Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2012 в 20:34, курсовая работа
Актуальность установления эффективных методов формирования доходов региональных бюджетов (на примере Самарской области), необходимость системного исследования теоретических и практических вопросов формирования доходов региональных бюджетов обусловили выбор темы, цель и задачи курсовой работы.
Введение. 3
Глава 1. Общие положения о бюджетной системе и бюджетном 5
устройстве Российской Федерации. 5
1. Основные принципы бюджетной системы. 6
2. Бюджетная классификация 7
3. Бюджетное планирование и бюджетный процесс. 8
Глава 2. Теоретические основы формирования доходов региональных бюджетов 10
1. Экономическая сущность региональных бюджетов 10
Глава 3. Формирование регионального бюджета РФ на примере бюджета Самарской области. 14
1. Бюджетная система области и бюджетный процесс 14
2. Определение основных направлений бюджетно-финансовой политики 15
3. Доходы бюджета субъекта РФ. 17
4. Расходы бюджета субъекта РФ. 18
Глава 4. Исследование областного бюджета за 2005 год. 20
Заключение 23
Список литературы. 25
В растениеводстве была сделана ставка на возделывание таких высокодоходных культур, как подсолнечник и картофель. Посевные площади увеличились на 17% и 16,1% соответственно. При благоприятных погодных условиях в период уборочной кампании валовой сбор этих продуктов, как и ожидался, был выше уровня 2004 года.
Произошли позитивные изменения в структуре источников финансирования инвестиций. Организациями стали активнее использоваться привлеченные средства, на долю которых в 2005 года пришлось 37,5% от общего объема инвестиций, что существенно выше показателя прошлого года - 26,4%.
За январь-июнь текущего года при строительстве и реконструкции объектов, финансируемых за счет средств областного бюджета, освоено 1497,5 млн.рублей. Основные приоритеты областной инвестиционной программы остались прежними: завершение строительства Самарского онкологического центра, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья, строительство объектов образования и спорта.
В плане естественного воспроизводства населения в губернии отмечены следующие аспекты: коэффициент рождаемости составил 9,6 промилле, что выше среднегодового показателя за последние 5 лет (9 промилле); растет доля вторых рождений. Решающую роль в этом сыграли такие областные программы, ориентированные на поддержку молодых семей, как, например, "Молодой семье - доступное жилье".
Сократился разрыв между числом умерших и родившихся до 1,7 раза (за 2005 год). Численность умерших от несчастных случаев, отравлений и травм уменьшилась на 5,1%.
В 2005 году ситуация в сфере занятости остается стабильной. Положительными тенденциями стали: создание 4,7 тысяч рабочих мест в результате увеличения объемов инвестиций; организация новых крупных производств на территории области, развитие предпринимательской активности граждан, повышение трудовой мобильности населения, адаптация к экономическим переменам, сокращение размеров безработицы.
В отрасли здравоохранения обеспечивались государственные гарантии оказания населению бесплатной медицинской помощи в рамках Территориальной программы государственных гарантий оказания населению Самарской области бесплатной медицинской помощи на 2005 год. Большое внимание уделялось профилактической деятельности.
В сфере образования реализуется 7 программ. В целях обеспечения доступности качественного образования ведется оснащение 143 общеобразовательных центров и 12 ресурсных центров профессионального образования учебно-лабораторным и компьютерным оборудованием. В целях реализации прав на образования и установление дополнительных видов социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принят Закон Самарской области "О материальной и социальной поддержке граждан, обучающихся в образовательных учреждениях, находящихся в ведении губернии и муниципальных образовательных учреждениях".
Содержание регионального бюджета необходимо раскрывать с различных позиций: как отношения, предмета, документа. Региональный бюджет - это финансовая категория, фонд денежных средств (бюджет в материальном смысле), плановый документ, отражающий конкретные доходы и расходы, относящиеся к компетенции органов власти данного уровня (бюджет как правовая категория).
В материальном смысле региональный бюджет представляет собой централизованный денежный фонд, формируемый на определенном территориальном уровне для обеспечения функций соответствующих органов власти.
Правовое значение бюджета определяет содержание его как финансового плана образования, распределения и использования централизованного денежного фонда соответствующей территории, утверждаемый представительными органами власти региона.
Система построения бюджетных доходов и расходов регионов строится в соответствии с определенными принципами, позволяющими субъекту РФ иметь достаточные для его деятельности финансовые ресурсы и одновременно использовать платежи юридических и физических лиц для регулирования их финансового состояния. Основным принципом является принцип самостоятельности бюджетов субъектов РФ.
Областной бюджет Самарской области, являясь основным финансовым планом региона, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает областной власти реальную возможность осуществления властных полномочий: реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию - фиксирует избранный стиль осуществления управления областью. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития региона и самостоятельной роли не играет.
Однако именно бюджет, показывая размеры необходимых руководству финансовых ресурсов и реально имеющихся резервов, определяет конкретные направления расходования средств, процентное соотношение расходов по отраслям и территориям, является конкретным выражением экономической политики администрации.
Через бюджет происходит перераспределение дохода. Бюджет выступает инструментом регулирования и стимулирования экономики, инвестиционной активности, повышения эффективности производства, именно через бюджет осуществляется социальная политика.
Таким образом, бюджет, объединяя в себе основные финансовые категории (налоги, кредит, расходы), является ведущим звеном финансовой системы .
Исследование состава и структуры доходов и расходов областного бюджета Самарской области за 2005г. выявило, что наибольший удельный вес в составе доходов его бюджета занимают налоговые доходы, формируемые путем отчислений от федеральных налогов, таких, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц и др. Установлено, что сохраняется преобладающее значение прямых налогов и налогов со статусом федеральных. Анализ структуры неналоговых поступлений в областной бюджет Самарской области показал, что эти финансовые средства используется недостаточно эффективно. Прежде всего, нерационально используется имущество, находящееся в областной собственности.
По мнению автора, необходимы следующие организационные меры по разрешению проблемы неэффективного использования имущества, находящегося в областной собственности: увеличение поступлений по дивидендам по акциям предприятий, относящихся к областной собственности, от сдачи в аренду имущества, находящегося в областной собственности и от платежей государственных и муниципальных унитарных предприятий.
Схема 1. Действующая модель формирования доходов региональных бюджетов (бюджетов субъектов Федерации)
Приложение 3
К Закону Самарской области «Об областном бюджете на 2005 год»
Структура расходов областного бюджета на 2005 год по направлениям расходов в разрезе разделов и подразделов функциональной классификации расходов бюджетов РФ.
Код |
Наименование раздела, подраздела функциональной классификации, направления расходов |
Сумма, |
1 |
2 |
3 |
0100 |
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
2 094 752 |
0105 |
Судебная система |
107 038 |
0113 |
Резервные фонды |
106 129 |
0300 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
1 825 906 |
0400 |
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
5 115 337 |
0401 |
Общеэкономические вопросы |
16 626 |
0402 |
Топливо и энергетика |
59 210 |
0405 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
1 597 147 |
0407 |
Лесное хозяйство |
23 674 |
0408 |
Транспорт |
2 842 620 |
0410 |
Прикладные научные исследования в области национальной экономики |
51 495 |
0500 |
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
424 988 |
0600 |
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
133 921 |
0700 |
ОБРАЗОВАНИЕ |
4 837 374 |
0800 |
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ, СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
380 470 |
0900 |
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ |
5 249 170 |
1000 |
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
4 314 561 |
1100 |
МЕЖБЮДЖЕТНЫЕ ТРАНСФЕРТЫ |
9 834 028 |
1101 |
Финансовая помощь бюджетам других уровней |
4 409 559 |
1103 |
Фонд муниципального развития |
1 474 137 |
ВСЕГО РАСХОДОВ |
34 210 507 |
Приложение № 2
к Закону Самарской области «Об области бюджете на 2005 год»
Поступление доходов
в областной бюджет | ||
Код |
Наименование источника |
Сумма, тыс. руб. |
1 00 00000 00 0000 000 |
ДОХОДЫ |
30 485 046 |
1 01 00000 00 0000 000 |
Налоги на прибыль, доходы |
21 297 512 |
1 03 00000 00 0000 000 |
Налоги на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
2 453 012 |
1 05 00000 00 0000 000 |
Налоги на совокупный доход |
440 263 |
1 06 00000 00 0000 000 |
Налоги на имущество |
4 523 440 |
1 07 00000 00 0000 000 |
Налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
751 249 |
1 08 00000 00 0000 000 |
Государственная пошлина |
200624 |
1 09 00000 00 0000 000 |
Задолженность по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
135 391 |
1 11 00000 00 0000 000 |
Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности |
579 238 |
1 12 00000 00 0000 000 |
Платежи при пользовании природными ресурсами |
89 817 |
1 14 00000 00 0000 000 |
Доходы от продажи материальных и нематериальных активов |
7 000 |
1 16 00000 00 0000 000 |
Штрафы, санкции, возмещение ущерба |
7 500 |
2 00 00000 00 0000 000 |
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
722 009 |
2 02 00000 00 0000 000 |
Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кроме бюджетов государственных внебюджетных фондов |
722 009 |
2 02 02080 00 0000 151 |
Субвенции на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан |
516 765 |
2 02 02110 00 0000 151 |
Субвенции на выполнение федеральных полномочий по государственной регистрации актов гражданского состояния |
53 736 |
2 02 02200 00 0000 151 |
Прочие субвенции |
68 766 |
2 02 01030 03 0000 151 |
Дотации на возмещение убытков от содержания объектов жилищно-коммунального хозяйства и социально-культурной сферы, переданных в ведение органов местного самоуправления |
82 742 |
ВСЕГО ДОХОДОВ |
31 207 055 |
Информация о работе Формирование доходов региональных бюджетов