Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Мая 2012 в 17:25, курсовая работа
Целью настоящей работы является анализ федерального бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса и роли бюджета в социально-экономическом развитии государства, выявления наиболее значительных проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрение возможных путей их решения.
Введение
Глава 1. Сущность и роль бюджета
1.1 Экономическая и правовая сущность бюджета и бюджетных отношений. Функции бюджета
1.2 Бюджетное устройство и бюджетная система
1.3 Федеральный бюджет и его роль в социально-экономическом развитии государства
Глава 2. Анализ Федерального бюджета РФ
2.1 Анализ доходов Федерального бюджета РФ
2.2 Анализ расходов Федерального бюджета РФ
2.3 Профицит и дефицит Федерального бюджета РФ
Глава 3.Цели и задачи бюджетной стратегии на 2009-2011 годы и дальнейшую перспективу
Заключение
Список литературы
федеральный бюджет дефицит доход
Ведомственная структура расходов федерального бюджета на 2009 год и на 2010 год к законопроекту бюджетные ассигнования по отдельным разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов по образованным, преобразованным и упраздненным в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2008 г. № 724 «Вопросы системы и структуры федеральных органов исполнительной власти» десяти главным распорядителям средств федерального бюджета, отражены со знаком «минус» как по графе «изменения», так и по графе «с учетом изменений». На 2009 год отрицательные значения установлены в сумме 147,7 млрд. рублей, на 2010 год – 151,2 млрд. рублей.
Счетная палата полагает неприемлемым установление в данном законопроекте и в аналогичных проектах законов указанных отрицательных значений, так как это не соответствует нормам Бюджетного кодекса Российской Федерации, которые предусматривают отражение в ведомственной структуре расходов, выплачиваемых из бюджета. Это существенно снижает прозрачность федерального бюджета, и не позволит осуществить проверку годовых отчетов об исполнении федерального бюджета в части исполнения законодательно установленных бюджетных ассигнований.
В связи с изложенным, Счетная палата полагает необходимым при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе Правительству Российской Федерации внести предложения об исключении отрицательных значений по бюджетным ассигнованиям с учетом изменений и подготовить поправки в Бюджетный кодекс Российской Федерации, предусматривающие установление наряду с изменениями утвержденных параметров планового периода абсолютных положительных показателей с учетом изменений.
Соответствующие замечания Счетной палаты имеются и по Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2008 год и на плановый период 2009 и 2010 годов» в части расходов федерального бюджета на 2008 год.
2.3 Профицит и дефицит Федерального бюджета
Профицит федерального бюджета на 2009 год определен в объеме 1 902,5 млрд. рублей (3,7 % ВВП), на 2010 год – 1 413,3 млрд. рублей (2,4 % ВВП), на 2011 год – 1 521,3 млрд. рублей (2,3 % ВВП) и сформирован из суммы, полученной как разница между привлечением и погашением средств из источников финансирования дефицита федерального бюджета, которая в 2009 - 2011 годах увеличивается как в абсолютных размерах, так и в процентах к ВВП, а также из суммы, полученной в результате изменения остатков средств федерального бюджета на счетах по учету средств федерального бюджета, которая снижается относительно ВВП с 4,2 % до 3,2 % и направляется в Резервный фонд и Фонд национального благосостояния.
Динамика формирования Резервного фонда и Фонда национального благосостояния представлена в следующей таблице:
Показатели проекта федерального бюджета | 2008 год 198-ФЗ (с изм.) | 2008 год (оценка) | 2009 год законопроект | 2010 год законопроект | 2011 год законопроект | |||||
| млрд. рублей | % ВВП | млрд. рублей | % ВВП | млрд. рублей | % ВВП | млрд. рублей | % ВВП | млрд. рублей | % ВВП |
Резервный фонд на конец года | 3 500,00 | 110 | 3500 | 7,9 | 5 147,50 | 10 | 5 914,60 | 10 | 6 761,00 | 10 |
Резервный фонд на 1.01. | 33069,1 | 7,3 | 33069 | 7 | 3500 | 6,8 | 5 147,50 | 8,7 | 5 914,60 | 8,7 |
Доходы от управления | 28,6 |
| 28,6 |
| 60,3 | 0,1 | 89 | 0,2 | 128,4 | 0,2 |
Нефтегазовые доходы | 402,4 | 1 | 402,4 | 0,9 | 1587,2 | 3,1 | 678,1 | 1,1 | 718 | 1,1 |
Фонд национального благосостояния на конец года | 2 456,00 | 5,8 | 2656,3* | 6 | 3 331,10 | 6,5 | 4 588,10 | 7,8 | 6 080,10 | 9 |
Фонд национального благосостояния на 1.01. | 7782,82 | 1,8 | 7782,8 | 1,8 | 2656,3 | 5,2 | 3331,1 | 5,6 | 4 588,10 | 6,8 |
Остаток нефтегазовых доходов, поступивших в федеральный бюджет в декабре предыдущего года | - |
| - |
| 460,1 | 0,9 | 376,4 | 0,6 | 376,9 | 0,6 |
Доходы от управления | - |
| - |
| 16,9 | 0,03 | 71 | 0,1 | 87,8 | 0,1 |
Нефтегазовые доходы | 11673,2 | 4 | 11874 | 4,3 | 197,8 | 0,4 | 809,6 | 1,4 | 1027,3 | 1,5 |
Рассчитан Правительством Российской Федерации исходя из первоначально утвержденного ВВП в объеме 35 000 млрд. рублей (к уточненному ВВП в объеме 42 240 млрд. рублей -8,3 %), расчетно без учета курсовой разницы.
Прогнозируемый объем Резервного фонда на 2009 - 2011 годы соответствует его нормативной величине, рассчитанной исходя из 10 % прогнозируемого ВВП на соответствующий год.
Фонд национального благосостояния в 2011 году составит 6,1 трлн. рублей, или 9,0 % ВВП и увеличится по сравнению с 2008 годом на 3,4 трлн. рублей, или на 3,2 процентного пункта ВВП. При этом объемы использования Фонда национального благосостояния на софинансирование пенсионных накоплений законопроектом не определены.
В связи с предусмотренной Бюджетным кодексом Российской Федерации конструкцией федерального бюджета, прогнозированием Резервного фонда на уровне нормативной величины, ускоренным формированием Фонда национального благосостояния и необходимостью обеспечения сбалансированности ненефтегазового дефицита федерального бюджета объем привлечения из источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета увеличится в 2011 году до 1 077,4 млрд. рублей, в том числе за счет государственных внутренних заимствований до 1 023,8 млрд. рублей, или в 1,9 раза по сравнению с 2009 годом. Рост объемов привлечения государственных заимствований ведет к увеличению в 2011 году расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в 1,7 раза по сравнению с 2008 годом.
Объем государственного долга за 2009 - 2011 годы увеличится в 1,7 раза и составит 4,8 трлн. рублей (7,2 % ВВП) за счет роста государственного внутреннего долга, который увеличится на 1,9 трлн. рублей, или в 2 раза, и составит 3,7 трлн. рублей (5,5 % ВВП). Ежегодный прирост заимствований на внутреннем рынке составит 27-52 %, в том числе за счет размещения государственных ценных бумаг в целях развития национального финансового рынка. Необходимо также отметить, что процентные ставки по внутренним заимствованиям (6 - 8,5 %) значительно выше доходности от размещения средств фондов (2 - 2,5 %).
Такая долговая политика приводит к увеличению расходов на обслуживание государственного долга, которые в 2011 году составят 308,1 млрд. рублей и увеличатся по сравнению с 2008 годом на 128,25 млрд. рублей, или в 1,7 раза. При этом необходимо учитывать, что увеличение расходов на обслуживание государственного долга, в свою очередь, приводит к увеличению ненефтегазового дефицита и необходимости увеличения новых заимствований.
Верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации по состоянию на 1 января 2012 года предусматривается в размере 40,9 млрд. долларов США, или 29,2 млрд. евро, что на 1,2 % меньше утвержденного показателя на 1 января 2010 года (41,4 млрд. долларов США, или 27,8 млрд. евро).
Вы смотрите документ "Заключение Счетной палаты на проект бюджета 2009-2011 гг."
Так как федеральный бюджет является ведущим звеном финансовой системы и в нем объединяются главные доходы и расходы государства, то, на мой взгляд, важно проследить основные источники этих доходов и расходов.
Проведя анализ доходной части федерального бюджета РФ, мы можем увидеть значимость и доходность тех показателей, которые приносят государству доход и тем самым позволяют ему успешно функционировать и наращивать свой социально-экономический потенциал.
Анализ расходной части дает нам картину тех необходимых затрат, которые возникают в процессе выполнения государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.
Глава 3. Цели и задачи бюджетной стратегии на 2009-2011 годы и дальнейшую перспективу
В основу формирования и реализации бюджетной политики положены стратегические целей развития страны, определенных в ежегодных Посланиях Президента Российской Федерации.
Главной целью является повышение уровня и качества жизни населения. Государство должно способствовать повышению реальных доходов и занятости населения, росту сбережений и имущества граждан, развитию рынка жилья. В сфере его прямой ответственности - удовлетворение потребностей граждан в качественном и доступном жилье, услугах образования, здравоохранения, культурном и духовном развитии, информации, досуге, безусловное выполнение всех законодательно установленные социальных гарантий, в том числе пенсионное и социальное обеспечение, социальная защита граждан, нуждающихся в государственной помощи.
Основа для решения социальных проблем - высокие темпы устойчивого экономического роста, обеспечивающего создание новых рабочих мест, рост заработной платы в экономике, расширению финансовых возможностей государства. Для этого, прежде всего, необходимо поддерживать финансовую стабильность (низкую инфляцию и стабильность национальной валюты), определяющей степень доверия людей к государству и готовность инвестировать в экономику страны. Важное значение для развития бизнеса имеет снижение налоговой нагрузки на экономику и административных барьеров, защита прав собственности, обеспечение экономическую свободы и условий равной конкуренции. Государство должно поддерживать развитие транспортной, коммуникационной и энергетической инфраструктуры, авиа- и судостроения, экспорта интеллектуальных услуг, космической отрасли и других стратегических отраслей экономики.
Обеспечение обороноспособности и безопасности - необходимое условие для развития страны. Социальный прогресс невозможен в стране, граждане которой страдают от военных конфликтов, терроризма, преступности, стихийных бедствий. Разрушительный потенциал насилия, природных и техногенных катастроф постоянно растет, и долг государства - сделать все для защиты граждан от этих угроз. Обеспечение высокой боеготовности Вооруженных сил, их техническое переоснащение, создание профессиональной, мобильной армии, борьба с терроризмом и распространением оружия массового поражения, предупреждение локальных конфликтов, предотвращение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий входят в число основных приоритетов бюджетных расходов.
Создание условий для будущего развития - важнейшая миссия социально ответственного государства. Люди должны быть уверены в завтрашнем дне, убеждены в том, что их дети и внуки будут благодарны старшим поколениям, заложившим основы будущего процветания страны в целом, а значит и каждой семьи в отдельности. Развитие природного и научного потенциала, конкурентоспособной системы образования, формирование инновационной среды, поддержка передовых технологий, обеспечение прав и свобод граждан, развитие демократии и гражданского общества, эффективная организация самого государства, борьба с коррупцией - необходимые предпосылки для достижения этой цели. Непосредственный вклад в ее достижение должно внести комплексное решение демографической проблемы.
Достижение многих из них определяется не только их финансовым обеспечением, но и эффективностью правового регулирования, способностью государства принимать справедливые законы и добиваться их исполнения Значительный вклад вносят, в рамках законодательно установленных полномочий и ответственности, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления. Целый ряд публичных обязательств исполняется за счет государственных внебюджетных фондов.
Однако решающий вклад в реализацию стратегических целей развития страны вносит федеральный бюджет. Основные его параметры существенно влияют на уровень инфляции, динамику валютного курса, налоговую нагрузку и другие условия экономического развития Финансовое обеспечение деятельности государства в стратегических сферах деятельности и наиболее значимых социальных гарантий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Наконец, из федерального бюджета предоставляются значительные объемы трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджетам государственных внебюджетных фондов Российской Федерации.
Именно поэтому конкретные требования к бюджетной политике ежегодно формулируются в Бюджетном послании Президента Российской Федерации.