Функции, задачи и операции Центрального Банка

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Июня 2012 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Потребность в центральных банках возникла в связи с развитием товарно-денежных отношений на рубеже перехода от феодализма к капитализму около трехсот лет назад (один из первых центральных банков - Шведский Риксбанк образован в 1668 г.). В XX в. понимание значения роли центрального банка для всего хозяйственного оборота страны становится всеобщим и Международная финансовая конференция, состоявшаяся в Брюсселе в 1920 г., записала, что "в странах, где не существует центрального банка, его следует создать".

Содержание

Введение………………………………………………………….……….3
Глава 1 Цели и функции и операции Банка России: их понятие, виды и содержание…………………………………………………………....4
Глава 2 Сущность и инструменты кредитно-денежной политики Центрального банка………………………………………………………..…..19
Глава 3 Реализация денежно-кредитной
политики в 2011 г……………………………………………………………....27
Заключение……………………………………………………………….35

Работа содержит 1 файл

Юридические основы регулирования.doc

— 619.50 Кб (Скачать)

     Функции банковского надзора  и контроля. Функция банковского надзора представляет собой установленную законом государственную деятельность Банка России по осуществлению комплекса мероприятий, направленных на обеспечение режима законности в организации и функционировании всех элементов, образующих банковскую систему РФ. Банковский надзор осуществляется в целях обеспечения надлежащего соблюдения кредитными организациями действующего банковского законодательства и нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность.

     Банковский  надзор обеспечивается путем постоянного  наблюдения и проведения проверок кредитных  организаций на предмет соответствия их учредительных документов, финансово-хозяйственной, кредитной деятельности, а также деятельности по осуществлению банковских операций действующему законодательству, нормативным актам Президента РФ, Правительства РФ, а также нормативным актам и обязательным нормативам, установленным Банком России (ст. 55 Федерального закона). Упомянутые обстоятельства являются предметом банковского надзора. Основными задачами банковского надзора, осуществляемого Банком России, является обеспечение законности создания, организации и деятельности кредитных организаций, обеспечение их надежности и поддержание стабильности, а также защита интересов вкладчиков и кредиторов (ст. 55 Федерального закона).

     На  Банк России возложен контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями, а также за валютными биржами.

     Банк  России осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля и обеспечивает взаимодействие с ними, а также с таможенными и налоговыми органами уполномоченных банков как агентов валютного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

     Совместно с Федеральной антимонопольной службой России Банк России осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных правил в сфере банковской деятельности.

     Надзорная деятельность Банка России предполагает проверку поднадзорного объекта  и, при выявлении каких-либо нарушений, направление ему обязательных для исполнения предписаний с требованием устранения выявленных нарушений, а также применение установленных в федеральном законодательстве санкций.

     Статьей 74 установлено, что в случаях нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписаний Банка России, непредставления информации, представления неполной или недостоверной информации Банк России имеет право требовать от кредитной организации устранения выявленных нарушений, взыскивать штраф в размере до 0,1 процента минимального размера уставного капитала либо ограничивать проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев.

     В случае неисполнения в установленный  Банком России срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков), Банк России вправе:

     1) взыскать с кредитной организации  штраф в размере до 1 процента  размера оплаченного уставного  капитала, но не более 1 процента  минимального размера уставного  капитала;

     2) потребовать от кредитной организации:

     осуществления мероприятий по финансовому оздоровлению кредитной организации, в том числе изменения структуры ее активов;

     замены  руководителей кредитной организации, перечень должностей которых указан в статье 60 настоящего Федерального закона;

     осуществления реорганизации кредитной организации;

     3) изменить на срок до шести  месяцев установленные для кредитной  организации обязательные нормативы;

     4) ввести запрет на осуществление  кредитной организацией отдельных  банковских операций, предусмотренных  выданной ей лицензией на осуществление банковских операций, на срок до одного года, а также на открытие ею филиалов на срок до одного года;

     5) назначить временную администрацию  по управлению кредитной организацией  на срок до шести месяцев.  Порядок назначения и деятельности временной администрации устанавливается федеральными законами и издаваемыми в соответствии с ними нормативными актами Банка России;

     6) ввести запрет на осуществление  реорганизации кредитной организации,  если в результате ее проведения  возникнут основания для применения мер по предупреждению банкротства кредитной организации, предусмотренные Федеральным законом "О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций";

     7) предложить учредителям (участникам) кредитной организации, которые  самостоятельно или в силу существующего между ними соглашения, либо участия в капитале друг друга, либо иных способов прямого или косвенного взаимодействия имеют возможность оказывать влияние на решения, принимаемые органами управления кредитной организации, предпринять действия, направленные на увеличение собственных средств (капитала) кредитной организации до размера, обеспечивающего соблюдение ею обязательных нормативов;

     Банк  России вправе отозвать у кредитной  организации лицензию на осуществление  банковских операций по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О банках и банковской деятельности". Порядок отзыва лицензии на осуществление банковских операций устанавливается нормативными актами Банка России.

     К кредитной организации не могут  быть применены Банком России меры, предусмотренные частями первой и второй настоящей статьи, если со дня совершения нарушения истекло пять лет. Меры, предусмотренные настоящей статьей, не могут применяться Банком России в связи с невыполнением кредитной организацией (ее филиалом) положений документов (актов) Банка России, не являющихся нормативными актами или предписаниями Банка России.

     (часть  четвертая в ред. Федерального  закона от 27.06.2011 N 162-ФЗ)

     Банк  России может обратиться в суд  с иском о взыскании с кредитной  организации штрафов или иных санкций, установленных федеральными законами, не позднее шести месяцев со дня составления акта об обнаружении нарушения из числа перечисленных в частях первой и второй настоящей статьи.

     Банк  России, по общему правилу, не вмешивается  в оперативную деятельность кредитных организаций. Лишь в строго определенных законом случаях, как правило, в качестве санкции за неисполнение своих предписаний, а также в случае реальной угрозы интересам кредиторов (вкладчиков) Банк России вмешивается в оперативную деятельность кредитных организаций и назначает временную администрацию по управлению этой организацией. Все иные меры ответственности, которые Банк России может применить к кредитным организациям, не предполагают вмешательства в их оперативную деятельность.

     Действующим законодательством запрещается  кому-либо, включая Банк России, принуждать кредитные организации к осуществлению  действий, не предусмотренных их учредительными документами, и не свойственных им функций, включая контроль за расходованием  фонда заработной платы юридических лиц — клиентов, а также вмешиваться в оперативную деятельность кредитных организаций (ст. 9 Федерального закона «О банках и банковской деятельности», ст. 55, 57 Федерального закона). Исключения из этих правил могут устанавливаться только федеральным законодательством.

     Ранее Банк России согласно Закону РСФСР  от 10 октября 1991 г. «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в  РСФСР» Банк России осуществлял кассовое исполнение бюджета РФ. В этой связи  ему могли быть предоставлены определенные контрольные полномочия. С 1 января 2000 года Закон РСФСР «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РСФСР» утратил силу в в связи с принятием Федерального закона от 9 июля 1999 года № 159-ФЗ «О введении в действие Бюджетного кодекса РФ». Несмотря на то, что Банк России сохранил функции ведения единого счета федерального казначейства, главного администратора доходов бюджета, а также отдельные полномочия по управлению средствами Резервного фонда могут осуществляться Центральным банком Российской Федерации, Фонда национального благосостояния - Центральным банком Российской Федерации контрольные полномочия за расходованием государственных средств ему так и не были предоставлены.

     Так, в целях обеспечения надлежащего  контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием, улучшения взаимодействия контрольных органов в Российской Федерации установлен государственный финансовый контроль.  Государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета, бюджетов федеральных внебюджетных фондов, за организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ (п. 1 Указа). Государственный финансовый контроль согласно п. 2 Указа Президента РФ от 25 июля 1996 г. среди прочих государственных органов возложен на Центральный банк РФ, но в соответствии с установленным законодательством РФ разграничением функций и полномочий государственных органов. Однако федеральное законодательство не содержит норм, позволяющих утверждать, что Банк России осуществляет функцию финансового контроля. Между тем, необходимость наделения Банка России соответствующими полномочиями имеет объективные основания, в особенности применительно к исполнению Банком России функций в рамках Бюджетного кодекса России, осуществлению операций с федеральным бюджетом, государственными внебюджетными фондами, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, банковскому обслуживанию государственных органов и юридических лиц, использующих средства указанных бюджетов и внебюджетных фондов. Проведение не реже одного раза в год комплексных ревизий и тематических проверок поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета, признано необходимым (п. 2 Указа Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095). В случае внесения необходимых изменений и дополнений в Федеральный закон Банк России мог бы быть наделен полномочиями по проведению вневедомственного банковского контроля за целевым расходованием бюджетных средств. Банк России мог бы осуществлять предварительный вневедомственный банковский контроль за обоснованностью заключаемых договоров и сделок при расчетах обслуживаемыми им лицами бюджетными денежными средствами. Такое право могло бы быть предоставлено тем учреждениям Банка России, которые осуществляют банковское обслуживание государственных органов, органов и юридических лиц, обеспечивающих безопасность РФ, а также в некоторых иных случаях.

     Осенью 2008 г. в ходе антикризисных мероприятий  вопрос о наделении Банка России контрольными полномочиями в сфере  использования государственных денежных средств вновь возник, и был поставлен Председателем Правительства России. Речь в частности шла о наделении Банка России функцией по контролю за целевым и эффективным использованием федеральных денежных средств выделяемых в качестве кредитных ресурсов кредитным организациям в рамках правительственных антикризисных мероприятий.

     Функция осуществления денежной эмиссии и организации  денежного обращения. Согласно Конституции РФ денежная эмиссия, т.е. выпуск денег в обращение, в РФ осуществляется исключительно Центральным банком Российской Федерации (п.1 ст. 75 ). Денежной единицей в РФ является рубль. Введение и эмиссия других денег в РФ не допускаются. Конституция РФ, возлагая на Банк России функцию эмиссии денег в обращение, не ограничивает полномочия Банка России какой-либо одной формой эмиссии (наличной и безналичной). Следовательно, предполагается, что Банк России осуществляет эмиссию денег в наличной и безналичной формах. Факт осуществления денежной эмиссии в безналичной форме признается и в юридической литературе. Очевидно, именно с целью ограничения возможностей коммерческих банков на осуществление денежной эмиссии в Конституции РФ исключительное право на осуществление денежной эмиссии во всех ее формах предоставлено Банку России. Однако в Федеральном законе «О Центральном банке РФ (Банке России) монопольная функция Банка России по осуществлению денежной эмиссии ограничена только эмиссией наличных денег. Аналогичным образом ограничена и не предусмотрена действующим законодательством функция Банка России по организации их безналичного обращения. Между тем, известно, что денежное обращение представляет собой движение денег в наличной и безналичной формах для обслуживания кругооборота товаров, а также нетоварных платежей и расчетов в процессе экономических отношений. Безналичное, как и наличное, денежное обращение подлежит регулированию в федеральном законодательстве. Но эта сфера денежного обращения не регулируется банковским или иным законодательством. Порядок осуществления эмиссии безналичных денег и организации их обращения каким-либо органом государственной власти Российской Федерации или Банком России законодательно не определен. Соответствующие полномочия, безусловно, должны быть предоставлены Банку России.

     Банк  России взаимодействует с кредитными организациями и их ассоциациями. Возможны несколько вариантов такого взаимодействия: консультации по вопросам, связанным с принятием решений нормативного характера, имеющих значение для всей банковской системы России; представление кредитным организациям необходимых разъяснений; рассмотрение предложений по вопросам регулирования банковской деятельности (ст. 77 Федерального закона «о Центральном банке РФ (Банке России)»).

     Аналитическая, прогностическая  и научная функция состоит в постоянном изучении, анализе, обобщении и выработке научно обоснованных предложений о состоянии, развитии и возможных результатах государственной экономической, в том числе денежно-кредитной, политики, состоянии и перспективах банковской системы; подготовке и представлении Президенту РФ, Правительству РФ и Государственной Думе РФ соответствующих статистических данных. Проведение научных исследований финансово-экономического, юридического, научно-технического характера, имеющих значение для совершенствования и развития денежно-кредитной и банковской систем России, также являются частью указанной функции.

Информация о работе Функции, задачи и операции Центрального Банка