по зачислению денежных средств на счет казначейства. Значительная часть бюджетных средств формируется за счет налоговых доходов. Полный перечень источников, за счет которых формируются доходы бюджета, ежегодно устанавливается законом о бюджете на соответствующий год. Территориальные учреждения Центрального Банка обязаны принять платежные документы к исполнению независимо от состояния расчетного счета плательщика и корреспондентского счета самого банка. Банки обязаны соблюдать сроки списания средств с лицевых счетов плательщиков. Сроки прохождения платежа от плательщика до получателя находятся под контролем органов казначейства. На втором этапе распределяются в соответствии с утвержденным бюджетом регулирующие доходы. Распределение и перечень регулирующих доходов строго регламентированы законом о бюджете на соответствующий год. Распределение доходов представляет собой непрерывный процесс, в результате которого ежедневно определяются суммы, подлежащие перечислению в бюджет соответствующего уровня. Распределение осуществляется путем направления органом казначейства соответствующему банку платежного поручения и списания банком средств в пределах остатка по лицевому счету. Государство в лице соответствующих органов возвращает излишне уплаченные в бюджет суммы доходов. В соответствии со статьей 78 Налогового Кодекса РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки или возврату налогоплательщику по его письменному заявлению. Возврат сумм налога осуществляется за счет средств бюджета, в который произошла переплата. Казначейство обязано исполнить заключение налогового органа и оформить в установленном порядке платежное поручение на возврат или зачет налога Операции по возврату или зачету налогов юридическим лицам осуществляются в порядке безналичных расчетов. Необходимым этапом исполнения бюджетов по доходам является учет доходов бюджета и составление отчетности о доходах соответствующего бюджета. Органы казначейства ведут отчет и составляют отчетность о доходах федерального бюджета. Порядок и сроки составления отчетности определяет вышестоящий орган казначейства. Учет доходов ведется в разрезе всех кодов бюджетной классификации. Главное управление Федерального казначейства организует и осуществляет сводный систематический, полный и стандартизированный учет операций по движению средств Республиканского бюджета РФ, государственных внебюджетных фондов и внебюджетных средств на счетах казначейства. Главное управление организует и осуществляет сбор, обработку и анализ информации о состоянии республиканского бюджета РФ, бюджетов субъектов РФ, а также государственных внебюджетных фондов и внебюджетных федеральных средств. Главное управление представляет высшим органам государственной власти и управления РФ отчетность о финансовых операциях Правительства РФ, результатах исполнения республиканского бюджета РФ и состояния бюджетной системы РФ, а руководящим органам государственных (федеральных) внебюджетных фондов - о результатах финансового исполнения соответствующих фондов.
Бюджеты по расходам исполняются в пределах фактического наличия бюджетных средств на едином счете бюджета с соблюдением обязательных последовательно осуществляемых процедур санкционирования и финансирования. Основными этапами санкционирования при исполнении расходов бюджетов являются:
- составление и утверждение бюджетной росписи;
- утверждение и доведение уведомлений о бюджетных ассигнованиях до распорядителей и получателей бюджетных средств, а также утверждение смет доходов и расходов распорядителям бюджетных средств и бюджетным учреждениям;
- утверждение и доведение уведомлений о лимитах бюджетных обязательств до распорядителей и получателей бюджетных средств; -принятие денежных обязательств получателями бюджетных средств;
- подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Процедура финансирования заключается в расходовании бюджетных средств. Основным правилом исполнения бюджетов является исполнение в пределах фактического наличия бюджетных средств на бюджетном счете. Установленные процедуры санкционирования и финансирования и их порядок обязательны. Проведение финансирования допускается только после завершения процедуры санкционирования. Процедура санкционирования включает ряд обязательных этапов.
Первым этапом является составление и утверждение бюджетной росписи. Министерство финансов РФ составляет сводную бюджетную роспись по главным распорядителям бюджетных средств, утверждает порядок ее исполнения и доводит годовой объем бюджетных ассигнований и лимиты бюджетных обязательств до главных распорядителей бюджетных средств. На следующем этапе утверждаются и доводятся до распорядителей и получателей бюджетных средств уведомления о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и утверждаются сметы доходов и расходов получателей бюджетных средств. Главные распорядители на основе установленных им объемов бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств доводят распределенные бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств до распорядителей и получателей средств федерального бюджета, находящихся в их ведении. Бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся в форме уведомлений и не дают право бюджетному учреждению на расходование бюджетных средств. После получения уведомления о бюджетных ассигнованиях бюджетное учреждение обязано составить и представить на утверждение в вышестоящий орган смету доходов и расходов. Смета доходов и расходов главного распорядителя бюджетных средств утверждается руководителем этого органа. Получатели средств федерального бюджета представляют утвержденные в установленном порядке лимиты бюджетных обязательств в соответствующий орган казначейства для контроля за расходованием средств. На четвертом этапе получатели бюджетных средств принимают на себя бюджетные обязательства. Принятие обязательств осуществляется в пределах лимитов бюджетных обязательств и утвержденной сметы доходов и расходов и реализуется через составление платежных и иных документов. Завершающим этапом санкционирования является подтверждение и выверка исполнения денежных обязательств. Орган казначейства осуществляет расходование бюджетных средств после проверки соответствия принятых денежных обязательств получателем бюджетных средств лимитам бюджетных обязательств и поступившему на его лицевой счет финансированию. Орган казначейства, где открыт лицевой счет получателю бюджетных средств, может отказаться подтвердить принятые денежные обязательства исключительно в случаях, установленных п.4 статьи 226 Бюджетного Кодекса. В ходе исполнения федерального бюджета по представлению главных распорядителей бюджетных средств в сводную бюджетную роспись могут быть внесены изменения по следующим трем основаниям. Во-первых, в случае передачи полномочий по финансированию отдельных учреждений, мероприятий или видов расходов. Во-вторых, в случае уменьшения ассигнований на сумму, израсходованную получателем бюджетных средств незаконно или не по целевому назначению, по предписаниям контрольных органов Минфина и Счетной палаты РФ. В-третьих, в случае образования в ходе исполнения федерального бюджета экономии по отдельным статьям экономической классификации расходов бюджетов. В последнем случае главные распорядители предоставляют в Минфин обязательство о недопущении кредитования задолженности по тем статьям экономической классификации расходов, по которым уменьшаются лимиты бюджетных обязательств. Финансирование осуществляется органами казначейства России. Действия по финансированию включают разрешение на формирование платежного документа и осуществление самого платежа. Федеральное казначейство может также осуществлять исполнение территориальных бюджетов при заключении бюджетных соглашений между органами Федерального казначейства, органами власти субъектов РФ и органами местного самоуправления.
2. Участники исполнения бюджета, их полномочия и взаимодействие
В соответствии с Бюджетным Кодексом исполнение бюджетов является функцией исполнительных органов власти. К участникам исполнения бюджета на федеральном уровне относятся:
- Правительство Российской Федерации
- Министерство Финансов Российской Федерации
- Федеральное Казначейство
- Органы, осуществляющие сбор доходов бюджетов,(администраторы доходов)
- Банк России
- Федеральная служба финансово бюджетного надзора
- государственные внебюджетные фонды;
- главный распорядитель, распорядитель и получатели бюджетных средств.
На практике исполнение бюджетов осуществляется специальными субъектами. Главный распорядитель бюджетных средств – это первый прямой получатель бюджетных средств, имеющий право распределять бюджетные средства между распорядителями и получателями бюджетных средств. Главные распорядители бюджетных средств могут быть уполномочены Правительством РФ на представление стороны государства в договорах о представлении средств бюджета на возвратной основе, государственных (муниципальных) гарантий, бюджетных инвестиций[10]. Главными распорядителями средств федерального бюджета, в разрезе которых формируется, утверждается и исполняется федеральный бюджет, являются все федеральные органы исполнительной власти (федеральные министерства, федеральные агентства, федеральные службы), законодательные и судебные органы РФ, Генеральная прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Центральная избирательная комиссия РФ (в их состав также могут быть включены отдельные наиболее значимые учреждения науки, образования, культуры, средств массовой информации согласно Федеральному закону о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год) [10].
Главный распорядитель (распорядитель) бюджетных средств осуществляет контроль за бюджетополучателями в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности[1].
Главный распорядитель бюджетных средств несет ответственность за[1]:
- нецелевое использование бюджетных средств;
- несвоевременное представление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;
- несвоевременное доведение уведомлений о бюджетных ассигнований до бюджетополучателей;
- несвоевременное доведение уведомлений о лимитах по обязательствам бюджета до бюджетополучателей;
- несоответствие росписи бюджетных расходов утвержденным расходам;
- несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, уведомлений о лимитах по обязательствам бюджета утвержденным расходам и росписи бюджетных расходов за исключением обстоятельств, определенных статьями Бюджетного кодекса РФ.
Распорядитель бюджетных средств распределяет бюджетные средства между бюджетополучателями в пределах своей компетенции, а также осуществляет доведение до них уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах по обязательствам бюджета и сведений об изменениях бюджетных ассигнований. На основании поданной бюджетной заявки он утверждает смету доходов и расходов бюджетополучателям и осуществляет контроль за бюджетополучателями в части обеспечения целевого использования бюджетных средств, своевременного их возврата и предоставления отчетности[1].
Получатель бюджетных средств (бюджетополучатель) – это бюджетное учреждение, или иная организация, имеющая право на получение средств из бюджета на основании решения соответствующего органа либо договора[1].
Бюджетополучатели имеют право[1]:
- на своевременное получение и использование бюджетными средствами согласно утвержденному в росписи бюджетных расходов размеру с учетом сокращения и индексации;
- на своевременное информирование об утвержденном размере причитающихся им бюджетных средств.
- на возмещении реального ущерба, причиненного неполным либо несвоевременным финансированием. Получение упущенной выгоды за счет бюджета не допускается.
Бюджетополучатели обязаны своевременно подавать бюджетную заявку или иной документ, подтверждающий право на получение бюджетных средств; использовать бюджетные средства в соответствии с их целевым предназначением; своевременно и в полном объеме вернуть бюджетные средства, предоставленные на возвратной основе, и внести плату за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возмездной основе, а также своевременно представить отчет и иные сведения об использовании бюджетных средств[1].
Бюджетные полномочия Министерства финансов на основании Бюджетного кодекса, иных актов бюджетного законодательства РФ, актов Президента РФ и Правительства РФ заключаются в:
- осуществлении методологического руководства в области исполнения бюджетов бюджетной системы РФ;
- ведет реестр расходных обязательств РФ;
- организует исполнение федерального бюджета, устанавливает порядок составления и ведения сводной бюджетной росписи федерального бюджета, бюджетных росписей главных распорядителей средств федерального бюджета и кассового плана исполнения федерального бюджета;
- предоставляет в Федеральное казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств федерального бюджета;
- устанавливает единую методологию бюджетной классификации РФ и бюджетной отчетности;
- утверждает коды составных частей бюджетной классификации РФ, являющиеся в соответствии с Бюджетным кодексом едиными для бюджетов бюджетной системы РФ;
К полномочиям Банка России относится:
- совместно с Правительством Российской Федерации разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики;
- обслуживание счетов бюджетов;
- осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.
Банк России является единственным органом денежно-кредитного регулирования РФ. В рамках данного правового статуса Центральный Банк проводит денежно-кредитную политику РФ в целом, основные направления которой ежегодно изменяются. В связи с этим согласно п. 1 Бюджетного Кодекса РФ Банк России совместно с Правительством РФ ежегодно разрабатывает основные направления денежно-кредитной политики и представляет их на рассмотрение Государственной Думы РФ. При разработке основных направлений денежно-кредитной политики государства должны быть приняты во внимание изменения, происшедшие в экономическом развитии страны за истекший год или планируемые в ближайшее время.
Важно отметить существенные особенности правового положения Центрального Банка как участника бюджетного процесса. Во-первых, это главный банк в банковской системе РФ, средства которого являются федеральной собственностью. Таким образом, как любая другая кредитная организация является юридическим лицом. Однако в отличие от иных кредитных организаций, являющихся коммерческими юридическими лицами, Банк России не может осуществлять деятельность, направленную на извлечение прибыли. Вместе с тем Центральный Банк является самостоятельным кредитным учреждением и находится на самофинансировании, т.е. погашает расходы за счет собственных доходов. РФ и Банк России не несут ответственности по обязательствам друг друга, однако средства Банка находятся в федеральной собственности. Несмотря на это, существует тесная взаимосвязь между ЦБР и государством: с одной стороны, ЦБР обязан направлять 50% полученных доходов в федеральный бюджет, с другой стороны - освобожден от уплаты налогов, сборов, пошлин и иных обязательных платежей, установленных на территории Российской Федерации. Во-вторых, это орган государственного управления, обладающий бюджетными полномочиями в области денежно-кредитного регулирования. В продолжение этого установлена независимость Банка России от иных органов государственной власти и органов местного самоуправления. При рассмотрении в качестве органа денежно-кредитного регулирования наиболее ярко проявляется взаимосвязь Центрального Банка с иными органами, обладающими бюджетными полномочиями. В соответствии с п. 2 Бюджетного Кодекса он осуществляет некоторые полномочия на стадии исполнения бюджета, а именно обслуживает счета федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. Банк России реализует данное бюджетное полномочие в рамках организации системы безналичных расчетов.
К полномочиям Федерального Казначейства относятся:
- доведение до главных распорядителей средств, распорядителей средств и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи, лимиты бюджетных обязательств и объемы финансирования;
- ведет учет операций по кассовому исполнению федерального бюджета;
- открывает в Центральном банке счета по учету средств федерального бюджета и иных средств, устанавливает режимы счетов федерального бюджета;
- открывает и ведет лицевые счета главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств;
- ведет сводный реестр главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств;
- ведет учет показателей сводной учетной росписи, лимитов бюджетных обязательств и их изменений;
- составляет и представляет в Министерство финансов РФ оперативную информацию и отчетность об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета РФ;
-осуществляет прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета;
- иные функции.
К полномочиям Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, местных администраций:
- осуществляют подготовку и принятие нормативно-правовых актов, обеспечивающих исполнение бюджета;
- обеспечивает текущий контроль за исполнением бюджета. Бюджетные полномочия финансовых органов в процессе исполнения бюджета:
- осуществляет методологическое руководство в области исполнения бюджета
- устанавливает порядок ведения сводной бюджетной росписи бюджета
- составляет и ведет сводную бюджетную роспись бюджета и представляет ее в Казначейство
- представляет в Казначейство лимиты бюджетных обязательств по главным распорядителям средств бюджета
- осуществляет методологическое руководство по бухгалтерскому учету и отчетности юридических лиц, независимо от их организационно-правовых форм
- устанавливает единый план счетов бюджетного учета и единую методологию бюджетного учета
- организует исполнение бюджета.
Одним из участников исполнения бюджета является администратор доходов бюджета. Администратор доходов бюджета – это орган государственной власти, орган управления государственных внебюджетных фондов, Центрального банка, бюджетное учреждение, осуществляющее в соответствии с законодательством РФ контроль за правильностью перечисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисления, учет, взыскание и принятие решения о возврате (зачете)излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней, штрафов по ним, являющимися доходами бюджетов бюджетной системы РФ. В полномочиям администраторов доходов входит:
- осуществление начисления, учет и контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью осуществления платежей в бюджет, пеней, штрафов;
- осуществление взыскания задолженности по платежам;
- принимает решение о возврате излишне уплаченных платежей, пеней, штрафов, а так же процентов за несвоевременное осуществление такого возврата и процентов и предоставляет поручение в орган федерального казначейства;
- принимает решение о зачете платежей и предоставляет уведомление в органы федерального казначейства;
- формирует и предоставляет главному администратору доходов бюджета сведения и бюджетную отчетность;
- иные бюджетные полномочия.
На региональном уровне участниками исполнения бюджета являются:
- Правительство субъекта Российской Федерации;
- Финансовый орган субъекта Российской Федерации;
- Управление Федерального Казначейства;
- Администраторы доходов бюджета;
- Региональное отделение Банка России;
- Счетная Палата субъекта Федерации;
- территориальные государственные внебюджетные фонды;
- главный распорядитель, распорядитель и получатели бюджетных средств;
- иные органы, на которые законом Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
На местном уровне бюджетной системы в состав участников исполнения бюджета входят:
- администрация местного самоуправления
- финансовый орган местного самоуправления;
- территориальное отделение регионального Казначейства;
- органы осуществляющие сбор доходов бюджета;
- отделение Банка России;
- контрольно-счетные органы муниципальных образований;
- главный распорядитель, распорядитель и получатели бюджетных средств;
- иные органы, на которые законом Российской Федерации возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.
Существует определенная технология взаимодействия участников бюджетного процесса, их деятельность регулируется многими нормативно-правовыми документами. Это позволяет исполнять бюджет в значительной степени в автоматическом режиме. Например, поступление налоговых доходов в бюджет государства определяется действующим законодательством, которое устанавливает базу обложения, ставки налогов, порядок их исчисления и сроки уплаты, распределение по уровням бюджетной системы и др. В развитие законодательства принимаются методики, инструкции и другие документы, которые четко регламентируют работу налоговых органов. Многие виды расходов бюджета также жестко регламентированы. Это относится, например, к социальным выплатам и межбюджетным трансфертом. Если бюджетная система страны функционирует стабильно, в автоматическом режиме может исполняться большая часть ее доходов и расходов[10].
В соответствии с приказом Министерства финансов РФ от 16 декабря 2004 года N 116н, взаимодействие Федерального казначейства с администраторами доходов, заключается в предоставлении Федеральным казначейством администраторам доходов соответствующих документов о проведенных операциях по учету поступлений в бюджет. Также в получении платежных документов на возврат, документов об уточнении вида и принадлежности поступлений Федеральным казначейством от администраторов доходов.
При взаимодействии органов Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет сроки, формы и способы передачи информации определяются соглашением об информационном взаимодействии между Федеральным казначейством (органом Федерального казначейства) и администратором поступлений в бюджет, примерная форма которого устанавливается Федеральным казначейством. В соглашении об информационном взаимодействии между Федеральным казначейством (органом Федерального казначейства) и администратором поступлений в бюджет могут быть предусмотрены положения, устанавливающие обмен информацией через орган, уполномоченный для этих целей законом (решением) о бюджете. Информационный обмен между Федеральным казначейством и органами Федерального казначейства с администраторами поступлений в бюджет может осуществляется в электронном виде и на бумажных носителях.
Ведение сводного реестра главных распорядителей, распорядителей и получателей средств регулируется приказом Министерства финансов РФ от 4.07.2005 года № 83н, в соответствии с которым формирование и ведение Сводного реестра распорядителей и получателей осуществляется Федеральным казначейством.
Главные распорядители, при необходимости внесения изменений в реестр распорядителей и получателей, не позднее чем за 20 календарных дней до начала очередного финансового года формируют и представляют в Федеральное казначейство заявки на включение, исключение, изменение реквизитов главного распорядителя, распорядителя и получателя средств федерального бюджета в сводном реестре главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета по формам согласно Приложениям N 2 - 4.
Федеральное казначейство на основании представленных главными распорядителями заявок на включение, исключение, изменение реквизитов главного распорядителя, распорядителя и получателя в сводном реестре распорядителей и получателей формирует Сводный реестр распорядителей и получателей на очередной финансовый год.
3. Проблемы исполнения бюджета и пути их решения
Важнейшая задача исполнения бюджета – обеспечение полного и своевременного поступления налогов и других доходов в целом и по каждому источнику, а также финансирование мероприятий в суммах и в сроки, утвержденные бюджетом.
Однако исполнение бюджета Российской Федерации сталкивается с большими трудностями. Ни один из российских бюджетов 90-х годов не был исполнен полностью. Из-за финансового кризиса, явно проявившегося в 1998 году, ухудшились макроэкономические показатели. Прекратился рост производства, перестал выполняться план по доходам бюджета. Продолжающийся кризис неплатежей и ухудшение конъюнктуры на мировых товарных и финансовых рынках также оказали свое негативное воздействие. Крайне негативное влияние имел резкий рост процентных расходов. Россия вплотную подошла к угрозе невыплаты долговых обязательств, вследствие чего девальвация рубля стала почти необходимостью. С целью исправить положение Правительством РФ были приняты жесткие решения августа 1998 года. [12]. Однако эти решения вкупе с политическим кризисом спровоцировали обвал валютного курса рубля и новый виток инфляции. Как следствие реальное исполнение бюджета опять было отложено до лучших времен. Несмотря на то, что прошло много времени проблемы исполнения бюджетов до сих пор актуальны. Процесс развития казначейской системы, учитывая значимость решаемых органами Федерального казначейства задач, в настоящее время остается одним из ключевых элементов государственной бюджетной политики и всего комплекса реформ бюджетной сферы.
За прошедшие годы была проведена большая работа по развитию казначейской системы с целью повышения эффективности управления государственными финансами и контроля за целевым использованием средств федерального бюджета. Целью этой работы является создание условий для: полного и обособленного учета государственных бюджетных и внебюджетных средств; эффективного контроля за полнотой и своевременностью зачисления платежей в доходы бюджетов и целевым характером расходов федерального бюджета, субсидий и субвенций, выделяемых из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам; эффективного управления средствами федерального бюджета на едином счете Федерального Казначейства. Достижение этой цели обеспечивается совершенствованием механизмов мобилизации, учета и использования государственных финансовых ресурсов; упорядочением правовой основы деятельности органов Федерального казначейства; материально-техническим обеспечением органов ФК; созданием и эффективным использованием единой информационной, телекоммуникационной системы Федерального казначейства, с учетом обеспечения безопасности информации.
Большая работа была проведена по созданию современной системы исполнения федерального бюджета и кассового обслуживания исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. Анализ состояния и направлений деятельности органов Федерального Казначейства, выявил необходимость совершенствования законодательной базы, регулирующей деятельность Федерального Казначейства; определения места Федерального Казначейства в финансовой системе государства, его задач, структуры, функций, характера взаимоотношений с государственными органами, кредитными организациями, получателями средств федерального бюджета. Были подготовлены соответствующие предложения по внесению изменений и дополнений в законодательство Российской Федерации, доработана методология кассового обслуживания исполнения федерального бюджета с учетом изменения объема и функций, выполняемых органами Федерального Казначейства. Совершенствовалась бюджетная отчетность. При подготовке проектов законов о внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ были внесены нормы, регулирующие процесс кассового обслуживания исполнения бюджетов всех уровней. Разграничены полномочия ФК и Минфина России в области бюджетных отношений. Введено понятие администратора поступлений, обеспечивающего контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения установленных налогов и сборов для каждого вида доходов. Разработан и введен в действие пакет ведомственных нормативных документов Минфина России по защите информации. Планируется разработка единого регламента работы органа ФК при осуществлении полного электронного документооборота, а также подготовка предложений по внесению изменений в действующее законодательство в части порядка ведения лицевых счетов и осуществления процедур санкционирования расходов получателей бюджетных средств.
Реализация Концепции функционирования единого счета ФК позволила значительно сократить сроки использования средств, поступающих в виде доходов бюджета для осуществления расходов с 5-6 дней после их зачисления на счета до одного дня. С 2002 г. Минфин России владеет ежедневной оперативной информацией о поступивших в федеральный бюджет доходах в целом по Российской Федерации в разрезе видов налогов.
Разработан Порядок организации работы по доведению через органы ФК объемов бюджетных ассигнований, лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования расходов федерального бюджета, внедрение которого позволило реализовать полномочия главных распорядителей и распорядителей средств федерального бюджета по их распределению, ускорить движение этой информации до распорядителей и получателей средств федерального бюджета и расширить их возможности в части проведения кассовых операций за счет бюджетных средств. Главные распорядители и распорядители средств федерального бюджета получили достаточно гибкий инструмент для более оперативного и эффективного управления лимитами бюджетных обязательств и объемами финансирования. Созданы условия для совершенствования технологических процедур по обслуживанию исполнения федерального бюджета органами ФК, для внедрения процедур финансового планирования, позволяющих более эффективно управлять средствами федерального бюджета. В число полномочий казначейства России входят прогнозирование и кассовое планирование средств федерального бюджета и управление операциями на едином счете федерального бюджета. В центральном аппарате ФК создано Управление финансового прогнозирования и управления единым казначейским счетом. Осуществляется процесс составления финансовых прогнозов исполнения федерального бюджета на месяц, квартал, полугодие, 9 месяцев и год по доходам, расходам федерального бюджета и источникам финансирования. Прогнозы кассовых расходов и поступлений по счетам Федерального казначейства на предстоящий месяц с разбивкой по рабочим дням еженедельно направляются Банку России.
С сентября 2005 г. проводится эксперимент, связанный с изменением технологии перевода и перечисления средств федерального бюджета по счетам казначейства России и шести его территориальных управлений. Суть эксперимента заключается в том, что все расходы, осуществляемые органами ФК по поручениям бюджетополучателей, обеспечиваются за счет средств на едином счете казначейства России на основании заявок этих управлений, представляемых накануне. При этом все доходы федерального бюджета ежедневно зачисляются на единый счет казначейства России, а остаток на техническом счете УФК ежедневно равен или стремится к нулю.
Для дальнейшего совершенствования работы казначейства необходимо нормативно-правовое разрешения таких вопросов, как:
а) введение понятия ликвидности и определения ликвидности единого казначейского счета как способности Федерального казначейства своевременно осуществлять кассовые расходы по платежным документам бюджетополучателей, а также платежи по погашению государственного внутреннего и внешнего долга; б) управление ликвидностью в части привлечения и размещения средств; в) регулярное представление в Федеральное казначейство оперативной информации по прогнозированию и кассовому планированию средств федерального бюджета от соответствующих администраторов доходов и главных распорядителей средств федерального бюджета;
в) соглашение с Банком России об установлении электронного документооборота по платежным документам ФК в иностранной валюте;
г) определение места Федерального казначейства в технологическом процессе формирования и управления средствами Стабилизационного фонда РФ.
Вместе с тем, до настоящего времени не урегулированы вопросы по открытию в кредитных организациях главным распорядителям средств федерального бюджета валютных счетов, не утвержден порядок финансового обеспечения расходов в иностранной валюте, как получателей средств федерального бюджета, находящихся в ведении главных распорядителей средств федерального бюджета, в случае их нахождения за пределами Российской Федерации, так и операций Минфина России по погашению и обслуживанию внешнего долга.
В целях соблюдения законности, повышения эффективности бюджетных расходов и результативности деятельности Федерального казначейства и его территориальных органов в системе Казначейства большое внимание уделяется внутреннему контролю. Установлены правила проведения проверок деятельности территориальных органов ФК, утверждены рекомендации по оформлению результатов проверок деятельности всех подразделений Федерального казначейства. Таким образом, к настоящему времени практически реализован большой комплекс запланированных мероприятий по развитию базовых условий для функционирования органов Федерального казначейства и, прежде всего, нормативной правовой основы казначейского исполнения федерального бюджета, а также эффективной мобилизации и управления государственными финансовыми ресурсами едином счете.
Для решения этих проблем планируется осуществить экспериментальное внедрение новой казначейской системы на нескольких площадках и распространение ее основных функций в ТОФК, с тем, чтобы исполнение бюджета обеспечивалось преимущественно с использованием основных казначейских технологий. По окончании эксперимента будет проведён тщательный анализ его результатов, внесены необходимые изменения с учетом накопленного опыта, прежде чем полномасштабная система будет развернута по всей стране. В ходе второго этапа планируется завершить внедрение системы на всей территории Российской Федерации, охватив всех участников процесса исполнения бюджета.
Заключение
На переходных этапах экономического развития разных стран возникает необходимость выбора новых форм управления финансовыми потоками, в том числе и бюджетными. Развитие рыночных процессов в современной российской экономике сопровождалось разрушением централизованной банковской системы и образованием большого количества разрозненных коммерческих банков. В этот период Банк России, сосредоточив усилия на вопросах организации денежно-кредитного обращения, значительно снизил приоритетность вопросов исполнения бюджетов всех уровней.
В сфере расходов бюджетов всех уровней действующая система допускала оперативное фиксирование денежных средств лишь на стадии перечисления со счетов финансовых органов на счета главных распорядителей бюджетных средств и не позволяла оперативно получать информацию о кассовых расходах и перечислении этих средств по назначению, а следовательно, не могла эффективно контролировать данные операции, что привело к ослаблению бюджетной дисциплины. Кроме того, в условиях острой недостаточности бюджетных средств подобная организация исполнения бюджетов различных уровней не позволяла маневрировать финансовыми ресурсами для наиболее рационального их использования.
Действовавший механизм использования государственных финансовых ресурсов, характерный для бюджетов всех уровней, в переходный период имел следующие недостатки:
- был слабо адаптирован к современным экономическим условиям;
- был не способен обеспечить «прозрачность» бюджета и эффективный контроль за целевым и рациональным использованием бюджетных средств;
- имел многоступенчатую структуру;
- характеризовался низкой оперативностью и раздробленностью;
- не позволял определить величину кассовых расходов и совершать разумный маневр государственными финансовыми ресурсами в условиях их дефицитности и создавал возможность их нецелевого использования.
В этих условиях возникла необходимость внесения изменений в процесс исполнения бюджета. В целях проведения государственной бюджетной политики, эффективного управления доходами и расходами в процессе исполнения федерального бюджета РФ, повышения оперативности в финансировании государственных программ, усиления контроля за поступлением, целевым и экономным использованием государственных средств Указом Президента РФ от 8 декабря 1992 г. № 1556 «О Федеральном казначействе» было введено казначейское исполнение федерального бюджета. Для его осуществления было образовано Федеральное казначейство (ФК) – специальный государственный орган, представляющий собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу и входящую в состав Министерства финансов РФ.
При казначейской системе процесс исполнения бюджета гораздо более детализирован.
С переходом к казначейской системе исполнения бюджетов не изменяется установленный порядок распределения полномочий в области бюджета между уровнями власти. За казначейством закрепляется кассовое исполнение бюджета. Права главных распорядителей средств бюджета, вертикальная подчиненность бюджетополучателей, экономический и организационный контроль – эта область вне сферы деятельности органов казначейства.
Бюджетный кодекс Российской Федерации установил обязательность казначейского исполнения бюджетов всех уровней, включая местные. Следовательно, тема исполнения бюджетов является очень актуальной, а также проблемы, возникающие при исполнении. В данной работе были рассмотрены все вопросы в области исполнения, участников исполнения и их взаимодействия, подняты проблемы, имеющиеся на данном этапе, а также предложены пути их решения.
Список использованных источников
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации – М.: Омега – Л, 2007.– 206с.
2. Врублевская О.В., Романовский М.В. «Бюджетная система Российской Федерации»// М.: Изд-во. «Юрайт-Издат» 2004.
3.Нешитой А.С. Финансы: Учебник. – 6-е изд., перераб. и доп. - М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и Кº», 2006. – 512 с
4. Поляк.Г.Б. Бюджетная система России: – 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юнити-Дана, 2007. – 703с.
5. А.М. Годин, В.П. Горегляд, И.В. Подпорина. Бюджетная система Российской Федерации- Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», Москва, 2007 г.
6. Г.М. Колпакова. Финансы, Денежное обращение, Кредит- Издательство «Финансы и статистика», Москва, 2006 г.
7. Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал «Финансы» № 7 2007 г. - Артюхин Р.Е. Развитие отчетной стадии бюджетного процесса в РФ.
8. Ежемесячный теоретический и научно-практический журнал «Финансы» № 7 2007 г. Сазонов С.П., Овчинцева С.А. Исполнение бюджетов поселений органами Федерального казначейства.
9. Вахрин П.И. Бюджетная система РФ: Учебник. – М.: Изд.-торг. корп. «Дашков и Кº», 2002. – 344 с.
10. Университетская информационная система РОССИЯ- [Электронный ресурс]: - Режим доступа: http://www.budgetrf.ru
11. Яковлев Д.И. Проблемы правового регулирования исполнения федерального бюджета//Финансовое право, 2006. - №4. - С.13-15.
12. Лолина.Л. О взаимодействии участников бюджетного процесса//Бюджет, 2004. - №12. - С.18-20
13. Миляков Н.В. «Финансы»// - М.: Изд-во. «Инфра-М» 2002.
14. Кузнецов С.П. О некоторых проблемах местных финансов//Финансы, 2007. - №8. – С.25-27.
15. Шуляк П.Н., Белотелова Н.П. «Финансы»//- М.: Изд-во. «Дашков и К» 2002.
16. Яндиев М.И. «Государственные и муниципальные финансы»-М.: Изд-во. «МГУ ТЕИС», 2000.
17. Бежаев О. «Формирование местных бюджетов»//Муниципальная власть №6 ноябрь-декабрь 2005г. с12-18.
18. Сазонов С.П. Финансовое обеспечение регионов. Взаимоотношения федерального и региональных бюджетов//Финансы, 2005. - №10. – С.7
19. Тимофеев Г.Г. Анализ бюджетной системы: проблемы укрепления местных и региональных бюджетов// Бухгалтерский учет в бюджетных и некоммерческих организациях. – 2007. - №3 – с.19-24.
20. Кушлин В.И. «Государственное регулирование рыночной экономики»// - М.: Изд-во. «РАГС» 2005.
4
Информация о работе Исполнение бюджета как стадия бюджетного процесса