Государственный долг Киргизии

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2011 в 10:03, контрольная работа

Описание работы

Государственный долг Киргизии складывается из внутреннего и внешнего долгов. В первом случае это сумма неосвоенных и непогашенных внутренних займов или других долговых обязательств республики перед кредиторами–резидентами, во втором — задолженность перед зарубежными и международными кредиторами.
Государственный внешний долг

Работа содержит 1 файл

Государственный долг Киргизии складывается из внутреннего и внешнего долгов.docx

— 248.64 Кб (Скачать)

Государственный долг Киргизии складывается из внутреннего и внешнего долгов. В первом случае это сумма неосвоенных и непогашенных внутренних займов или других долговых обязательств республики перед кредиторами–резидентами, во втором — задолженность перед зарубежными и международными кредиторами.

Государственный  внешний  долг

Кредитный портфель государственного внешнего долга Кыргызской Республики состоит  из порядка 115 действующих  кредитов, в которые входят займы  последующим компонентам: многосторонние льготные, многосторонние не льготные, двусторонние льготные, двусторонние не льготные, и условные обязательства (кредиты частному сектору выданные под государственную гарантию). Из них наиболее крупными являются кредиты  от многосторонних финансовых институтов (Азиатского Банка Развития, Международной  Ассоциации Развития (Всемирный Банк), Международного валютного фонда) и  двусторонних кредиторов (Россия, Япония, Китай, Германия, Турция).

СТРУКТУРА ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА  КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКИ НА 31.08.2011 ГОДА.   

 

ВНЕШНИЙ ДОЛГ тыс. СОМ тыс. ДОЛЛ. США*
ДВУСТОРОННИЕ  ЛЬГОТНЫЕ 45 043 967 1 003 374
Экспортно-Импортный  Банк Китая 10 437 327 232 496
Натексис Банк (Франция) 289 467 6 448
Японский  Банк Международного Сотрудничества 16 288 211 362 827
Банк  КфВ (Германия) 3 218 972 71 704
Экспортно-Импортный  Банк Кореи 716 574 15 962
Кувейтский  Фонд Арабского Экономического Развития (КФАЭР) 625 667 13 937
Россия 13 467 750 300 000
     
ДВУСТОРОННИЕ  НЕЛЬГОТНЫЕ 11 325 300 252 276
Беларусь 9 338 208
ДАНИДА (Дания) 150 300 3 348
Гермес  Кредитверзихерунгс-Актингезельшафт (Германия) 376 738 8 392
Россия 8 571 909 190 943
Экспортно-Кредитный  Банк Турции 2 217 016 49 385
     
МНОГОСТОРОННИЕ  ЛЬГОТНЫЕ 69 258 688 1 542 767
Международный Валютный Фонд (МВФ) 8 134 227 181 193
Фонд  Международного Развития Организации  Стран-Экспортеров Нефти (ОПЕК) 97 821 2 179
Азиатский Банк Развития (АБР) 27 192 914 605 734
Международная Ассоциация Развития (МАР - группа Всемирного Банка) 30 381 044 676 751
Исламский Банк Развития (ИБР) 2 708 320 60 329
Международный Фонд Сельскохозяйственного Развития (МФСР) 442 775 9 863
Северный  Фонд Развития (СФР) 301 588 6 718
     
МНОГОСТОРОННИЕ  НЕЛЬГОТНЫЕ 407 334 9 074
Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) 407 334 9 074
     
УСЛОВНЫЕ  ОБЯЗАТЕЛЬСТВА** 37 764 841
Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР)*** 37 764 841
     
ИТОГО ВНЕШНИЙ ДОЛГ 126 073 054 2 808 332

* Для расчетов  используется Официальный курс  НБКР 1 доллар США = 44,8925 сом на 31.08.2011 года

** Кредиты полученные под гарантию Правительства Кыргызской Республики

*** Кредиты получены  НБКР.

Сумма освоенного и  непогашенного долга составляет:

-        льготные займы – 90,66% общей  суммы долга,

-        нельготные кредиты - 9,31% общей суммы долга

-        задолженность по условным финансовым  обязательствам Кыргызской Республики - 0,03 % общей суммы долга.

Из общей величины внешней задолженности республики доля долга перед многосторонними  кредиторами равна 55,29% общей суммы долга и двусторонними кредиторами 44,71% общей суммы долга.

Основные кредиторы  — многосторонние, прежде всего Всемирный банк, Азиатский банк развития, Исламский банк развития, АБР, ВБ, ИБР, Европейский банк реконструкции и развития, на их долю приходится 57 процентов выделенных средств. Но также и государства — ФРГ, КНР, некоторые другие (43 процента). 90 процентов всех предоставленных кредитов, которые были ранее привлечены в Кыргызстан и которые сейчас обслуживаются, — высокольготные заимствования, предоставляемые на очень выгодных для Кыргызстана условиях. С помощью этих финансов в республике реализуется и важнейшая для нее Программа государственных инвестиций (ПГИ).

ПГИ — инструмент, посредством которого государство  осуществляет капитальные инвестиции в государственный сектор, для  того чтобы компенсировать его нерыночный характер и создавать экономическую  среду для роста частных инвестиций. То есть подобным образом инвестируются  сферы, прежде всего социальная, в  которые традиционно не идет частный  инвестор, поскольку не получает выгоды. И государство как бы компенсирует его отсутствие, одновременно стимулируя и его приход сюда. Существует два  компонента ПГИ. Это расходы правительства  Кыргызстана, обеспечивающиеся за счет средств международных финансовых организаций, стран–доноров, и его  собственное софинансирование. Практически в каждом проекте содержатся обязательства государства по его финансовому участию, которое, конечно, составляет меньшую часть по сравнению с донорскими средствами.

В текущем году подобным образом реализуется свыше 50 инвестпроектов. Они осуществляются отраслевыми министерствами — транспорта, сельского хозяйства, энергетики и другими. Сферы приложения совместных сил самые разные. Например, образование, внутрихозяйственное орошение, сельское водоснабжение и санитария, инфраструктура малых городов, модернизация платежной и банковской систем, реабилитация автодорог, сохранение биоразнообразия, оказание чрезвычайной помощи, развитие энергетики, улучшение бизнес–среды и инвестиционного климата и другие. Перечень получится весьма внушительный.

В этом году правительство  намерено прибегнуть к следующим  внешним заимствованиям:

Во-первых, одобрено соглашение с Эксимбанком Китая о выделении льготного кредита в 208 млн. долларов США на 20 лет на строительство подстанции и ЛЭП Датка-Кемин. Он выдается под 2 % годовых (плюс комиссионные выплаты 0,5%). Важность проекта заключается в том , он призван обеспечить энергобезопасность Кыргызстана , а также принесет  значительную прибыль. Ведь пользователи на севере смогут напрямую, а не через другие страны, получать электроэнергию с юга.

Во-вторых, 60 млн. долларов США  выделит Всемирный банк на инвестиционные проекты: на реконструкцию  и развитие ирригационной системы, на преобразования в сфере здравоохранения  и другое. Еще 30 млн. долларов США по итогам проведенных нами переговоров Всемирный Банк выделит на поддержку бюджета до конца года. Всего за первое полугодие проведены переговоры на сумму 396,3 млн. долларов США, из которых 67,1 млн. долларов США в виде гранта, 329,2 млн. долларов США в виде кредита.

Обязательства по погашению  внешнего долга республика выполняет  неукоснительно, ежегодно в республиканский  бюджет закладываются средства на погашение  и основной суммы заимствований, и процентов по ним. В ближайшей  перспективе такая нагрузка на Кыргызстан будет нарастать, поскольку через 3 — 4 года начнется погашение основных сумм по долгосрочным кредитам, бравшимся  в предыдущие годы.

Отношение ВВП к  государственного внешнему долгу составляет 94%. 

Государственный внутренний долг Кыргызской Республики   

    (млн. сом.)           уд.вес (%)
1. Долгосрочные ценные  бумаги:   4 982,378        52,374  
-Государственные  казначейские обязательства (КО) КО 1 184,515          12,45  
-Государственные  казначейские облигации (ГКО) ГКО 2 593,792          27,27  
-Государственные казначейские векселя урегулирования (ГКВу) ГКВ-у     550,000            5,78  
-Государственные  казначейские облигации (ГКО) 3-годичные ГКО 3-годичные     619,000            6,51  
-Переводной  вексель (з-сть Элбанка перед вкладчиками) Переводной вексель       35,071            0,37  
2. Краткосрочные ценные  бумаги   3 866,523          40,64  
-Государственные  казначейские векселя 3-12 мес. ГКВ 3 866,523          40,64  
3. Индексация сбережений  населения Индексация     664,153            6,98  
ИТОГО:   9 513,053        100,00  
 

Анализируя представленные выше данные можно сделать вывод , что больший удельный вес во внутренних заимствованиях составляют долгосрочные ценные бумаги- 52,4%, из них большую долю составляют государственные казначейские облигации- 27,27%.

После ГКО идут государственные  казначейские векселя по ним государственный  внутренний долг составляет – 40,64%.

Государственные казначейские векселя (ГКВ) – ценные бумаги Министерства финансов, выпускаемые в обращение  на 3 (91 дней), 6 (182 дней) и 12 (364 дней) месяцев  для финансирования дефицита бюджета и рефинансирования госдолга, накопившегося за предыдущие годы. Первичное размещение ГКВ осуществляется на еженедельных аукционах, проводимых Национальным банком, цена  ГКВ определяется самим рынком в ходе торгов, проходящих на площадке Национального банка. Участники подают заявки с ценами, которые готовы предложить с учетом текущей макроэкономической ситуации. Минфин рассматривает все предложения, исходя из чего определяет устраивающую обе стороны доходность бумаг. 
 

  Обслуживание государственного  долга Кыргызской  республики

Ежегодно значительные средства республиканского бюджета  направляются  на своевременное  и полное обслуживание государственного внешнего долга (погашение части  основной суммы и начисленных  процентов).  

 
 

Так, в 2011 году из республиканского бюджета страны на обслуживание государственного внешнего долга планируется направить  средства в сумме 3,5 млрд. сом, что составит порядка 3,9% расходов республиканского бюджета, из них: 1,3 млрд. сом – по основной сумме и 1,6 млрд. сом – по начисленным процентам. Прогнозные показатели обслуживания внешнего долга на 2012 и 2013 годы составляют 4,6 и 5,3 млрд. сом, соответственно. При этом пик расходов по обслуживанию текущего государственного внешнего долга республики придется на 2015-2020 годы, поскольку наряду с начисленными процентами по кредитам Кыргызская Республика начнет погашать основные суммы по кредитам.

Управление  государственным  долгом

Оно регулируется законами “О государственном и негосударственном  долге”, “О национальном банке”, “Об  основных положениях казначейства”, “Об  основных принципах бюджетного права  в КР”. Правительство определяет заемную политику, с одобрения парламента осуществляет госзаимствование, принимает решение по обеспечению госгарантиями займов по кредитному соглашению. Министерство финансов в свою очередь — единственный агент правительства в управлении госдолгом, создает и ведет учетную книгу госдолга и госгарантий, осуществляет рекредитование госзаимствований, контролирует предоставление и погашение займов конечными заемщиками, исполнение других обязательств, относящихся к займам. А также готовит и реализует мероприятия по оптимизации структуры долга, по его реструктуризации, управлению рисками госзаимствования.

Правительство страны ведет активные переговоры с некоторыми кредиторами о возможном списании части долга в обмен на выполнение внутри страны различных программ. В частности, с Германией —  о продолжении программы по обмену долга на определенные мероприятия  в социальной сфере. Механизм примерно таков: наша сторона выделяет из бюджета 45 процентов долга, а после финансирования этой суммы 100 процентов его списывается  немецкой стороной. В данный момент речь идет, к примеру, о возможности  списания подобным образом 5 миллионов  евро. Правительство Кыргызстана  выделяет Агентству развития и инвестирования сообществ 2,25 миллиона евро, на эти  средства с участием местных сообществ строятся школы, детсады, ФАП, другие необходимые объекты в сельской местности. И уже по результатам проекта правительство ФРГ спишет республике те самые 5 миллионов евро. То есть в данном случае и инфраструктура улучшается, и долговое бремя несколько уменьшается.

Министерство финансов Кыргызской Республики постоянно проводит работу по ослаблению бремени долга  на долгосрочный период в форме существенного  сокращения накопленного долга. Вместе с тем, в соответствии с Программой действий Правительства Кыргызской Республики нами проводитсяработа по сокращению существующего долга путем проведения переговоров со странами-кредиторами в двухстороннем формате по рассмотрению вопроса о предоставлении реструктуризации долга Кыргызской Республики, проведении своп-операций (обмен долга на активы, развитие и т.д.), а также его списании или преобразовании в грант.

Если представить, что Кыргызская Республика с нынешнего момента перестанем привлекать новые кредитные ресурсы, то все долги погасит где–то к 2050 году. В своей основной массе предоставлявшиеся стране кредиты — высокольготные, со сроком погашения 20 — 40 лет. Но, конечно без заимствований не обойтись и впредь. Однако осуществляются они теперь на тщательно продуманной основе, в соответствии со специальной стратегией в этой сфере. А она предусматривает и постоянное понижение объема долга к ВВП.

Информация о работе Государственный долг Киргизии