Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Марта 2012 в 21:22, доклад
Для того чтобы осуществлять свои полномочия, органы местного самоуправления должны иметь материальные и финансовые средства. Это финансово-экономическая основа местного самоуправления.
Финансово-экономические основы местного самоуправления
Для того чтобы осуществлять
свои полномочия, органы местного самоуправления
должны иметь материальные и финансовые
средства. Это финансово-экономическая
основа местного самоуправления. Ее составляют
муниципальная собственность (например,
хлебопекарня), местные финансы (муниципальный
бюджет), иная собственность, а также
имущество, служащее для удовлетворения
местных потребностей (например, природные
ресурсы, находящиеся в федеральной
государственной собственности
или государственной
Главной составной частью финансово-экономической основы муниципального самоуправления является .муниципальная собственность. Это публичная собственность населения территориального коллектива каждого отдельного муниципального образования. От имени населения управляют и распоряжаются этой собственностью (в том числе продают ее) те органы муниципального образования, которые имеют соответствующие полномочия (обычно представительный орган или глава администрации). До 1991 г. муниципальной собственности в России не было. Ее формирование началось после принятия Закона РСФСР 1991 г. о местном самоуправлении и постановления о разграничении собственности: федеральной, субъектов РФ и муниципальной. Из государственной собственности Федерации (из ведения министерств) в муниципальную собственность были переданы по особому списку определенные категории объектов, заложившие ее основу (жилой и нежилой фонд, ремонтно-строительные предприятия, обслуживающие жилой и нежилой фонд, объекты городского пассажирского транспорта, благоустройства и др.). Из государственной собственности субъектов РФ в муниципальную собственность также были переданы многие другие объекты (предприятия розничной торговли, питания, многие учреждения здравоохранения, образования и т.д.). Позже передавались и некоторые другие объекты.
В настоящее время
муниципальная собственность
Порядок приобретения
и отчуждения муниципальной собственности
определяют муниципальные органы (в
соответствии с законодательством
субъектов Федерации). Они ведут
реестр (учет) муниципальной собственности,
вправе создавать, реорганизовывать и
ликвидировать муниципальные
В состав муниципальной
собственности могут входить
государственные и
Кроме муниципальной
собственности в состав муниципального
имущества входит имущество, находящееся
в государственной
Передача имущества
возможна лишь после принятия субъектом
РФ соответствующего закона о передаче
полномочий. Затем органы муниципального
образования готовят перечень объектов,
необходимых им для выполнения переданных
полномочий, согласовывают этот список
с органом управления имуществом
субъекта Федерации. Последний согласовывает
этот перечень с органами муниципального
образования и направляет в администрацию
субъекта Федерации для издания
правового акта о перечне объектов
в безвозмездное пользование
органам муниципального образования.
После издания такого акта орган
по управлению имуществом субъекта РФ
заключает с органом
Другая разновидность муниципального имущества — собственность Федерации или субъекта РФ, которая служит удовлетворению потребностей населения муниципального образования (при передаче имущества для выполнения некоторых функций государственных органов преследуются иные цели). Пользование таким имуществом может быть и почти всегда бывает возмездным, но при физическом использовании доли собственности эта доля становится собственностью муниципального образования. Чаще всего это имеет место при использовании определенных недр, лесов, растительного, животного мира и т.д. Пример: на участке земли, принадлежащей субъекту Федерации, расположен песчаный карьер. Песок — собственность субъекта РФ, но муниципальное образование за плату вывозит его, для того чтобы посыпать тротуары во время гололеда. Муниципальные органы пользуются этой долей песка как собственностью.
В состав финансовой основы местного самоуправления входят денежные средства, другие платежные средства, ценные бумаги и т.д., находящиеся в распоряжении органов муниципального образования. Каждое муниципальное образование принимает свой местный (муниципальный) бюджет, состоящий из доходной и расходной частей. Наиболее весомой частью доходов являются налоговые доходы (в том числе отчисления от налогов субъектов РФ), а среди налоговых доходов — местные налоги и сборы. Они не могут быть установлены произвольно, а определяются Налоговым кодексом РФ, который предусматривает следующие местные налоги и сборы: земельный налог; налог на имущество физических лиц; налог на рекламу; налог на наследование и дарение; местные лицензионные сборы (плата за выдачу лицензий); сбор с владельцев собак; платежи за парковку автомашин, за пользование спортивными сооружениями, коммунальным транспортом и др. Кроме того, в бюджет муниципального образования идут собственные неналоговые доходы: доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, от сдачи имущества в аренду, от платных услуг, которые оказывают органы муниципального образования (например, за выдачу определенных документов — государственная пошлина). Определенную часть неналоговых поступлений в местный бюджет составляют штрафы, налагаемые в соответствии с КоАП РФ (за загрязнение окружающей среды, нарушение правил торговли и уличного движения и др.).
Во всех странах мира доходы органов местного самоуправления недостаточны для покрытия их расходов (в США эти доходы составляют около 65% всех расходов, в Канаде — 50, в Японии — 40% и т.д.). В России местные источники покрывают не более 20—25% расходов, а во многих сельских районах, как свидетельствуют публикации в прессе, значительно меньше. Кроме того, в России муниципальные бюджеты несут значительную долю расходов по обслуживанию жилищно-коммунального хозяйства. Поэтому в России, как и в других странах, значительная часть расходов (в России — основная) покрывается за счет доходов государства и субъектов Федерации. Закрепляется определенная доля отчислений в бюджеты муниципальных образований от государственных (федеральных и субъектов РФ) налогов и сборов, в первую очередь от подоходного налога, а также налогов на прибыль предприятий и добавленную стоимость. Эти так называемые регулируемые доходы составляют вторую часть доходов муниципального бюджета. Размер отчислений устанавливается в процентах от тех средств, которые предназначены для федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Это делается только законами (по отношению к доле федеральных налогов — федеральным законом, по отношению к налогам субъектов — законом субъекта) либо ежегодно (на один год), либо на долговременной основе (не менее трех лет). Конкретные нормативы отчислений от регулируемых доходов определяются для каждого муниципального образования отдельно, законами субъектов Федерации.
Третий элемент
доходной части местного бюджета
— доли федеральных и так называемых
региональных (субъектов Федерации)
налогов, которые при уплате налогоплательщиками
сразу идут в местный бюджет. При
заполнении платежных документов такое
разделение указывается. Это часть
подоходного налога с физических
лиц, часть налога на прибыль организаций
и т.д. В отличие от регулируемых
налогов эти доли закреплены за местными
бюджетами не на временной основе
(годовой или более
Доходы муниципальных бюджетов почти всегда включают финансовую помощь, получаемую органами местного самоуправления от государственной власти (Федерации или ее субъектов, от тех и других). Такая финансовая помощь оказывается из средств специального фонда поддержки муниципальных образований. Фонд создается за счет средств государственного бюджета и других поступлений как федеральный, и в каждом субъекте РФ он является частью соответствующих бюджетов. Фонд образуется за счет отчислений от федеральных налогов и налогов, поступающих в бюджет субъектов Федерации. Распределение средств фонда осуществляется между муниципальными образованиями с учетом численности их населения, размеров территории, доли в населении детей различного возраста, пенсионеров, уровня жизни людей (дохода на душу населения) и других параметров. С учетом этих данных создается определенная процентная (или иная) формула для каждого муниципального образования. Фонд выдает дотации, субвенции и субсидии. Дотации — средства, которые предоставляются на безвозмездной (без процентов) и безвозвратной основе (их не нужно отдавать, это не займы, а «подарки»). Дотации выделяются обычно слабым в финансовом отношении муниципальным образованиям, когда их собственные доходы малы. Дотации могут расходоваться органами местного самоуправления по собственному усмотрению.
Субвенции выделяются муниципальным образованиям тоже на безвозмездной и безвозвратной основе из федерального бюджета или бюджета субъекта Федерации, но, в отличие от дотаций, для использования в конкретных целях и в установленный срок. В случае неиспользования в установленных целях и в срок эти средства подлежат возврату. Чаще они выделяются для развития инфраструктуры муниципального образования (например, для строительства небольшого моста или создания местной телефонной связи), для ликвидации стихийных бедствий и т.д. Субсидии — средства, предоставляемые местным бюджетам сверху на условиях долевого финансирования целевых расходов (например, часть средств для строительства местной больницы).
Наконец, неналоговые доходы бюджетов муниципального образования могут состоять из перечислений от добровольных взносов и пожертвований граждан, предприятий, учреждений (иногда на цели, для которых создается целевой фонд, например, для поддержки малолетних детей, мелкого предпринимательства); штрафов за загрязнение окружающей среды, порчу памятников истории и культуры, принадлежащих муниципальным образованиям. Словом, это дополнительные средства, которые не могли быть учтены при принятии бюджета.
Часть таких доходов может составлять так называемые целевые (ранее — внебюджетные) фонды. Бюджетный кодекс РФ не предусматривает возможности образования внебюджетных фондов, обезличенное их существование приводило к злоупотреблениям в расходовании этих средств. Теперь представительными органами местного самоуправления фонды вне бюджета создаются как целевые, для обеспечения отдельных программ (образование, помощь инвалидам и т.д.).
Расходная часть
бюджетов муниципальных образований
определяется их представительными
органами (сельским сходом муниципального
образования) при составлении местных
бюджетов. Эти деньги расходуются
на решение вопросов местного значения
(строительство и ремонт необходимых
объектов, местных дорог и т.д.),
на инвестиции и расширение производства,
для проведения местных выборов
и референдумов, выплаты процентов
и погашения долга по займам, капиталовложений
в муниципальные и иные предприятия,
страхования муниципальных
Расходование целевых средств нередко происходит в форме муниципального заказа для выполнения определенных программ. Исполнитель (поставщик, подрядчик и др.) обычно выбирается по конкурсу. Заключается договор на выполнение работ, услуг. Расходование средств осуществляется тем органом местного самоуправления, который предусмотрен для этой цели уставом муниципального образования. Муниципальные органы имеют право контроля за ходом выполнения заказа.
Наряду с муниципальным заказом, носящим возмездный характер для его исполнителя, применяется социальный заказ. Это безвозмездное добровольное выполнение каких-то работ, услуг для местного самоуправления (обычно по благоустройству населенных пунктов, обслуживанию населения и др.).
Информация о работе Финансово-экономические основы местного самоуправления