Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2011 в 14:28, дипломная работа
Важнейшим элементом социального и экономического развития общества является медицинское обслуживание населения. Здравоохранение, которое в русском языке буквально трактуется как «охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней, и поддержание общественной гигиены и санитарии», – это одна из ведущих отраслей сферы обслуживания.
Введение 4
Глава 1 Теоретические основы планирования и финансирования расходов на здравоохранение 8
1.1 Общая характеристика системы здравоохранения и правовые основы ее функционирования 8
1.2 Бюджетно-страховая модель финансирования здравоохранения 20
1.3 Организация планирования и финансирования расходов бюджета на здравоохранение 28
Глава 2 Анализ планирования и финансирования расходов на здравоохранение на примере МБУЗ Чишминской центральной районной больницы 38
2.1Организационно-экономическая характеристика МБУЗ Чишминская центральная районная больниц 38
2.2 Анализ планирования и финансирования расходов на здравоохранение на примере МБУЗ "Чишминская ЦРБ" 43
2.3 Анализ исполнения сметы расходов больницы по общим показателям 58
Глава 3 Разработка рекомендаций по совершенствованию планирования и финансирования на здравоохранение 65
3.1 Недостатки и пути совершенствования планирования в здравоохранении 65
3.2 Проблемы и пути модернизации системы финансирования здравоохранения 68
Заключение
Список использованной литературы и других источников информации 77
Приложения
Содержание
Приложения
Глава
1 Теоретические основы планирования
и финансирования расходов на здравоохранение
1.1
Общая характеристика системы
здравоохранения и правовые
Важнейшим
элементом социального и
Затраты общества на развитие здравоохранения имеют не только социальное, но и экономическое значение. Эффективность здравоохранения как отрасли сферы обслуживания заключается в том, что, оберегая и восстанавливая здоровье человека – главную составную часть производительных сил общества, оно тем самым способствует снижению заболеваемости, росту производительности труда, продлению трудоспособного периода трудящихся. Все это в свою очередь содействует росту национального дохода страны и повышению благосостояния народа.
За годы Советской власти в стране было много сделано для развития здравоохранения. Оно стало народным, обеспечивающим медицинскими услугами широкие массы. Однако по мере милитаризации экономики, уменьшения средств, выделяемых на здравоохранение, оно стало отставать от индустриально развитых стран по показателям, характеризующим его материальное обеспечение. Значительное число больниц нуждалось в капитальном ремонте, оборудование физически и морально было изношено.
Начало 90-х годов, для которого были характерны экономическая депрессия, падение жизненного уровня большей части населения, социально-политические проблемы, усиление миграционных процессов, рост преступности, резкая смена привычных жизненных ориентиров, психологическая неуверенность в завтрашнем дне, явившиеся источником небывалых стрессовых напряжений, сопровождалась серьезными медико-демографическими проблемами.
Значительно уменьшилось и без того скудное финансирование отрасли. Резко сократились централизованные поставки в медицинские учреждения лекарственных средств и медицинского оборудования, а высокий уровень инфляции привел к безудержному росту цен, в том числе на медицинскую технику и лекарственные средства, существенно затруднив их приобретение учреждениями здравоохранения.
Сегодня состояние российской системы охраны здоровья населения и здравоохранения как важнейшего ее элемента в настоящее время ученые характеризуют как кризисное. Показатели здоровья населения ухудшаются. Обостряются проблемы доступности и качества медицинской помощи. Неблагополучное состояние этой сферы перерастает в серьезную социальную проблему1.
В
докладе Всемирного банка «Реформирование
системы здравоохранения
По
мнению экспертов, высокий уровень
заболеваемости и смертности российского
населения трудоспособного
Ухудшение
состояния здоровья населения Российской
Федерации происходило
С 2001 г. в России доля государственных расходов на здравоохранение в валовом внутреннем продукте (ВВП) колеблется в диапазоне от 2,7 до 3,6%. Это низкий показатель по сравнению со странами ЕС, которые в среднем тратят на здравоохранение 6-8% ВВП. В России общий объем расходов на здравоохранение, как из государственных, так и частных источников, составляет 5,3% ВВП, что ниже показателей стран с аналогичным уровнем доходов на душу населения. Несмотря на низкий уровень расходов на здравоохранение, даже выделенные средства распределяются нерационально и используются неэффективно на региональном уровне.
Существуют значительные различия в доле региональных расходов на здравоохранение в валовом региональном продукте (ВРП). Как правило, регионы расходуют на здравоохранение 2-4% от ВРП, но эта цифра может достигать и 15%. В целом, субъекты Российской Федерации финансируют примерно 85% расходов на здравоохранение в России3.
Все эти факторы, по словам
Президента РФ Д. Медведева,
обуславливают необходимость
В соответствии с этой задачей в 2008 г. была разработана Концепция развития системы здравоохранения в Российской Федерации до 2020 г., в которой на основе анализа состояния здравоохранения в Российской Федерации определены основные цели, задачи и способы его совершенствования.
В настоящее время в нашей
стране существует система
Министерство
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 321 Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, социального развития, физической культуры и спорта и т.д.
В ведении данного Министерства находится Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию, на которое в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 30.06.2004 г. № 321 возложены функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере здравоохранения и социального развития, включая оказание медицинской помощи, организацию судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, оказание протезно-ортопедической помощи, проведение медико-социальной экспертизы, донорство крови и другие функции, а также иные подведомственные органы и учреждения здравоохранения.
Правовое
регулирование взаимоотношений
человека и общества во все времена
не могло обойти сферу охраны здравоохранения
граждан и медицинскую
Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 7 октября 2005 г. № 627 утверждена новая Единая номенклатура государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, которая представлена на рисунке 1.
Рисунок 1 - Схема учреждения здравоохранения Российской Федерации
Рисунок 1 показывает, что система здравоохранения Российской Федерации отличается большим разнообразием учреждений, как медицинских, так и управленческих.
В настоящее время на правовое регулирование здравоохранения направлены десятки и сотни нормативных актов.
В соответствии с п. 1 ст. 3 «Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан»5, законодательство РФ о здравоохранении состоит из соответствующих положений Конституции Российской Федерации и Конституций субъектов Российской Федерации, настоящих Основ, иных федеральных законов и федеральных нормативных правовых актов, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Основным федеральным законом
в области здравоохранения,
–
каждый имеет право на охрану здоровья
и медицинскую помощь. Медицинская
помощь в государственных и
– в РФ финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.
Последующее
принятие законодательных и
Актами, направленными на регулирование здравоохранение, являются:
– Европейское Соглашение о предоставлении медицинского обслуживания лицам, временно пребывающим на территории другой страны от 17.10.1980 г.7;
– Конвенция Международной Организации Труда о гигиене в торговле и учреждениях8;
– Соглашение о сотрудничестве в области охраны здоровья населения9;
– Соглашение об оказании медицинской помощи гражданам государств – участников Содружества Независимых Государств10;
Центральным актом национального законодательства Российской Федерации, направленным на установление основ здравоохранения в России, является Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан (далее – Основы).
В
соответствии со ст. 12 Основ к государственной
системе здравоохранения
К
муниципальной системе
К
частой системе здравоохранения
относятся лечебно-
Наряду с Основами на правовое регулирование здравоохранения в Российской Федерации направлены многие другие законодательные акты (специальные федеральные законы). Среди них можно выделить:
–..Федеральный закон РФ от 17 сентября 1998 г. №157-ФЗ «Об иммунопрофилактике инфекционных болезней»11;
– Федеральный закон РФ от 8 января 1998 г. №3-ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»12;
– Федеральный закон РФ от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарно эпидемиологическом благополучии населения» и др.