Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Августа 2011 в 15:44, реферат
Место и роль страны в мировой экономике во многом характеризуются качеством образования. Реализация и развитие интеллектуального потенциала нации являются одними из главных составляющих устойчивого и динамичного развития современного общества. Качество же образования непосредственно зависит от объемов его финансирования.
Финансирование отрасли образования на современном этапе
Место и роль страны в мировой экономике во многом характеризуются качеством образования. Реализация и развитие интеллектуального потенциала нации являются одними из главных составляющих устойчивого и динамичного развития современного общества. Качество же образования непосредственно зависит от объемов его финансирования.
Современное же состояние образования обычно характеризуется в первую очередь с позиций недостаточности бюджетных средств, выделяемых государством для обеспечения функционирования данной сферы деятельности. В данных условиях все остальные проблемы отодвигаются на второй.
Повышение качества и конкурентоспособности образовательных услуг возможно при наличии и эффективном использовании всех видов ресурсов и прежде всего финансовых ресурсов. В условиях действия рыночных отношений в экономике успешное развитие системы образования обеспечивается лишь при многоканальном, многоисточниковом финансировании.
Существуют два основных способа финансирования. Это бюджетные и внебюджетные источники. Самыми весомыми являются, конечно же, бюджетные средства.
Мобилизуя средства на развитие образования из различных источников, надо помнить, что гарантированным продолжает оставаться основной источник - стабильное государственное финансирование.
В
действующем законодательстве область
образования провозглашена
Правительство
РФ утвердило положения о
Так, в Положении о Министерстве образования и науки РФ (утверждено постановлением Правительства РФ от 28.08.09 №280) указано, что: министерство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание министерства, и возложенных на министерство функций; министр вносит в Минфин России предложения по формированию федерального бюджета и финансированию подведомственных министерству федеральных служб и федеральных агентств.
В Положении о Федеральном агентстве по образованию (утверждено постановлением Правительства РФ от 17.06.04 №288) установлено, что агентство осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание агентства и реализацию возложенных на него функций.
Данное агентство упразднено 10 марта 2010 года с передачей функций Министерству образования и науки РФ.
И последнее, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. Осуществляет функции по контролю и надзору в области образования и науки, в частности лицензирование, аттестацию и аккредитацию образовательных учреждений; аттестацию научных и педагогических работников вузов; аттестацию выпускников образовательных учреждений.
Основными источниками финансирования образования являются федеральный бюджет и бюджеты субъектов РФ.
Распределение ассигнований на образование в общих расходах бюджетов всех уровней
Уровень бюджета | Доля ассигнований в общих расходах бюджетов всех уровней, % |
Федеральный | 4% |
Субъектов федерации | 20% |
Общие расходы на содержание учреждений образования России в последние годы составляют примерно 12% общих расходов консолидированного бюджета. Основная доля расходов приходится на территориальные бюджеты: из федерального бюджета на образование выделяется около 4% его расходов, из бюджетов субъектов РФ - около 20% их расходов. Расходы на образование в соответствии с бюджетной классификацией включают затраты на общее образование, на воспитание детей и подростков, на культурно-просветительскую работу и на подготовку кадров. В общей сумме расходов на образование затраты на детские дошкольные учреждения составляют примерно 15%, на общее среднее образование - 41%, на школы-интернаты - 8%, на среднее специальное образование - 10,5%, на высшее образование - 11,5%.
В общей сумме бюджетного финансирования средние школы на 99% финансируются из бюджетов субъектов РФ, на 1% - из федерального бюджета. Высшие учебные заведения на 96% финансируются из федерального бюджета и на 4% - из территориальных бюджетов. Законом предусмотрено, что финансирование образования входит в компетенцию Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Схема финансирования государственных и муниципальных образовательных учреждений определяется типовым положением о соответствующем виде образовательного учреждения. Расходы на общеобразовательные школы являются основными в общих расходах на образование. Расходы на текущее содержание школ определяются исходя из среднегодового количества классов и среднегодового количества педагогических ставок на один класс.
Расходы на школы-интернаты определяются по числу воспитанников, количеству классов и педагогических ставок. В отличие от общеобразовательных школ здесь дополнительно предусматриваются штат воспитателей и некоторые другие расходы. Финансирование детских дошкольных учреждений зависит от среднегодового числа детей, количества групп и часов пребывания одного ребенка в детском учреждении. Плата родителей составляет примерно 20% общих расходов детских дошкольных учреждений.
Финансирование подготовки кадров включает финансирование учреждений профессионально-технического образования, среднего специального образования, высших учебных заведений. Бюджетные ассигнования высшей школе направляются в основном государственным учебным заведениям. Расходы определяются отдельно по каждому ВУЗу (с учетом специфических условий их работы) исходя из среднегодового числа студентов, норм их материального обеспечения, ставок заработной платы преподавателей и других показателей.
Финансирование
высшего образования
• компенсационный принцип:
• принцип наделения высшей школы дополнительными правами в налогообложении;
• принцип ориентации на
• реинвестиционный принцип - предоставление высшей школе права на предпринимательский оборот госбюджетных средств в целях увеличения инвестиционных возможностей;
• принцип равнозначности
Так как сфера образования является очень важным показателем развития общества в целом – государство проводит активную политику по данному направлению. В настоящее время на ряду с обычными методами финансирования используются некоторые нововведения одним, из примеров является реализация в РФ национального проекта «Образование» с 2006 по 2010 годы.
Начиная с 2006 года выполнение данного проекта взаимосвязано с реализацией Федеральной целевой программы развития образования на 2006 – 2010.
В 2006 - 2009 годах в рамках реализации проекта "Образование":
оказана государственная
поощрены 40 тыс. лучших учителей
и 21 тыс. представителей
поставлено в образовательные учреждения 54,8 тыс. комплектов нового учебного оборудования и 9,8 тыс. школьных автобусов, свыше 52 тыс. российских школ получили доступ в сеть Интернет.
Результаты реализованных при
федеральной поддержке в более
чем 30 субъектах Российской
Кроме
того, проект привнес значительные
изменения в механизмы
Принципы установления поощрений лучшим учителям и доплат за классное руководство задают основы для введения новой системы оплаты труда учителей, ориентированной на стимулирование качества и результативности педагогической работы.
Также, 7 февраля 2011 года была утверждена новая Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 годы, которая должна стать основным инструментом государственной политики в образовании.
Целью Федеральной целевой программы развития образования на 2011 - 2015 годы является обеспечение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного социально ориентированного развития Российской Федерации. При этом задачами Программы являются:
модернизация общего и дошкольного образования как института социального развития;
приведение содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда;
развитие системы оценки качества образования и востребованности образовательных услуг.
Ожидается, что объём
Планируется, что ФЦПРО будет реализована в 2 этапа. В результате выполнения первого этапа (2011 - 2013 годы) будут получены устойчивые модели для дальнейшего массового внедрения преобразований и оценки их результативности, разработаны сценарии для различных типов образовательных учреждений, регионов, социально-экономических условий.
Результатом реализации мероприятий на втором этапе (2014 - 2015 годы) будут являться массовое внедрение всех утверждённых по итогам выполнения первого этапа ФЦПРО успешных моделей и механизмов, наличие новой инфраструктуры в образовательной среде.
Но между тем, реализация данных проектов не решает все проблемы. Все еще остается вопрос о недостаточности бюджетного финансирования. Эта проблем проявляется по следующим направлениям:
1.
Характерной особенностью
Такая
оценка значимости расходов связана
с тем, что действующее
2.
Нормативно-методическая база
Информация о работе Финансирование отрасли образования на современном этапе