Государственный и муниципальный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 13:49, курсовая работа

Описание работы

Проблема переориентации финансового контроля, его адаптация к новым условиям является, на мой взгляд, одной из основных на сегодняшний день. Потому что он касается как государства (так как с его помощью государство увеличивает собираемость налогов), так и предприятия, организации и учреждения (которые с помощью финансового контроля могут сократить свои расходы, увеличивая таким образом свою прибыль).
В своём реферате я хочу рассмотреть финансовый контроль, понять формы, виды и его классификацию не только на государственном уровне, но так же и на уровне муниципального образования.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и значение финансового контроля………………………………….4
2. Формы и виды государственного и муниципального финансового контроля…………………………………………………………………………...9
3. Субъекты государственного и муниципального финансового контроля…14
4. Недостатки системы государственного финансового контроля и пути ее развития ………………………………………………………………………….26
Заключение……………………………………………………………………….31
Список литературы…………………………………

Работа содержит 1 файл

Государственный и муниципальный финансовый контроль курсовая.doc

— 212.50 Кб (Скачать)

     По  результатам комплексной ревизии  составляются первичные акты, число  которых измеряется несколькими  сотнями, и сводный акт. На этой основе Счетная палата готовит заключение на проект закона об исполнении федерального бюджета за соответствующий год, который составляется Правительством и представляется в Государственную Думу.

     Экспертно-аналитической  деятельность Счетной палаты заключается  в экспертизе проектов законов, международных  договоров, федеральных программ и  других документов, касающихся федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и федеральной собственности, а также в подготовке аналитических материалов по вопросам финансового контроля.

     Счетная палата проводит экспертизу проектов:

     федерального бюджета, отдельных статей его доходов и расходов, размеров государственного внутреннего и внешнего долга, бюджетного дефицита;

     законов и других нормативных актов по бюджетно-финансовым вопросам, которые вносятся на рассмотрение Государственной Думы;

     международных договоров, влекущих правовые последствия  для федерального бюджета;

     программ, которые финансируются за счет средств федерального бюджета.

     По  всем названным документам Счетная  палата готовит свои заключения. В  них должны отражаться только факты, не должно быть политических оценок принимаемых решений.

     Помимо  экспертиз законопроектов, Счетная  палата анализирует результаты проведенных  контрольных мероприятий, исследует  выявленные нарушения и отклонения в бюджетном процессе. На этой основе составляются предложения по развитию финансовой системы и совершенствованию бюджетного законодательства, которые направляются в Государственную Думу.

     4. Недостатки системы государственного  финансового контроля и пути  ее развития

     В результате реформ, разрушив вертикали  тоталитарного контроля, Россия оказалась  в ситуации, когда нет адекватной общегосударственной контрольной  системы, ориентированной на новые демократические задачи. Следует признать, что существующая в стране система государственного финансового контроля в полной мере не выполняет своего назначения и нуждается в серьезной реструктуризации. Примеров нецелевого использования и невозврата государственных средств, нерационального управления ими, иных финансово-хозяйственных нарушений множество. Факты таких нарушений приводятся в опубликованных в печати отчетах контрольных органов.

     Главное контрольное управление Президента Российской Федерации провело проверку деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по оздоровлению государственных финансов за счет укрепления финансовой и бюджетной дисциплины. В ходе проверки установлено, что федеральные министерства и ведомства, их территориальные органы, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации не в полном объеме реализовывали задачи, поставленные в Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Россия на рубеже эпох». При этом основные недостатки финансово-контрольной работы этих органов можно обобщить в следующих пунктах:

     - МНС России, Минфин России, ГТК  России и их территориальные  органы, органы исполнительной власти  субъектов РФ и органы местного  самоуправления не принимают  должных мер по исполнению доходной части бюджета (не принимают исчерпывающих мер по сбору налогов и сборов (в результате чего растет дотационность региональных и местных бюджетов), неправомерно устанавливают различные льготы и освобождения от уплаты таможенных платежей, не принимают должные меры по ликвидации растущей задолженности перед бюджетом);

     - Минфину России не удалось  сформировать единую систему  органов федерального казначейства  с ведением счетов по учету  доходов и средств федерального  бюджета в Банке России;

     - не выполняются требования соответствующих  нормативных актов об обслуживании  органов федерального казначейства  в учреждениях Банка России;

     - органы исполнительной власти  субъектов РФ, Госкомсевер России  и Минфин России не осуществляли  должный контроль за эффективным расходованием средств государственной финансовой поддержки;

     - в ряде регионов в нарушение  указов Президента РФ имеет  место практика исполнения бюджетов  на основе использования денежных  суррогатов, бартерных операций  и применения зачетных схем (при этом допускаются нарушения самими налоговыми органами);

     - работа по мобилизации налоговых  платежей и сборов «живыми»  деньгами проводится неудовлетворительно;

     - федеральные органы исполнительной  власти и органы власти субъектов  РФ не добились увеличения доходов от производства алкогольной продукции;

     - не выполнены в полном объеме  бюджетные задания по увеличению  доходов от имущества, находящегося  в государственной собственности;

     - ГТК России, ВЭК России и Банк  России не полностью реализуют  возможности увеличения доходной части федерального бюджета за счет возврата валютной выручки;

     - нерационально и необоснованно  расходуются иностранные займы,  полученные под гарантии Правительства  РФ;

     - в ряде субъектов РФ, несмотря  на сложное социально-экономическое  положение, допускается нецелевое расходование финансовых ресурсов;

     - в нарушение указов Президента  РФ органы исполнительной власти  регионов оказывают финансовую  поддержку хозяйствующим субъектам,  имеющим бюджетную задолженность;

     - органы исполнительной власти  субъектов РФ и органы местного самоуправления зачастую принимают нормативные акты, не соответствующие общим федеральным принципам налогообложения в РФ.

     Примеров  неэффективности организации и  функционирования органов государственного финансового контроля можно привести множество.

     Все вышеописанные негативные моменты  существующей системы государственного финансового контроля, а также  усложнение социально-политических условий  и хозяйственной жизни в России, расширение сфер деятельности хозяйствующих  субъектов, тенденция к преобразованиям последних, увеличение информационных потоков — все это требует организации адекватной системы государственного финансового контроля и, в первую очередь, на основе создания надежного правового «фундамента» реформирования существующей его структуры и преобразования методов действия.

     Если  и дальше не уделять должного внимания проблемам ГФК, то вряд ли можно ожидать, что реформы в нашем государстве  пойдут в правильном направлении, предотвратив бесконтрольность, казнокрадство, беспорядочность экономических решений и нарушения законодательства во многих сферах хозяйствования.

     Все вышесказанное свидетельствует  о том, что для того, чтобы государственный  финансовый контроль в России был  действительно эффективным и  соответствовал уровню развитых государств, необходимо проделать много важных и существенных преобразований.

     Итак, основные пути организации и развития системы государственного финансового  контроля в России представляются в  следующем:

     формирование  системной и завершенной нормативно-правовой базы (в том числе стандартизация государственного финансового контроля);

     реформирование  организационных структур;

     приведение  методологической основы в соответствие с современными условиями;

     формирование  системы процедур контроля (методической базы);

     создание  целостных научно-исследовательской  и учебной баз, формирование системы  кадрового обеспечения;

     организация адекватной информационно-коммуникационной инфраструктуры;

     материально-техническое (включая социально-бытовое) и финансовое обеспечение функционирования контролирующих органов.

     В принципе законодательство о государственном  финансовом контроле основывается на соответствующих нормативно-правовых актах об органах государственного финансового контроля, но данные акты, имеющие по сути локальный характер, формируют только саму возможность разработки некой интегративной правовой базы общей системы государственного финансового контроля (объединяющую и справедливую для органов государственного финансового контроля всех ветвей власти), обеспечивающей ее реформирование и развитие. Логичнее было бы сначала разработать общий нормативно-правовой документ, а после, на его основе, уже акты об отдельных контрольных структурах. При этом, естественно, необходимо будет изменить структуры и назначения отдельных органов государственного финансового контроля, а также создать дополнительные (изменив существующие и разработав новые соответствующие положения об органах).

     При этом система нормативно-правовых актов  государственного финансового контроля должна строиться при учете следующих основных требований:

     - нормативно-правовые акты государственного  финансового контроля не должны  иметь противоречий (в том числе  несоответствие в названиях, в  терминологии и т.д.), не должны  дублировать друг друга (то  же самое относится и по отношению к правовым актам, регулирующим иные сферы государственного управления и финансов). Выполнение этого принципа в общем и целом должно быть обеспечено четкой концепцией и правилами построения системы правового регулирования государственного финансового контроля;

     - должно быть четко определено  то, какие конкретные вопросы  государственного финансового контроля  рассматривает тот или иной  уровень нормативного регулирования,  как он взаимодействует с иными  уровнями, какие виды нормативно-правовых  актов входят в тот или иной уровень;

     - должна быть четко определена  обязательность применения, порядок  разработки и согласования нормативно-правовых  актов государственного финансового  контроля.

     Представляется  необходимой скорейшая разработка Закона, который положит правовое начало развитию отечественного государственного финансового контроля, переходу его на качественно иной уровень, отвечающий потребностям современного государственного управления, установкам государственной политики. При этом основная цель Закона - установление нормативно-правовой основы (фундамента) функционирования, развития и совершенствования системы государственного финансового контроля в Российской Федерации и ее субъектах, обеспечивающей сохранение и эффективное использование национальной собственности и рост благосостояния граждан.

 

     Заключение

     Роль  финансового контроля в процессе формирования рыночных отношений многократно  возрастает, поскольку он содействует  успешной реализации финансовой политики государства, обеспечению процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях финансовой системы. Взаимодействие правоохранительных органов с различными контрольными органами в процессе осуществления государственного и муниципального финансового контроля дает возможность не только выявить и пресечь, но и предотвратить совершение правонарушений в финансовой сфере.

     Государственный финансовый контроль - в Российской Федерации – это государственный  контроль:

     - за своевременным исполнением  федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

     - за организацией денежного обращения;

     - за использованием кредитных  ресурсов;

     - за состоянием государственного  внутреннего и внешнего долга,  государственных резервов;

     - за предоставлением финансовых  и налоговых льгот и преимуществ.

Информация о работе Государственный и муниципальный финансовый контроль