Министерство
финансов Российской Федерации в
соответствии с возложенными на него
задачами выполняет следующие функции:
- участвует
в работе по составлению долговременных
и краткосрочных прогнозов функционирования
экономики, совместно с федеральными органами
исполнительной власти определяет потребность
в государственных централизованных ресурсах,
подготавливает предложения о распределении
их между федеральным бюджетом и государственными
федеральными внебюджетными фондами;
- организует
работу по составлению проекта федерального
бюджета, прогноза консолидированного
бюджета РФ, разрабатывает проекты нормативов
отчислений от федеральных налогов, сборов,
размеров и дотаций из федерального бюджета
в бюджеты субъектов Федерации;
- обеспечивает
исполнение федерального бюджета, а также
государственных федеральных внебюджетных
фондов;
- разрабатывает
с участием Государственной налоговой
службы, Федеральной службы налоговой
полиции РФ предложения по совершенствованию
налоговой политики и налоговой системы;
- принимает
участие в определении ценовой политики;
- принимает
участие в работе по совершенствованию
страховой деятельности в стране;
- разрабатывает
предложения по выпуску и размещению,
а также осуществляет выпуск государственных
внутренних займов РФ;
- разрабатывает
предложения по формированию и развитию
финансового рынка;
- осуществляет
по поручению Правительства РФ сотрудничество
с международными финансовыми организациями;
- разрабатывает
проекты программ внешних заимствований
РФ;
- участвует
в подготовке предложений по основным
направлениям кредитной, денежной политики
РФ, улучшению состояния расчетов и платежей
в экономике;
- участвует
в подготовке федеральных целевых программ,
обеспечивает в установленном порядке
их финансирование за счет средств федерального
бюджета;
- разрабатывает
меры, направленные на формирование и
реализацию активной инвестиционной политики,
участвует в разработке и финансировании
федеральных инвестиционных программ
и Бюджета развития РФ;
- разрабатывает
и принимает в установленном порядке нормативно-правовые
акты по вопросам, относящимся к компетенции
Министерства, обязательные для исполнения
на территории РФ;
- обеспечивает
повышение качества научных исследований
в области финансов, кредита и денежного
обращения, а также взаимодействует с
научно-исследовательскими организациями
экономического профиля по выработке
предложений об эффективном использовании
государственных средств.
Счетная
палата Российской Федерации (СП РФ) –
постоянно действующий конституционный
орган государственного финансового
контроля.
Счетная
палата не относится ни к одной
их трех ветвей власти, однако формируется
Федеральным Собранием Российской
Федерации и является подотчетной
ему.
К
компетенции Счетной палаты относится,
прежде всего, контроль за исполнением
федерального бюджета, в том числе –
определение целесообразности расходов
бюджета и государственных внебюджетных
фондов. Счетная палата осуществляет предварительный,
текущий и последующий контроль. Для реализации
своих функций Счетная палата проводит
аудиторские проверки, другие контрольные
мероприятия.
Законодательством
Российской Федерации функции финансового
контроля возложены и на другие органы
государственной власти, в том
числе на Министерство финансов России,
однако Счетная палата является единственным
контрольным органом, который имеет
конституционный статус.
Главной
функцией Счетной палаты является контроль
за исполнением федерального бюджета,
который СП осуществляет на основе
принципов законности, объективности,
независимости и гласности (ст. 3
Федеральной закона «О счетной палате»).
В статье 2 ФЗ определены основные задачи
СП:
- Организация
и осуществление контроля за своевременным
исполнением доходных и расходных статей
федерального бюджета и бюджетов внебюджетных
государственных фондов по объемам, структуре
и целевому назначению;
- Определение
эффективности и целесообразности расходов
государственных средств и использования
федеральной собственности;
- Оценка обоснованности
доходных и расходных статей проектов
федерального бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов;
- Финансовая
экспертиза проектов федеральных законов,
а также нормативных правовых актов федеральных
органов государственной власти, предусматривающих
расходы, покрываемые за счет средств
федерального бюджета, или влияющих на
формирование и исполнение федерального
бюджета и бюджетов государственных внебюджетных
фондов;
- Анализ выявленных
отклонений от установленных показателей
федерального бюджета и бюджетов государственных
внебюджетных фондов и подготовка предложений,
направленных на их устранение, а также
на совершенствование бюджетного процесса
в целом;
- Контроль
за законностью и своевременностью движения
средств федерального бюджета и средств
внебюджетных фондов в Центральном Банке
Российской Федерации, уполномоченных
банках и иных финансово-кредитных учреждениях
Российской Федерации;
- Регулярное
представление Совету Федерации и Государственной
Думе информации о ходе исполнения федерального
бюджета и результатах проводимых контрольных
мероприятий.