Федеральный бюджет РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Августа 2011 в 23:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной курсовой работы - рассмотрение Федерального бюджета, его роли в экономике и пути сокращения дефицита. Исходя из вышесказанного, можно определить задачи данной работы:
* дать определение Федерального бюджета, сущность и выделить основные функции, выполняемые бюджетом;
* рассмотреть состав и структуру доходов и расходов Федерального бюджета;
* рассмотреть принципы исполнения бюджета;
* дать общую характеристику Федерального бюджета;
* проанализировать состав и структуру федерального бюджета на 2008 и 2010 , то есть рассмотреть его доходы и расходы;
* рассмотреть проблемы формирования и использования нефтегазовых доходов Федерального бюджета;
* выявить пути укрепления доходной базы Федерального бюджета

Содержание

Введение…………………………………………………...…3
Глава 1.Социально – экономическое значение и природа Федерального бюджета
1.1.Сущность, функции и роль Федерального бюджета………..5
1.2.Состав доходов Федерального бюджета………………..…13
1.3.Классификация расходов Федерального бюджета………...18
1.4. Принципы исполнения Федерального бюджета …………24
Глава 2. Анализ Федерального бюджета на 2008 - 2010 годы
2.1.Общая характеристика Федерального бюджета…………27
2.2. Анализ состава и структуры доходов Федерального бюджета………………………………………………………..28
2.3. Анализ состава и структуры расходов Федерального бюджета…………………………………………………...........35
Глава 3. Направления совершенствования механизма формирования федерального бюджета
3.1. Проблемы формирования и использования нефтегазовых доходов Федерального бюджета…………………………………40
3.2. Пути укрепления доходной части базы Федерального бюджета…………………………………………………...........43
Заключение………………………………………………....44
Список использованной литературы………………………...46

Работа содержит 1 файл

курсовая фб.doc

— 507.00 Кб (Скачать)
  • принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • заключения Российской Федерацией или от имени Российской Федерации договоров (соглашений) при осуществлении федеральными органами государственной власти полномочий по предметам ведения Российской Федерации и (или) полномочий по предметам совместного ведения, не отнесенным Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
  • принятия федеральных законов и (или) нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, предусматривающих предоставление из федерального бюджета межбюджетных трансфертов в формах и порядке, предусмотренных Бюджетным кодексом, в том числе:

    • субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации на исполнение расходных  обязательств субъектов Российской Федерации в связи с осуществлением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий, подлежащих в соответствии с Федеральным законом "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" финансовому обеспечению за счет субвенций из федерального бюджета;

    • субвенций местным бюджетам на исполнение расходных обязательств муниципальных  образований в связи с наделением органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации.

    В соответствии с выполняемыми функциями  государства исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  функциональные виды расходов:

    1) обеспечение деятельности Президента РФ, Федерального Собрания РФ, Счетной палаты РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

    2) функционирование федеральной судебной  системы;

    3) осуществление международной деятельности  в общефедеральных интересах  (финансовое обеспечение реализации  межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества);

    4) национальная оборона и обеспечение  безопасности государства, осуществление  конверсии оборонной промышленности;

    5) фундаментальные исследования и  содействие научно-техническому  прогрессу;

    6) государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта;

    7) государственная поддержка атомной  энергетики;

    8)ликвидация  последствий чрезвычайных ситуаций  и стихийных бедствий федерального  масштаба;

    9) исследование и использование космического пространства;

    10) содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти РФ;

    11) формирование федеральной собственности;

    12) обслуживание и погашение государственного  долга РФ;

    13) компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета;

    14) пополнение государственных запасов  драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва;

    15) проведение выборов и референдумов Российской Федерации;

    16) федеральная инвестиционная программа;

    17)обеспечение  реализации решений федеральных  органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней;

    18) обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти;

    19) финансовая поддержка субъектов Российской Федерации;

    20) официальный статистический учет;

    21) прочие расходы.

    Кроме того, в соответствии с законодательством  РФ средства федерального бюджета используются совместно со средствами бюджетов субъектов  Федерации и бюджетов муниципальных  образований на финансирование следующих функциональных видов расходов:

  1. государственная поддержка отраслей экономики (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, сельского хозяйства, автомобильного транспорта, речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов;
  2. обеспечение правоохранительной деятельности;
  3. обеспечение противопожарной безопасности;
  4. научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс;
  5. обеспечение социальной защиты населения;
  6. обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности;
  7. обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;
  8. развитие рыночной инфраструктуры;
  9. обеспечение развития федеративных и национальных отношений;
  10. обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством РФ;
  11. обеспечение деятельности средств массовой информации;
  12. финансовая помощь другим бюджетам;
  13. прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.
 
 
 
 

    4.Принципы  исполнения Федерального бюджета

    Чтобы осуществить исполнение бюджета, необходимо его принять законодательно, поэтому сначала бюджет государства на финансовый год утверждается Государственной думой РФ и принимается в виде закона. Федеральный бюджет имеет две основные составляющие:

    1. доходная часть – формируется  на основе плана поступления  налогов, платежей и неналоговых  поступлений от юридических и  физических лиц, являющихся резидентами  и нерезидентами РФ, в соответствии  с налоговым законодательством;

    2. расходная часть – формируется, исходя из планируемых объемов поступления доходов, и должна обеспечивать потребности государства в содержании и развитии всех сфер экономики.

    Непосредственно само исполнение бюджета начинается после его утверждения законодательными (представительными) органами власти. Эта стадия бюджетного процесса имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов: федерального, территориальных, местных (органов местного самоуправления). Согласно статье 245 Бюджетного кодекса РФ (БК), «Исполнение доходов федерального бюджета», исполнение федерального бюджета по доходам предусматривает:

  • перечисление и зачисление доходов федерального бюджета на единый счет федерального бюджета;
  • распределение в соответствии с утвержденным федеральным бюджетом федеральных регулирующих налогов;
  • возврат излишне уплаченных сумм доходов;
  • учет доходов федерального бюджета и отчетность о доходах федерального бюджета в соответствии с бюджетной классификацией РФ.

    Важнейшие задачи исполнения бюджета – обеспечение  полного и своевременного поступления налогов и других платежей, а также доходов в целом и по каждому источнику, финансирование мероприятий в пределах утвержденных по бюджету сумм в течение того финансового года, на который утвержден бюджет.

    При исполнении бюджета важное место принадлежит также правильному и экономически обоснованному распределению всех видов платежей и ассигнований утвержденного бюджета, осуществляемому по бюджетной росписи доходов и расходов, который представляет собой основной оперативный план распределения доходов и расходов по подразделениям бюджетной классификации в форме поквартальной разбивки и в разрезе распорядителей бюджетных ассигнований.

    Основной  принцип исполнения бюджета –  принцип единства кассы. Он предусматривает  зачисление всех поступающих доходов и средств заимствования на единый бюджетный счет и осуществление всех предусмотренных расходов и платежей с единого бюджетного счета. Кассовое исполнение бюджета осуществляется учреждениями банков, в которых открыты счета соответствующего бюджета. Бюджеты всех уровней бюджетной системы РФ исполняются на основе принципа единства кассы. (Статья 216 БК: Принцип единства кассы).

    Органом, осуществляющим управление исполнением  бюджета выступает созданное  в составе Министерства финансов РФ федеральное казначейство .

    Главной задачей казначейства является организация, осуществление и контроль за исполнением  федерального бюджета и контроль за исполнение вне бюджетных фондов. Ему вменяется в обязанность  прогнозирование объемов государственных  финансовых ресурсов; оперативное управление ими. Казначейство занимается также сбором, обработкой и анализом информации о состоянии бюджетной системы. Совместно с Центральным Банком органы Казначейства осуществляют управление и обслуживание государственного внутреннего и внешнего долга России. 
 
 

    Глава 2. Анализ Федерального бюджета на 2008 - 2010 г.г.

    2.1.Общая  характеристика Федерального  бюджета

    Федеральный бюджет — составляемая ежегодно смета (роспись) предстоящих доходов и расходов государства. В РФ государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами.

    Бюджет 2010 года спланирован исходя из прогнозируемого  объема ВВП в размере 43 187,0 млрд. рублей и уровня инфляции, не превышающего 10 процентов. Поступления в доходную часть федерального бюджета 2010 года спланированы в сумме 6 950 млрд. рублей (в 2009 году - 6 713,82 млрд. рублей), в том числе объем нефтегазовых доходов запланирован в сумме 3 194,7 млрд. рублей. При этом расходы федерального бюджета определены в размере 9 886,9 млрд. рублей (в 2009 году - 9 931,4 млрд. рублей). Таким образом, прогнозируемый дефицит федерального бюджета 2010 года установлен на уровне 2 936,9 млрд. рублей.

    Основными источниками покрытия дефицита бюджета  будут являться средства Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.

    Федеральный бюджет на 2010 год и последующие  годы консервирует сырьевую модель экономики  России. Доходная часть бюджета формируется  в основном за счет нефтегазовых доходов, которые в общем объеме бюджета составляют в 2010 году – 46%году – 44%, в 2012 году – 43%. Во главу угла всех расчетов бюджета ставятся не основные параметры промышленности, а цена на нефть и газ.

    Доходы  Федерального бюджета уменьшились  по сравнению с 2008 годом на 3 трлн. Руб. В 2010 году остаются на уровне 2009 года, а в 2012 году не выйдут на уровень 2008 года. Рост доходов в ближайшие 3 года в номинальном выражении предусматривается в среднем на уровне 6,3 %, инфляция планируется на уровне 6-8 %.

    Предусматриваются внешние заимствования в 2010 году – 16,2 млрд. дол., в 2011 г . – 17,5 млрд. дол., в 2012 г . – 18,6 млрд. дол. При наличии собственных ЗВР в размере 390 млрд. долларов, необходимости занимать чужие деньги нет никакой.

Информация о работе Федеральный бюджет РФ