В
целом в последнее время четко
просматривается тенденция на закрепление
в качестве признака классификации долга
на внутренний и внешний источника заимствований
– внутренний или внешний кредитор.
Хотя
ст. 6 Бюджетного кодекса РФ утверждает,
что:
«-
внешний долг – обязательства, возникающие
в иностранной валюте;
-
внутренний долг – обязательства,
возникающие в валюте Российской
Федерации».
Согласно
п.1 ст. 97 Бюджетного кодекса РФ «государственным
долгом Российской Федерации являются
долговые обязательства Российской
Федерации перед физическими и юридическими
лицами, иностранными государствами, международными
организациями и иными субъектами международного
права».
Государственный
долг РФ полностью обеспечивается всем
находящимся в федеральной собственности
имуществом, составляющим государственную
казну. Долговые обязательства Российской
Федерации могут существовать в форме:
- кредитных
соглашений и договоров, заключенных от
имени Российской Федерации с кредитными
организациями, иностранными государствами
и международными финансовыми организациями,
в пользу указанных кредиторов;
- государственных
ценных бумаг, выпускаемых от имени Российской
Федерации;
- договоров
о предоставлении государственных гарантий
Российской Федерации, договоров поручительства
Российской Федерации по обеспечению
исполнения обязательств третьими лицами;
- переоформления
долговых обязательств третьих лиц в государственный
долг Российской Федерации на основе принятых
федеральных законов;
- соглашений
и договоров, в том числе международных,
заключенных от имени Российской Федерации,
о пролонгации и реструктуризации долговых
обязательств Российской Федерации прошлых
лет.
Государственные
долговые обязательства классифицируются
по различным основаниям:
- По субъектам
заемных отношений – займы, размещаемые
центральными и территориальными органами
управления;
- По месту
размещения – внутренние и внешние;
- По обращению
на рынке – рыночные и нерыночные. Рыночные
займы свободно покупаются и продаются.
При финансировании бюджетного дефицита
они основные. Нерыночные – не могут свободно
менять своих владельцев и не подлежат
обращению на рынке ценных бумаг.
- В зависимости
от срока привлечения средств – краткосрочные
(со сроком погашения до 1 года), среднесрочные
(от 1 до 5 лет), долгосрочные (от 5 до 30 лет).
Краткосрочные займы используются для
финансирования временных разрывов в
поступлении доходов и осуществлении
расходов (обычно векселя, казначейские
или муниципальные). Привлечение средств
на более длительный период обычно осуществляется
с помощью облигаций.
- По обеспеченности
долговых обязательств – закладные и
беззакладные. Закладные облигации обеспечиваются
конкретным залогом. Центральные органы
управления обычно выпускают высоконадежные
беззакладные облигации.
- По характеру
выплачиваемого дохода долговые обязательства
делятся на выигрышные, процентные, с нулевым
купоном. Краткосрочные заемные инструменты
государства не имеют купонов. Они продаются
со скидкой с номинала, а выкупаются по
номиналу. Не имеют также купонов и некоторые
долгосрочные долговые обязательства,
продающиеся со скидкой, а выкупающиеся
по номиналу. Такие облигации получили
название облигаций с нулевым купоном.
Любые
долговые обязательства Российской Федерации
погашаются в сроки, которые не могут превышать
30 лет. Изменение условий выпущенного
в обращение государственного займа, в
том числе сроков выплаты и размера процентных
платежей, срока обращения, не допускается.5
Заключение
Государственный
долг является характеристикой результативности
всех совершенных
операций в сфере
государственного кредита. Его абсолютная
величина, динамика и темпы изменений
отражают состояние экономики и финансов
страны, эффективность функционирования
государственных структур. Государственный
долг может быть представлен также как
общая сумма всех выпущенных, но еще не
погашенных государственных займов и
не выплаченных по ним процентов.
Государственный
внутренний долг России разбит на две
категории: долговые обязательства правительства
и целевые долговые обязательства. Внутренний
долг классифицируется по инструментальному
и институциональному признаку. Внутренние
долговые обязательства можно классифицировать
на рыночные, существующие в форме эмиссионных
ценных бумаг, и нерыночные, возникшие
по итогам исполнения федерального бюджета
и выпущенные в счет финансирования образовавшейся
задолженности.
Различают
внутренний и внешний государственный
долг. Согласно ст. 6 Бюджетного кодекса
РФ внешний долг – это обязательства,
возникающие в иностранной валюте, внутренний
долг – обязательства, возникающие в валюте
РФ.
Все
меньшую значимость имеет деление
государственного долга на внутренний
и внешний. Взаимосвязь и взаимозависимость
внешнего и внутреннего долга предопределяется
общностью назначения привлекаемых государством
заимствований.
Список
литературы
- Агапова Т.А.,
Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник.
/ Под ред. А.В. Сидоровича. – М.: ДИС,
2002. – 416 с.
- Бюджетный
кодекс Российской Федерации. Федеральный
закон № 145-ФЗ от 31.07.98 г.
- Закон РФ
от 13.11.1992 г. № 3877-1 «О государственном внутреннем
долге Российской Федерации».
- Замков О.О.
Бюджетный дефицит, государственный долг
и экономический рост// Вестник Московского
Университета. - Серия 6: Экономика. - 2003.
- № 2. – С. 3 – 22.
- Саркисянц
А. Г. Россия в системе мирового долга.
// Вопросы экономики. – 2003. - № 5. – С. 94
- 108.
- Федеральный
закон от 29.12.1994 г. № 76-ФЗ «О государственных
внешних заимствованиях РФ и государственных
кредитах, предоставляемых РФ иностранным
государствам, их юридическим лицам и
международным организациям», с учетом
изменений и дополнений, утвержденных
ФЗ от 03.07.1998 г.