Денежно-кредитная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2012 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Денежно-кредитная политика – одно из четырех направлений единой финансовой политики государства, обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие в Российской Федерации достаточно высокого уровня инфляции и несбалансированного роста денежной массы обуславливает огромный интерес к проблемам денежно-кредитная политики и актуальность данной темы.

Содержание

Введение……………………………………………………….3
1Понятие и специфика денежно – кредитной политики в Российской Федерации……………………………………...5
1.1Цели и инструменты денежно – кредитной политики……………...5
1.2Принципы денежно – кредитной политики……… ……………….7
2Особенности развития экономики России и денежно – кредитной политики в 2006 – 2007гг………………… ….10
2.1Динамика денежно – кредитных показателей…………10 2.2Инструменты денежно – кредитной политики и их использование……………………………………………………16 2.3Мероприятия Банка России по совершенствованию банковской и платежной системы……………………………………………………………..23 3Основные направления денежно – кредитной политики на 2008 год…………………………………………………25 Заключение…………………………………………………...36Список использованной литературы……………………38

Работа содержит 1 файл

денежно-кредитная политика.doc

— 170.00 Кб (Скачать)

В 2007 году резкое увеличение предложения иностранной валюты в результате ввоза капитала (которое ЦБ не предвидел, но мог бы предвидеть) заставило Центробанк и Правительство пойти на ряд дополнительных мер, направленных на стерилизацию иностранной валюты и ограничение роста денежной массы. В докладе эти меры перечисляются, но причины их не анализируются. Профицит составил в I полугодии 2007 года 57,5% от суммы расходов федерального бюджета. Избыток консолидированного бюджета (профицит + прирост внутреннего государственного долга) составил в I полугодии 2007 года 11,2% ВВП (в 2006 - 9,1%). Вряд ли можно найти подобный пример в экономической истории. Абсорбция средств коммерческих банков (привлечение на депозиты в ЦБ и размещение ОБР) составила в январе-мае 2007 года 1,4 триллиона рублей, за тот же период 2006 года - 0,3 триллиона, т.е. возросла почти в 5 раз. Кроме того, ЦБ впервые за несколько лет повысил резервные требования.

Как видно из таблицы 1, в 2007 году прирост валютных резервов не только достиг гипертрофированных размеров, но впервые превысил чистый экспорт. Это значит, что значительная часть валютных резервов формируется за счет ввоза иностранного капитала.

Таблица 1

Прирост валютных резервов (иностранных активов органов  денежно-кредитного регулирования)

Показатели

2003

2004

2005

2006

2007

ВВП (млрд. руб.)

13243,2

17048,1

21620,1

26781,1

14213,7

Прирост валютных резервов (млрд. руб.)

775,4

1219,4

1944,3

2532,1

393,0

Прирост валютных резервов в % от ВВП

5,9

7,2

9,0

9,5

16,8

Доля чистого экспорта ВВП (%)

11,3

12,5

13,7

12,8

9,8


 

Денежное предложение  ЦБ, основанное на монетизации иностранной  валюты, является в то же время монетизацией корпоративного долга, однако не внутреннего  долга, что было бы нормальным, а  внешнего долга, предоставленного иностранными кредиторами и инвесторами. Это означает, что в случае расширения внутреннего кредита, замещающего внешний кредит, денежное предложение уже в сегодняшних условиях могло бы практически полностью осуществляться за счет монетизации внутреннего кредита, без какой-либо опасности введения в экономику избыточно количества денег и инфляции.

Внутренний кредит можно  расширить, не вызывая угрозы инфляции, на величину денежного предложения, а монетизация внутреннего кредита  могла бы сократить ввоз капитала на соответствующую величину. Изменение каналов денежного предложения ЦБ должно предшествовать сокращению ввоза капитала. Бесполезно ожидать, когда ввоз капитала сократится сам собой, по необъясненным причинам. Ввоз капитала не сократится, пока сохраняются основные, детерминирующие его факторы: искусственно созданный дефицит счета текущих операций, массированный вывоз капитала, относительно высокая ставка процента по ссудам и неудовлетворенный спрос на кредит. Спрос на импорт иностранного капитала в качестве источника кредитных ресурсов может и должен быть кратно сокращен в результате расширения внутреннего кредита.

Для того чтобы устранить  искусственный дефицит счета  текущих операций отнюдь не обязательно (и не желательно) сокращать налоговые  и таможенные платежи, например, повышать «цену отсечения». Сверхприбыли сырьевых корпораций (причем не только нефтяных, как в настоящее время, но и газовых, алюминиевых, и др.) должны поступать в бюджет. Однако часть экспортной выручки, изымаемой с помощью налоговых и таможенных платежей, правительство могло бы не замораживать в стабилизационном фонде, а продавать на внутреннем валютном рынке (при посредничестве ЦБ) или ссужать импортерам, с погашением ссуды в рублях. Рублевая выручка поступала бы в бюджет и могла расходоваться на социальные и народно-хозяйственные цели. Эта операция не была бы связана с интервенциями ЦБ на валютном рынке, с выпуском дополнительных денег, и поэтому не вызывала усиления инфляции.

Строить денежную программу  исключительно на основе прогнозных вариантов динамики мировых цен на нефть некорректно. Однако прогнозы ЦБ и МЭРТ должны, в принципе отражать не только динамику экспортных цен, но и других, прежде всего - внутренних факторов. Если мы сопоставим данные прогнозов за 2008-2010 год по варианту, предусматривающему сохранение цен примерно на прежнем уровне (55 долларов за баррель в 2007 и 53 - в 2008-2010), тем самым, иллюминируем влияние динамики экспортных цен. Тогда мы получим представление о том, как видится аналитикам ЦБ и МЭРТ воздействие на платежный баланс и денежную программу других факторов, помимо цен на нефть. Соответствующие данные и расчеты представлены в таблицах 2 и 3.

Таблица 2 Прогноз платежного баланса, млрд. долларов (вариант: цена на нефть в 2008-2010 годах остается на уровне 53 долларов за баррель)

 

Показатели

2007

2008

2009

2010

Счет текущих операций

50,7

15,2

-17,7

-46,4

Баланс товаров и  услуг

77,2

42,5

10,3

-17,5

Экспорт товаров и  услуг

347,8

352,3

356,0

358,6

Импорт товаров и  услуг

-270,6

-309,9

-345,7

-376,1

Баланс доходов и  текущих трансфертов

-26,4

-27,2

-28,0

-28,9

Счет операций с капиталом  и финансовым инструментами

64,2

34,3

41,7

52,0

Чистый ввоз капитала частным сектором

70,0

40,0

45,0

55,0

Обязательства правительства

-5,6

-5,4

-3,0

-2,7

Изменение валютных резервов(«+» - снижение, «-« - рост)

-114,9

-49,5

-24,0

-5,6



Если мы обратимся  к таблице 2, в которой представлены изменения объема экспорта по годам  при неизменной цене на нефть (в соответствии со вторым вариантом прогноза 53 доллара  за баррель), мы увидим, что, согласно прогнозам, стоимостной объем экспорта практически не изменяется. Он составляет 352,3 млрд. долларов в 2008, 356,0 в 2009 и 358,6 - в 2010. Такие изменения в прогнозных расчетах можно признать пренебрежимо малыми. Таким образом, в прогнозе рассматривается изменение цен на нефть не только в качестве главного, но и в качестве единственного фактора, определяющего динамику экспорта в 2008-2010 годах. На отрезке времени, равном трем годам, они не предполагают каких-либо существенных изменений структуры экспорта, например, увеличения доли экспорта продукции обрабатывающей промышленности, в частности, наукоемких отраслей. Не предусматриваются, следовательно, какие-либо значимые структурные изменения в экономике в целом. С учетом умеренного, но постоянного повышения цен на экспортируемую продукцию обрабатывающих отраслей, практически неизменный стоимостной объем экспорта означает сокращение его физических объемов.

Резкое замедление роста  валютных резервов, согласно прогнозу ЦБ, обусловлено двумя факторами: во-первых, сокращением активного сальдо счета текущих операций, во-вторых, резким сокращением ввоза иностранного капитала. Первый фактор связан с опережающим ростом импорта и снижением цен на нефть (что весьма сомнительно), второй фактор принимают без всякой аргументации. Коль скоро мы иллюминируем влияние мировых цен, единственным внешним фактором, обусловливающим замедление прироста валютных резервов, остается допущение о сокращении ввоза капитала. Насколько произвольным является такое допущение, мы показали выше.

Таблица 3. Прогноз денежных индикаторов на 2008-2010 годы по варианту (цена на нефть сохраняется на уровне 53 доллара за баррель), млрд. руб.

Показатели

2007

2008

2009

2010

Прирост международных  резервов

2922

1303

632

148

Прирост денежной базы (узкое  определение)

1081

882

871

787

Прирост денежных остатков на счетах правительства

1265

370

270

170

Прирост задолженности  ЦБ перед банками

588

-105

-607

-138

Прирост валового кредита  банкам

-2

0

55

855


           

Приросты приведенных  показателей за 2007 год исчислены на основе их оценки на 1 января 2008 года, даваемой в докладе ЦБ «Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2008 год» и данных на 1 января 2007 года.1

Поскольку согласно этому  прогнозу, прирост валютных резервов сокращается, уменьшается необходимость в профиците бюджета, соответственно, уменьшается прирост денежных остатков на счетах Правительства в ЦБ. Однако о чистом кредитовании правительства Центральным банком речь не идет. Задолженность ЦБ перед коммерческими банками качественно снижается и расширяется кредит, предоставляемый коммерческим банкам, который становится основным каналом денежного предложения ЦБ. В то же время, общий объем денежного предложения снижается, что трудно объяснимо в условиях растущей экономики и хотя бы умеренной инфляции.

В 2008-2009 гг. Банк России продолжит  проведение денежно-кредитной политики в рамках режима управляемого плавающего курса рубля. Курсовая политика будет  по-прежнему направлена на сглаживание  резких колебаний обменного курса, связанных с краткосрочными изменениями рыночной конъюнктуры и не обусловленных действием фундаментальных экономических факторов.

В преддверии окончательной  либерализации трансграничных операций с капиталом в 2009 году Банк России своей перспективной задачей видит создание условий для перехода к более гибкому формированию курса национальной валюты на внутреннем валютном рынке и, соответственно, минимизации воздействия Банка России на соотношение спроса и предложения иностранной валюты. В среднесрочной перспективе это позволит обеспечивать выполнение количественных ориентиров денежно-кредитной политики в области поддержания ценовой стабильности путем воздействия на стоимость денег в экономике преимущественно с помощью инструментов процентной политики органов денежно-кредитного регулирования.

Определяющее влияние  на условия проведения денежно-кредитной  политики оказывает Стабилизационный фонд Российской Федерации. Стабилизационный фонд, концентрируя дополнительные доходы, связанные с добычей и экспортом  нефти и других энергоносителей, при высокой конъюнктуре обеспечивает стерилизацию значительной части избыточной ликвидности и в настоящее время является одним из основных факторов ограничения роста потребительских цен.

Важнейшей задачей является развитие внутреннего финансового рынка. Без полноценного финансового рынка невозможно достижение полной конвертируемости рубля - снижается эффективность реализации денежно-кредитной политики и уменьшается действенность процентных ставок. В этих условиях возможности процентной политики Банка России ограничены. Инструменты процентной политики носят характер скорее стабилизационных инструментов, то есть ограничивают, а не формируют стоимость денег в экономике.

Перед Банком России стоит  важная задача по расширению возможностей использования кредитными организациями инструментов рефинансирования. При существующей в настоящее время структурной и временной неравномерности в образовании свободной ликвидности это позволит повысить роль процентной ставки в механизме реализации денежно-кредитной политики.

Из оценки складывающейся к настоящему времени ситуации следует, что итоги 2007 года могут осложнить  стартовые условия для достижения основной цели денежно-кредитной политики в 2009 году. При существующих лагах  рост денежной массы во второй половине года сказывается на инфляции следующего года. В этой связи расширение временного горизонта формирования денежно-кредитной политики и установление среднесрочных (трехлетних) целевых ориентиров по приросту потребительских цен послужит обеспечению последовательности макроэкономической политики и формированию позитивных ожиданий населения и предприятий. Стратегия денежно-кредитной политики, ориентированная на среднесрочную перспективу, расширит возможности маневра в случае непредвиденных изменений внешне- и внутриэкономических факторов конъюнктурного характера.

В рамках этой стратегии  Банк России совместно с Правительством Российской Федерации ставит своей  целью снизить инфляцию к 2008 году до 4-5,5% в соответствии с основными  параметрами разработанных Правительством Российской Федерации сценарных условий социально-экономического развития Российской Федерации на 2008 год и на период до 2010 года.

С учетом условий различных  сценариев социально-экономического развития в 2008 году Банк России считает, что прирост реального эффективного курса рубля не превысит 9%, при этом будет сохраняться конкурентоспособность отечественных производителей, устойчивость платежного баланса и будут созданы условия для модернизации экономики. Вместе с тем более вероятно, что укрепление рубля будет меньше указанной величины.

 

 

Заключение

Проводимая в России денежно-кредитная политика направлена на обеспечение внутренней и внешней  стабильности национальной валюты. Стабильно  низкий уровень инфляции является условием для достижения устойчивого экономического роста, который позволит значительно повысить уровень жизни населения.

В 2008 году, как и в 2006 году, денежно-кредитная политика будет  осуществляться в условиях сильного влияния внешнеэкономических факторов конъюнктурного характера, продолжения структурных реформ, которые оказывают влияние на инфляционные процессы и на распределение денежных потоков, а также активного применения Правительством Российской Федерации мер по ограничению инфляции.

Информация о работе Денежно-кредитная политика