Федеральный бюджет

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2012 в 21:42, доклад

Описание работы

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной системы Российской Федерации. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона[1]. Федеральный бюджет является вершиной бюджетной пирамиды.

Работа содержит 1 файл

Федеральный бюджет.docx

— 22.63 Кб (Скачать)

Федеральный бюджет 

 

Федеральный бюджет составляет первый уровень бюджетной  системы Российской Федерации. Федеральный  бюджет – это основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным  Собранием в виде федерального закона[1]. Федеральный бюджет является вершиной бюджетной пирамиды. Он главный регулятор восходящих и нисходящих денежных потоков. Можно выделить два мощных нисходящих денежных потока: обеспечивающий финансирование предприятий и учреждений федеральной собственности, социальные программы, управление, оборону и т.п.; поток, поступающий в бюджеты субъектов Федерации в целях формирования их доходной базы. Разграничение их принципиально важно для эффективного управления централизованными финансовыми ресурсами и преодоления структурного кризиса в экономике России.

Денежный поток, направляемый в предприятия и  учреждения федеральной собственности, зависит от масштабов этой собственности  и темпов ее приватизации, рентабельности производства, накопления капитала, потребности  в инвестициях. Минимизация его  может отрицательно сказаться на будущих прибылях и приоритетах  развития российской экономики, научных  достижениях и интеграции в мировое  экономическое сообщество. Тем не менее, необходима оптимизация такого потока путем стимулирования накоплений и инвестиционной активности субъектов  предпринимательской деятельности.

Весьма важным представляется разработка порядка, при котором  выделение средств из федерального бюджета на безвозмездной основе на строительство, техническое перевооружение и реконструкцию предприятий и организаций предусматривает увеличение (оформление) доли федеральной собственности на таких предприятиях и в организациях путем получения дополнительного пакета акций, подлежащего в дальнейшем обязательной продаже. Это, по сути, приравнивает бюджетные ассигнования к широко распространенному способу инвестирования частного капитала, сопровождающемуся соответствующим увеличением размеров уставного капитала и изменениями в составе собственников коммерческих организаций.

Денежный поток, обеспечивающий поступление финансовых ресурсов из федерального бюджета в  бюджеты субъектов Федерации (без  учета регулирующих налогов), должен быть обусловлен только необходимостью развития социальной сферы и финансирования целевых и долговременных программ, имеющих как региональное, так  и общегосударственное значение. Аналогично должны строиться взаимоотношения  между бюджетами субъектов федерации  и местными бюджетами, но с существенной оговоркой: местные бюджеты не должны иметь дефицит по статьям текущих  расходов.

Самые негативные последствия связаны с несвоевременным  выполнением обязательств перед  бюджетом налогоплательщикам. Это имеет  эффект блокировки бюджетных потоков. Рост дебиторской задолженности  бюджетов всех уровней приводит к  соответствующему росту кредиторской задолженности перед получателями бюджетных средств. Все факты  оседания в денежном обороте предпринимательского сектора экономики средств, предназначенных  для уплаты в бюджет, означают построение пирамид из неплатежеспособных предприятий. Рост бюджетной дебиторской задолженности  ведет к наращиванию государственного долга.

В странах с рыночной экономикой несбалансированность доходной и расходной частей бюджета явление  обычное. Связано это с тем, что  существует рынок капиталов, на котором  бюджет может выступить в роли заемщика и гаранта по привлекаемым денежным средствам. Но рынок капиталов  функционирует по своим внутренним законам, один из которых – прибыльное размещение средств инвесторами  и кредиторами. Таким образом, становясь  участником рынка капиталов, бюджет подчиняется рыночным законам и  способен оплатить стоимость привлекаемых ресурсов.

В процессе бюджетного регулирования появляются дополнительные нисходящий и восходящий денежные потоки. Возникает альтернатива в решении  вопроса о том, какой из методов  их регулирования более предпочтителен в складывающейся экономической  ситуации, какой подход может быть реализован безусловно и с наименьшими потерями в будущем. Следствие функционирования дополнительного восходящего бюджетного потока – государственный долг, обслуживание которого становится частью дополнительного нисходящего бюджетного потока.

Обозначим совокупный восходящий денежный поток поступлений  Σ Qij, а совокупный нисходящий поток  финансирования Σ Zij.

Если Σ Qij – Σ Zij ≥ 0, то бюджет имеет дефицит или  сбалансирован, Σ Qij – Σ Zij < 0 означает бюджетный дефицит, при Σ Qij – Σ Zij > 0 привлечение средств превышает погашение основной суммы задолженности.

Обобщая денежные потоки, модель становится сбалансированной и приобретает следующий вид:

Σ Qij + Σ Xij = Σ Zij + Σ Y ij

Таким образом, сбалансированность достигнута за счет наращивания государственного долга и выхода бюджета на рынок капиталов.

Методы бюджетного финансирования. В самом широком понимании существует два метода мобилизации средств в бюджет и выделения средств из него: безвозвратный и возвратный. Безвозвратный метод мобилизации средств предполагает использование налогового принципа взаимоотношений между субъектами предпринимательства и бюджетом; безвозвратный метод выделения средств из бюджета – это трансферты, не вызывающие и не погашающие встречных финансовых требований. Возвратный метод мобилизации средств в бюджет – это займы на внутреннем и внешнем рынке капиталов, стоимость которых определяется как средняя доходность размещения ресурсов на различных сегментах этого рынка. Возвратный метод выделения средств из бюджета – это бюджетные ссуды, проценты по которым привязаны к учетной ставке Центрального банка РФ.

Типичным для  бюджета является безвозвратная  мобилизация и выделение средств, так как возвратный метод ставит доходы бюджета в зависимость  от погашения задолженности и  стоимости долга. Возвратный метод  мобилизации средств обусловлен финансированием бюджетного дефицита, а выделение бюджетных ссуд –  необходимостью пополнения оборотных  средств предприятий и осуществления эффективных капитальных вложений. Возвратный метод мобилизации и выделения средств значительно увеличивает объемы бюджетных потоков. В большой мере он подвержен влиянию политического фактора, определяющего конкретную величину бюджетного дефицита, методы его финансирования и влияющего на значительное увеличение размеров бюджетных потоков. При высоком уровне субъективизма в подходе к определению размера превышения расходов над доходами происходит постепенное увеличение государственного долга, на обслуживание которого отвлекается все больший объем бюджетных средств. Вполне вероятно достижение в определенный момент времени критического значения показателя государственного долга, означающего невозможность формирования бюджета за счет привлечения капитала на платной и возвратной основе. Наращивание государственного долга отражает неспособность политиков эффективно управлять централизованными финансовыми ресурсами, мобилизация которых обеспечивается на безвозвратной основе.

Существует необходимость  выявления зависимости между  планированием бюджетного дефицита и крупными капитальными вложениями в развитие экономики. Бюджетный  дефицит в современных условиях свидетельствует главным образом  о неудовлетворительном управлении государственной и муниципальной  собственностью, так как объемы финансирования экономически эффективных производственных программ необоснованно снижаются. Если превышение темпов роста расходов бюджета над темпами роста  доходов вызвано инвестированием  централизованных финансовых ресурсов в производственную сферу, то происходит одновременно их накопление и последующая  капитализация. Когда же речь идет о  непроизводительном использовании  финансовых ресурсов, общество должно ориентироваться на реальный рост производительности труда и связанный с ним  предельно возможный в Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития стран и реализации социальной политики на всей территории России. Федеральный бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной социально-экономической стратегии. Основными задачами бюджетной политики на 2007 год и среднесрочную перспективу являются:

- усиление роли  налогово-бюджетной политики в  качестве инструмента стимулирования  экономического роста;

- повышение устойчивости  бюджетной системы, снижение ее  зависимости от внешнеэкономической  конъюнктуры;

- обеспечение профицита  федерального бюджета в условиях  увеличения долговых выплат при  соблюдении оригинальных графиков  платежей по внешним обязательствам;

- повышение качества  управления государственными активами  и пассивами, совершенствование  управление государственным долгом.

Особенностью проекта  федерального бюджета на 2007 год является превышение его доходов над расходами. Профицитная бюджетная политика позволяет с одной стороны  обеспечить проведение согласованных  с денежно-кредитной политикой  мер по снижению инфляции в запланированных  пределах, с другой стороны - снизить  долговое бремя государства.

Формирование расходной  части бюджета осуществлено исходя из консервативной оценки внешнеэкономической конъюнктуры цен на товары российского экспорта. При этом профицит федерального бюджета сформирован за счет дополнительных доходов, прогнозируемых в условиях более высоких экспортных цен. Таким образом, в соответствии с Бюджетным Посланием Президента Российской Федерации дополнительные доходы, зачисляемые в федеральный бюджет и полученные в результате благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры, будут направляться на погашение государственного долга.

В соответствии с  проводимой налоговой политикой, направленной на снижение налогового бремени происходит снижение объема бюджета расширенного правительства, включающего помимо консолидированного бюджета средства бюджетов государственных внебюджетных фондов.

В связи со снижением  ресурсной базы консолидированного бюджета уровень непроцентных расходов в 2006 году несколько снизился в результате сокращения расходов бюджетов субъектов Российской Федерации. В то же время, указанное сокращение будет компенсировано из федерального бюджета за счет средств, выделяемых в рамках финансовой помощи бюджетам других уровней.

Основными задачами в области налоговой политики в 2007 году являются снижение налоговой  нагрузки на экономику, расширение за счет этого налогооблагаемой базы бюджета, создание стимулов для вывода доходов  из теневого оборота. Кроме того, предусмотренные  в 2007 году меры налоговой политики направлены на стимулирование внутренних факторов экономического развития страны, которые  в предстоящие годы будут иметь  определяющее воздействие на рост экономики.

Достижение поставленных задач предусмотрено осуществлять за счет:

- совершенствования  налогового законодательства, повышения  стабильности и прозрачности  налоговой системы, расширения  налогооблагаемой базы, сокращения  нелегального оборота;

- продолжения снижения  налогового бремени, в первую  очередь, на законопослушных налогоплательщиков  путем сокращения налоговых льгот,  отмены отдельных видов налогов.

Во исполнение поставленных задач в 2007 году предусмотрено снижение налогового бремени на 2,1% ВВП, а также  создание налоговых механизмов стимулирования инвестиций, активизации источников внутреннего развития, снижения зависимости  от внешнеэкономической конъюнктуры.

В условиях снижения налогового бремени в 2007 году предусматриваются  продолжить принятие мер по повышению  собираемости налоговых доходов  за счет упрощения налоговой системы  и улучшения налогового администрирования. Если в 2006 году уровень собираемости должен повысится по сравнению с прошлым годом на 2.1 процентный пункт и составить 88.8%, то на предстоящий год ожидается дальнейший рост этого показателя, величина которого составит 90.6 процента.

В 2007 году продолжится  реализация мер по реструктуризации налоговой задолженности по платежам в федеральный бюджет, которые  благоприятно сказались на финансовом положении плательщиков и доходах  бюджета. Выполнение налогоплательщиками  условий реструктуризации согласно утвержденным графикам погашения реструктурированной  задолженности и текущих платежей позволит обеспечить в 2007 году поступления  в федеральный бюджет в сумме 7.9 млрд.рублей.

Во исполнение Бюджетного послания Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации "О бюджетной политике на 2007 год" в проекте федерального бюджета на 2007 год предусматривается рост доходов, получаемых от использования федеральной собственности. Для решения этой задачи предусмотрено создание системы управления государственными активами, а также наведения порядка в использовании объектов недвижимости, находящихся в хозяйственном ведении государственных предприятий и учреждений.

В целях формирования доходной базы бюджетов субъектов Российской Федерации, начиная с 2006 года, предусмотрено  передать в полном объеме в доходы бюджетов регионов доходы от поступления  подоходного налога с физических лиц, платежей за пользование водными  объектами и лесным фондом, налога на добычу общераспространенных полезных ископаемых. Нормативы зачисления в  федеральный бюджет налога на добычу полезных ископаемых, а также федеральная  ставка налога на прибыль организаций  учтены в размерах, установленных  соответствующими главами части  второй Налогового кодекса Российской Федерации.

Информация о работе Федеральный бюджет