Государственные внебюджетные фонды, их роль и основы организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2012 в 03:35, реферат

Описание работы

Внебюджетные фонды, как совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению, могут создаваться по решению Совета Министров РБ и местных Советов депутатов всех уровней. Каждый внебюджетный фонд определяется его статусом (положением) и назначением. Статус содержит характеристику источников доходов и направлений их применения, а также регламентирует порядок управления целевым фондом. Главные распорядители средств внебюджетных фондов представляют в установленные сроки Министерству финансов и местным финансовым органам отчеты об исполнении доходов и расходов этих фондов.

Содержание

Введение 3
1 Понятие внебюджетных фондов, их назначение,
принципы организации и правовой статус 4
Составление, рассмотрение, утверждение и исполнение
бюджетов государственных внебюджетных фондов 5
Фонд социальной защиты населения и его роль. Порядок
формирования Фонда социальной защиты населения 7
Заключение 11
Список использованных источников 13

Работа содержит 1 файл

Государственные внебюджетные фонды, их роль и основы организации.docx

— 36.45 Кб (Скачать)

За счет средств Фонда  выплачиваются различные виды пенсий, пособия по временной нетрудоспособности, семьям, воспитывающим детей, и другие виды пособий и компенсаций.

Одним из главных приоритетов  социальной политики является улучшение  пенсионного обеспечения граждан.

Перед пенсионной системой нашей страны стоит задача обеспечения  дальнейшего роста уровня жизни  пенсионеров на основе разработки и  реализации программ обязательного  и дополнительного добровольного  страхования, распределительных и  накопительных механизмов финансирования. Роту благосостояния социально уязвимых слоев населения будут способствовать меры по повышению эффективности, надежности и доступности системы социальной защиты, упорядочению системы социальных выплат, пособий и усилению принципов  адресности социальной помощи.

Таблица 1 динамика и объем  расходов ФСЗН за 2006-2012г.

год

2007

2008

2009

2010

2011

2012(план)

Расходы млн. бел.руб

10834806

12995771

14679291

18376727

27 500200

47245527

Расходы млн. долл. США

5037,102

5907,169

5136,211

6115,383

3289,498

5519,337


Примечание: источник: собственная  разработка на основе [2,4,5]

 

Таким образом, из таблицы видно, что расхода Фонда социальной защиты населения, выраженные в белорусских рублях, растут с каждым годом, а в 2012 году наблюдается резкий скачок. Однако расходы, выраженные в долларовом эквиваленте остаются практически неизменными, за исключением повышения в 2010 году, что можно объяснить стабилизацией экономической ситуации в Республике Беларусь и даже экономическим ростом. Как известно из экономической теории, экономика любой страны является циклично, а значит за ростом неминуем спад. Эта ситуация и наблюдается в 2011 году, что негативно сказалось как на экономической ситуации в целом, так и на расходах ФСЗН в частности. Так рассматриваемые расходы в 2011 году снизились до 3,3 млрд. долл. США. Однако государственная политика Республики Беларусь имеет четкую социальную направленность, что подразумевает выполнение программ социальной направленности, которые реализуются, в том числе за счет средств Фонда социальной защиты населения. Таким образом, в 2012 году планировалось довести уровень расходов до стабильнонаблюдаемого за все предыдущие года.

 Средства государственного  социального страхования образуются  за счёт:

- обязательных стразовых взносов;

- взносов на профессиональное пенсионное страхование;

- процентов, уплачиваемых  банками за пользование денежными  средствами

- ассигнований из республиканского бюджета;

- доходов от капитализации временно свободных средств государственного социального страхования;

- доходов от размещения  взносов на профессиональное пенсионное страхование;

- поступлений по обратному требованию к юридическим и физическим лицам, являющимся причинителями вреда, или лицам, ответственным за причинённый вред согласно законодательству в размере суммы пособий и пенсий, выплачиваемых в связи с увечьем или иным повреждением здоровья гражданина, а также по случаю потери кормильца вследствие указанных причин;

- сумм недоимок, пеней и административных штрафов;

- других поступлений.

 Основным источником  формирования доходной части  фонда являются обязательные  страховые взносы, плательщиками которых являются:

- работодатели - юридические лица (включая иностранные юридические лица, осуществляющие деятельность на территории РБ), их представительства, филиалы, ИП и частные нотариусы, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, гражданско-правовым договорам, предметом которых являются оказание услуг, выполнение работ и создание объектов интеллектуальной собственности, физические лица, предоставляющие работу гражданам по трудовым договорам, юридические лица, предоставляющие работу на основе членства в юридических лицах любых организационно-правовых форм;

- работающие граждане;

- физические лица, самостоятельно уплачивающие обязательные страховые взносы[5].

 От уплаты обязательных  страховых взносов в Фонд на  пенсионное страхование освобождаются  работодатели в части выплат, начисленных в пользу работающих  граждан, являющихся инвалидами I и II группы.

Расходы бюджета фонда  используются на:

- выплату трудовых пенсий, пенсионных выплат государственным  служащим, пенсий за особые заслуги  перед республикой, военнослужащим  срочной военной службы и членам  их семей, социальных пенсий, отдельных  видов доплат, а также оказание  услуг по выплате пенсий и  пособий;

- выплату пособий по  временной нетрудоспособности, беременности  и родам, в связи с рождением   ребенка, женщинам, ставшим на  учет в государственной организации  здравоохранения до 12-недельного  срока беременности, семьям, воспитывающим  детей, на погребение;

- выплату пенсий и пособий  лицам, выехавшим за границу,  а также прибывшим в Республику  Беларусь в соответствии с  законодательством и международными  договорами РБ;

- выплату дополнительных  профессиональных пенсий по достижении  застрахованными лицами общеустановленного  пенсионного возраста;

- оказание материальной  помощи нуждающимся нетрудоспособным  лицам, получившим пенсии из  средств государственного социального  страхования;

- финансирование мероприятий  по обеспечению занятости населения[2].

Значительные средства Фонда  социальной защиты населения расходуются  на выплату пособий по временной  нетрудоспособности.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Внебюджетные фонды –  это самостоятельные финансово-кредитные  учреждения и организации, в большинстве  своем наделенные статусом юридического лица. Внебюджетные целевые фонды  независимы в правовом и экономическом  отношении от государства. Средства внебюджетных фондов не включаются в  общую сумму доходов и расходов бюджета государства. Вместе с тем  средства внебюджетных фондов принадлежат  государству, которое и осуществляет общую регламентацию их деятельности.

Внебюджетные фонды, как  совокупность финансовых ресурсов, используемых по целевому назначению, могут создаваться  по решению Президента РБ, а также Совета Министров РБ и местных Советов депутатов всех уровней.

Государственные внебюджетные фонды всегда имеют строго целевое назначение, т.е. средства внебюджетных фондов не консолидируются в бюджетах различных уровней.

 Внебюджетные фонды  создаются двумя путями:

- выделение из бюджета определённых расходов, имеющих особо важное значение;

- формирование внебюджетного фонда с собственными источниками доходов.

Государственные внебюджетные фонды основываются на принципах  бюджетной системы Республики Беларусь.

Создаются внебюджетные фонды  путем внесения проектов законодательных актов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в соответствии с законодательством представляются Президенту Республики Беларусь для рассмотрения, а также утверждения в случаях, если это предусмотрено актами об этих фондах.

В случае утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов законами Президент Республики Беларусь вносит в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов на очередной финансовый год одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

Отчеты об исполнении бюджетов государственных внебюджетных фондов в форме проектов законодательных  актов составляются распорядителями  средств этих фондов, вносятся на рассмотрение Правительства Республики Беларусь и одновременно с проектом закона об утверждении отчета об исполнении республиканского бюджета за отчетный финансовый год в соответствии с  законодательством представляются Президенту Республики Беларусь для рассмотрения, а также утверждения в случаях, если это предусмотрено актами об этихфондах.

Незаконное, нецелевое использование  средств государственных внебюджетных фондов, а также использование  средств указанных фондов с нарушением бюджетного законодательства влекут применение ответственности,

Основным государственным  внебюджетным фондом на территории РБ является Фонд социальной защиты населения  Министерства труда и социальной защиты населения РБ. Он призван  обеспечить реализацию конституционного права граждан на социальное обеспечение  в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца  и в других случаях, предусмотренных  законом.

Расходы бюджета фонда  используются на:

- выплату трудовых пенсий, социальных пенсий, отдельных видов  доплат, а также оказание услуг  по выплате пенсий и пособий;

- выплату пособий по  временной нетрудоспособности, беременности  и родам, в связи с рождением   ребенка;

- выплату дополнительных  профессиональных пенсий по достижении  застрахованными лицами общеустановленного  пенсионного возраста;

- оказание материальной  помощи нуждающимся нетрудоспособным  лицам, получившим пенсии из  средств государственного социального  страхования;

- финансирование мероприятий  по обеспечению занятости населения  и т.д.

Значительные средства Фонда  социальной защиты населения расходуются  на выплату пособий по временной  нетрудоспособности.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

1Бюджетный кодекс Республики Беларусь: КодексРесп. Беларусь, 16 июля 2008 г., № 412-З: в ред. Законов Респ. Беларусь от от 15.10.2010 N 175-З, от 13.12.2011 N 325-З// Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларрусь. – Минск, 2009. – Дата доступа: 10.12.2012

2 Еремеева, И.А. Государственный  бюджет: пособие для студентов  / И.А. Еремеева и [др.]. – Минск :Экоперспектива, 2011. – 112с.

3 Официальный сайт Министерства  финансов Республики Беларусь.О бюджетной системе Республики Беларусь и государственных внебюджетных фондах[Электронный ресурс]/Министерство финансов Республики Беларусь, 2012. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/legislation/lawrb/budsys/?curPos=1.- Дата доступа: 12.12.2012

4 Официальный сайт Министерства финансов Республики Беларусь.Закон РБ о бюджете на 2011, 2012 года[Электронный ресурс]/Министерство финансов Республики Беларусь, 2012. – Режим доступа:http://www.minfin.gov.by/rmenu/budget/legislation/lawrb/ . – Дата доступа:14.12.12

5О бюджете государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения Республики Беларусь на 2012 год[Электронный ресурс]/Народная Газета, 2012. – Режим доступа: http://www.ng.by/ru/issues?art_id=62748 . - Дата доступа: 14.12.2012

6 Официальный сайт Министерства труда и социальной защиты населения РБ.Инструкция о порядке исполнения республиканского бюджета по доходам[Электронный ресурс]/Министерство труда и социальной защиты РБ, 2012. – Режим доступа:http://www.ssf.gov.by/priside/statesocialinsurance/payment/instruction_d/ . – Дата доступа: 14.12.12

7 Финансы и финансовый рынок: учеб.пособие / О.А. Пузанкевич[и др.]: под. ред. О.А. Пузанкевич. – Минск: БГЭУ, 2010. – 313 с.

 


Информация о работе Государственные внебюджетные фонды, их роль и основы организации