Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2012 в 18:10, реферат
До введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации (принят 31 июля 1998 года №145-ФЗ) законодательную основу в сфере управления государственным долгом составляли два основных Федеральных закона: "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" от 13 ноября 1992 года №3877-1 и "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям" от 17 декабря 1994 года№76-ФЗ.
Департамент образования и науки Приморского края
КГБОУ СПО Владивостокский судостроительный техникум
РЕФЕРАТ
на тему: «Государственный долг и его обслуживание»
2012
Ежегодный дефицит, складываясь, образует государственный долг.
До введения в действие Бюджетного кодекса Российской Федерации (принят 31 июля 1998 года №145-ФЗ) законодательную основу в сфере управления государственным долгом составляли два основных Федеральных закона: "О государственном внутреннем долге Российской Федерации" от 13 ноября 1992 года №3877-1 и "О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерацией иностранным государствам, их юридическим лицам и международным организациям" от 17 декабря 1994 года№76-ФЗ.
Полномочия Правительства
Российской Федерации по вопросам управления
государственным долгом были определены
Федеральным конституционным
Отдельные вопросы, связанные с управлением государственным долгом, операциями с государственными долговыми обязательствами и учетом этих операций, регулировались и продолжают в настоящее время регламентироваться в нормативных документах Правительства Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и соответствующих нормативных актах Банка России и Внешэкономбанка.
В Бюджетном кодексе Российской
Федерации основные положения и
понятия (с учетом дополнений и изменений)
по активной части долга приведены
в главе 15 "Государственные кредиты,
предоставляемые Российской Федерацией
иностранным государствам, и долг
иностранных государств перед Российской
Федерацией" и по пассивной части
долга - в главе 14 "Государственный
и муниципальный долг". В данном
анализе рассматриваются
Государственными внешними
заимствованиями Российской Федерации
являются привлекаемые из иностранных
источников (иностранных государств,
их юридических лиц и
Государственные внешние
заимствования Российской Федерации
формируют государственный
Государственный долг - неизбежное порождение дефицита бюджета, причины которого связаны со спадом производства, ростом предельных издержек, необеспеченной эмиссией денег, возрастанием затрат по финансированию военно-промышленного комплекса, ростом объемов теневой экономики, непроизводственных расходов, потерь, хищений и т. д.
Взаимосвязь бюджетного дефицита и государственного долга проявляется в выпуске займов для покрытия бюджетного дефицита, что приводит к последующему нарастанию долговых последствий. Увеличительное влияние на государственной долг оказывает и необходимость выплаты его с процентами. Со временем текущие займы превращаются в последующие налоги. Поэтому государства, имеющие большие долги, вынуждены постоянно к ним прибегать для погашения процентов по долгу. Покрывая старые долги, государство прибегает к еще большим займам. Критическим моментом, угрожающим стабильности экономики и нормальному денежному обращению, считается ситуация, когда задолженность превышает величину годового ВНП.
При обсуждении проблемы государственного
долга, прежде всего, необходимо обратить
внимание на его качество. Потребность
в заемных средствах
Государственный долг может
быть следствием экономической политики
государства. Идея привлечения займов
для решения различных
Вместе с тем, бюджетный
дефицит может также отражать
кризисные явления в экономике
- неэффективность экономической
инфраструктуры, финансово-кредитных
связей, денежно-кредитной, банковской
и бюджетно-налоговой политики. В
таких случаях требуется
Но дефицит может быть
связан с необходимостью осуществления
крупных государственных
Не все так однозначно и в вопросе о займах. С одной стороны, выпуск государственных долговых обязательств стимулирует внутренний спрос на товары и услуги, способствует росту производства, с другой - в долгосрочной перспективе для погашения задолженности государство скорее всего будет вынуждено пойти на увеличение налогового бремени или сократить расходы бюджета. Это можно наблюдать в российской экономике (хотя номинально в последние годы происходит расширение расходной базы федерального бюджета, фактически темпы роста бюджетных доходов существенно превышают темпы роста расходов бюджета). В такой ситуации происходит перераспределение налогового бремени между нынешним и последующими поколениями, что не совсем справедливо по отношению к последним. Огромные изъятия из национальных сбережений, которые пойдут на обслуживание и погашение государственного долга, приведут к сокращению благосостояния населения и снижению инвестиционной активности хозяйствующих субъектов.
Государственный долг подразделяется на внутренний и внешний. Внутренний долг представляет собой величину задолженности своим гражданам и предприятиям.
Внутренний долг состоит
из государственных краткосрочных
облигаций (ГКО), облигаций федерального
займа (ОФЗ), деноминированных в рублях
облигаций сберегательного
Внешний долг — задолженность
государства гражданам и
В целом же последствия
государственного долга приводят к
существенному сокращению возможностей
роста потребления для
Наличие государственного долга предполагает его обслуживание, т.е. текущую выплату по процентам. Расходы на обслуживание госдолга определяются ставкой процента, которая обусловлена совокупным спросом и предложением кредитно-денежных ресурсов. Экономические последствия госдолга можно свести к четырем моментам:
За счет финансирования дефицита
на финансовом рынке остаются недофинансированными
какие-то проекты частного сектора,
снижаются инвестиции. Именно здесь-то
и проявляется высокая
Также существует проблема соотношения величины государственного сектора и частного. Вследствие увеличенных расходов государства растет государственный сектор, а вследствие эффекта вытеснения сокращается частный сектор. Если же повышенные государственные расходы, кроме того, не сопряжены с повышенными государственными инвестициями, то из-за сокращения инвестиций пострадают будущие поколения.
Как же действовать в такой ситуации? Как предотвратить рост государственного долга и возможно ли решить проблему госдолга в ближайшем будущем?
Может ли крупный государственный
долг привести государство к банкротству,
лишив его возможности
Крупный долг действительно может породить вполне реальные проблемы.
Внешний долг - то есть долговые
обязательства государства
Поэтому управление государственным долгом в последние годы в центре внимания российской экономической дискуссии. Основные методы управления представлены ниже.
Основной, традиционный метод - выплата долгов за счет золотовалютных резервов, что, конечно, ведет к обеднению страны, так как уменьшается золотой запас государства.
Другой метод - это реструктуризация, которая помогает отсрочить платеж по долгу, что дает время государству для накопления и увеличения средств, предназначенных к выплате.
Ряд соглашений о реструктуризации долговых платежей коммерческим (в декабре 1991 г., июле 1993 г., ноябре 1995 г., ноябре 1998 г., феврале 2000 г.) и официальным (в апреле 1993 г., июне 1994 г., июне 1995 г., апреле 1996 г., августе 1999 г.) кредиторам позволил уменьшить долговую нагрузку на экономику страны, приходившуюся на период 1992-2000 гг. В то же время, проведенные реструктуризации существенно увеличили ее как в целом, так и в части, приходящейся на первое десятилетие наступившего столетия. Так, в соответствии с договоренностью о реструктуризации долгов Лондонскому клубу в феврале 2000 г. кредиторы согласились списать 36,5% задолженности и выпустить взамен старых долговых обязательств новые облигации со сроком погашения в 2010-2030 гг. Однако, здесь существует один нюанс: в целом России придется заплатить 42 млрд. долларов вместо первоначальных 32,6 млрд. долларов. Достигнуть подобного соглашения с Парижским клубом не удалось. Реструктуризация долга Лондонскому клубу является заменой менее ликвидных ценных бумаг на более ликвидные. Поскольку сохраняется значительное отставание реальной цены долга от его номинала, есть возможность игры на рынке, допустимы различные варианты выкупа долга, в том числе с привлечением третьих стран - должников России, с последующим зачетом российских долговых обязательств за их задолженность.