Государственный бюджет как основное звено финансовой системы

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2011 в 19:55, курсовая работа

Описание работы

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ БЮДЖЕТ - это роспись доходов и расходов государства на

определенный период (на год) и представляет собой централизованные фонды

денежных средств, аккумулированные главным образом с помощью налогов и

используемые для государственного регулирования экономики, стимулирования

хозяйственной конъюнктуры, финансирования социальных программ, науки и

культуры, вооруженных сил, образования финансовых и материальных резервов,

содержания органов государственного управления.

Работа содержит 1 файл

Государственный бюджет как основное звено финансовой системы.docx

— 32.23 Кб (Скачать)

      Вместе с тем, основной статьей дохода государственного бюджета  (около

95% в РФ) являются налоги. Основы налоговой системы России  установлены в

различных нормативных актах, в частности, в Законе  "Об  основах налоговой

системы в Российской  Федерации",  определяющим  общие принципы  построения

налоговой системы нашей страны.  Закон  был принят 27 декабря 1991 года.

      Так, следующие основные налоги  являются федеральным:

      а) налог на добавленную стоимость;

      б) акцизы на отдельные группы  и виды товаров;

      в) налог на операции с ценными  бумагами;

      г) таможенная пошлина;

      д) отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

      ж) платежи за пользование природными  ресурсами;

      з) налог на прибыль предприятий и организаций;

      и) налоги, служащие источниками  образования дорожных фондов;

      к) гербовый сбор;

      л) государственная пошлина;

      м) сбор за использование наименований "Россия", "Российская Федерация"

и образованных на их основе слов и словосочетаний;

      н)  налог на  покупку иностранных денежных   знаков   и   платежных

документов, выраженных в иностранной валюте;

      о) налог на доходы (дивиденды,  проценты и др.).

      5. Секвестр расходов

      Сбалансированность бюджетов всех  уровней является необходимым  условием

бюджетно-финансовой политики. Превышение расходов  над  доходами  составляет

дефицит   бюджета.   При   наличии    дефицита    бюджета    первоочередному

финансированию  подлежат расходы, включаемые в  бюджет  текущих  расходов.  В

целях сбалансированности бюджета могут устанавливаться предельные  размеры

дефицита  бюджета. Если в процессе исполнения бюджета  происходит  превышение

предельного уровня дефицита или значительное снижение  поступлений  доходных

источников  бюджета,  то  вводится  механизм  секвестра  расходов,   который

заключается в пропорциональном снижении государственных  расходов (на 5,  10,

15 и так  далее процентов) ежемесячно  по  всем  статьям  бюджета   в  течение

оставшегося  времени  текущего  финансового  года.  Секвестру  не   подлежат

защищенные  статьи.

      Состав защищенных статей  определяется  Федеральным  Собранием  РФ,  а

также  представительными  органами  власти  субъектов   РФ   в   рамках   их

компетенции. Покрытие дефицита  бюджета  развития  осуществляется  также  за

счет выпуска  государственных займов или использования  кредитных ресурсов.

      6. Бюджетный процесс

      Бюджетный  процесс  -  это   регламентированная  законом   деятельность

органов  власти  по  составлению,  рассмотрению,  утверждению  и  исполнению

бюджетов.  Составной   частью   бюджетного   процесса   является   бюджетное

регулирование  -  частичное  перераспределение  финансовых  ресурсов   между

бюджетами разных уровней. Регулирование бюджетного процесса -  очень  важная

процедурная   часть   функционирования   финансовой    системы.    Указанная

деятельность  состоит  из  нескольких  этапов,  которые  вкратце  рассмотрены

ниже.

      Составлению  проектов  бюджетов  предшествует  разработка   планов   и

прогнозов развития территорий  и  целевых  программ,  на  основании  которых

органы   исполнительной   власти   вносят    предложения    о    постатейном

санкционировании бюджетных расходов. Одновременно представляются расчеты по

определению доходов бюджетов.

      Решение о начале работы над   составлением  проекта  бюджета   принимает

Президент РФ за 18 месяцев до начала соответствующего финансового  года.  На

основании  этого  решения  Правительство  организует  поэтапную  работу   по

составлению проекта бюджета. В  течение  первых  трех  месяцев  составляются

прогноз социально-экономического развития РСФСР, сводный  баланс  финансовых

ресурсов,   основные   направления   бюджетной   политики,    рассчитываются

контрольные цифры проекта бюджета на соответствующий  период.

      В  течение  последующих   четырех  месяцев  территориальными   органами

исполнительной  власти   ведется   детальная   проработка   и   согласование

показателей социально-экономического развития  и  контрольных  цифр  проекта

бюджета.

      В  течение  следующих   двух  месяцев  Правительство   готовит   проект

бюджетного  послания и представляет его  Президенту.  Президент  представляет

бюджетное  послание  в   Федеральное   Собрание   и   направляет   его   для

опубликования в печати. Бюджетное послание Президента включает:

      (1)  основные  показатели  социально-экономического  развития  РФ   на

соответствующий период;

      (2) сводный финансовый баланс  по территории РФ;

      (3) основные направления бюджетной  политики РФ;

      (4) сведения о государственных  доходах на территории РФ;

      (5) проект бюджета РФ;

      (6) проект консолидированного бюджета  РФ;

      (7) оценку исполнения бюджетов предшествующего и текущего  финансовых

годов.

      Президент выступает с бюджетным  посланием на совместном палат в начале

апреля  года, предшествующего соответствующему финансовому году.

      Постоянные комиссии Федерального  Собрания с момента  внесения  проекта

бюджета РФ до  15  мая  проводят  постатейное  рассмотрение  представленного

проекта бюджета и выносят по нему заключения. На совместном палат с 15  по

25 мая  заслушивается постатейно заключение  по  бюджету,  планам,  налогам   и

ценам и  проводится дискуссия по основным направлениям бюджетной политики.  В

течение следующих трех недель, не позднее 15 июня, на раздельных  заседаниях

палат принимаются  постановления о санкционировании доходной части бюджета  и

бюджетных ассигнований. Бюджетные расходы  санкционируются в соответствии  со

статьями  функциональной  бюджетной  классификации.  В  случае  возникновения

расхождений в  постановлениях  палат  создается  согласительная  комиссия  в

составе восьми  человек из  равного числа представителей  палат.  Решение

согласительной  комиссии  утверждается  на   совместном   заседании   палат.

Постановление  Федерального  Собрания  о  санкционировании   бюджета   может

содержать разрешение о выделении ассигнований как на предстоящий  финансовый

год, так  и на двух - трехлетний период.

      Законопроекты,   требующие   внесения   изменений   (увеличения    или

уменьшения) в размеры бюджетных  расходов,  в  обязательном  порядке  должны

быть рассмотрены  в процессе санкционирования бюджетных  расходов.  В  случае

несанкционирования соответствующих бюджетных расходов вступление  законов в

действие  в части выделения ассигнований откладывается до принятия решения  о

санкционировании соответствующих расходов в следующем финансовом году.

      Комиссия по  бюджету,  планам,  налогам  и  ценам  организует  процесс

рассмотрения  проекта бюджета, подготавливает предварительное  заключение  по

проекту бюджета и  готовит  проект  постановления  Федерального  Собрания  о

санкционировании  бюджетных  расходов   для   рассмотрения   на   совместном

заседании палат.

      На основании постановления Федерального  Собрания  о  санкционировании

бюджетных  расходов  Президент  организует  доработку  и  уточнение  проекта

бюджета. Уточненный проект  бюджета  вносится  Президентом  на  рассмотрение

парламента  не  позднее  15  сентября   года,   предшествующего   очередному

финансовому году.  При  рассмотрении  проекта  бюджета  парламент  принимает

решение по следующим основным характеристикам:

      - верхний  предел  объема  ассигнований  бюджета  текущих  расходов  и

бюджета развития (расходная часть);

      -пределы несбалансированности бюджета (излишек или дефицит в форме

абсолютной  величины или процентной доли от прогнозируемых доходов).

      После утверждения основных характеристик  проекта бюджета  утверждаются

бюджетные ассигнования по статьям в соответствии с функциональной  бюджетной

классификацией. В рамках утверждаемых бюджетных  статей данной  классификации

любой вид  ассигнований на сумму, равную  или  превышающую  1  млрд.  рублей,

должен  быть указан отдельной строкой.

      С 15 сентября до 15 октября комиссии  парламента  принимают  заключения

по  указанным  выше  основным  характеристикам  и   по   отдельным   статьям

представленного  проекта  бюджета.  На  основании  принятых   парламентскими

комиссиями  заключений  комиссия  по  бюджету,  планам,  налогам  готовит  по

проекту бюджета сводное заключение  и  представляет  его  парламенту.  С  15

октября по 30 ноября Федеральное Собрание  постатейно  утверждает  бюджет  в

форме закона.

      Утверждение бюджета происходит  на совместном заседании палат.  Доклад о

бюджете представляет Президент или по его поручению иное  должностное лицо.

Содоклад  от  имени  парламента  представляет  соответствующая  парламентская

комиссия.  Решение  об  утверждении  основных  характеристик  бюджета  и  по

Информация о работе Государственный бюджет как основное звено финансовой системы