Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 17:41, реферат
Состояние общегосударственных финансов является одним из важнейших экономических показателей любой страны. Как только государство стало планировать свои доходы и расходы, появилась проблема их сбалансирования. Бюджетный дефицит характерен сегодня для большинства развитых стран. Дефицит (профицит) бюджета - это индикатор состояния экономики, поэтому данная проблема актуальна и ей уделяется традиционно большое внимание как со стороны специалистов-экономистов, так и всего населения страны в целом.
Введение
Бюджетный дефицит
Профицит бюджета
Дефицит федерального бюджета и его финансирование
Источники финансирования дефицита федерального бюджета
Предельные значения дефицита бюджета
Финансирование бюджетного дефицита в РФ в 90-х годах.
Заключение
Списиок литературы
Предельное значение дефицита бюджета муниципального образования не должно превышать 10% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
При этом предельное значение дефицита бюджета муниципального образования, в отношении которого осуществляются меры, предусмотренные пунктом 4 статьи 136 настоящего Кодекса не должно превышать 5% утвержденного годового объема доходов бюджета муниципального образования без учета безвозмездных поступлений и поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
В случае утверждения муниципальным правовым актом представительного органа муниципального образования о бюджете в составе источников финансирования дефицита местного бюджета размера поступлений от продажи акций, долей, паев, находящихся в собственности муниципального образования, а также земельных участков, находящихся в собственности муниципального образования и снижения остатков средств на счетах по учету средств местного бюджета предельный размер дефицита местного бюджета, может быть утвержден в пределах указанных поступлений и снижения остатков средств на счетах с превышением установленных настоящим пунктом ограничений.
ФИНАНСИРОВАНИЕ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА В РФ В 90-Х ГОДАХ.
С 1990 по 1995 гг. для покрытия бюджетного дефицита России в основном использовалась эмиссия денег, что послужило мощным инфляционным фактором. С 1995 г. эмиссия денег для финансирования дефицита бюджета не применяется. С этой целью использовались различные государственные ценные бумаги – ГКО с трёхмесячным, шестимесячным и годовым сроками погашения, казначейские обязательства (КО), облигации внутреннего валютного государственного облигационного займа, облигации федеральных займов с переменным купоном (ОФЗ), государственные сберегательные займы, золотые сертификаты.
Основными причинами дефицита бюджета России в 90-х гг. были резкое уменьшение доходов бюджета из-за сокращения ВВП, трудности с сокращением расходов, существенные размеры нецелевого использования средств4. Глубокий кризис производства и расстройство денежно-кредитной системы в 90-х гг. шли рука об руку с расстройством государственных финансов. Либерализация цен в 1992г. была попыткой сбалансировать спрос и предложение. Неумело проведённая, она породила широкомасштабную инфляцию, привела в сочетании с другими факторами к глубокому финансово-экономическому кризису. Проявлениями кризиса государственных финансов стали дефицит государственного бюджета, неплатежи органов государственного управления по своим обязательствам, ухудшение собираемости налогов, сокращение и неполное финансирование социальных программ. В 1992-1994 гг. для финансирования дефицита бюджета широко использовалось эмиссия денежных средств. В 1992г. она составила 1,5 трлн. руб., в 1993-м – 10,1 трлн. Отказ от финансирования дефицита за счёт эмиссии облегчил реализацию мер по снижению уровня инфляции и стабилизации рубля. До 1997 г. существенную долю заимствований составляли связанные кредиты правительств иностранных государств и международных финансово-кредитных организаций. С 1997 г. началось использование более эффективных способов заимствования на международных рынках путём эмиссии ценных бумаг. В 1999-2000 гг. заимствование на международных рынках кредитных ресурсов было существенно сокращено. В 2000 и 2001 гг. в России имел место профицит бюджета как следствие роста доходов бюджета в условиях оживления производства и сдерживания роста расходов.
Финансирование дефицита государственного бюджета представляет собой покрытие недостатка доходов и соответственно равно величине дефицита.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ источники финансирования дефицита бюджета утверждаются органами законодательной (представительной) власти в законе (решении) о бюджете на очередной финансовый год по основным видам привлечённых средств. При этом кредиты Банка России, а также приобретение Банком России долговых обязательств Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований при их первичном размещении не могут быть источниками финансирования дефицита бюджета.
В
качестве источников финансирования дефицита
федерального бюджета Бюджетным
кодексом РФ предусмотрены следующие.
Внутренние источники: кредиты, полученные
РФ от кредитных организаций в валюте
РФ; государственные займы, осуществляемые
путём выпуска ценных бумаг от имени РФ;
кредиты правительств иностранных государств,
банков и фирм, международных финансовых
организаций, предоставленных в иностранной
валюте. В качестве источников финансирования
дефицита бюджетов субъектов РФ Бюджетным
кодексом предусмотрены внутренние государственные
займы за счёт выпуска субъектом РФ ценных
бумаг, бюджетные ссуды, полученные от
других уровней бюджетной системы РФ,
и кредиты, полученные от кредитных организаций.
Согласно Бюджетному кодексу субъекты
Федерации могут также привлекать внешние
займы в порядке, предусмотренном законодательством
РФ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из вышесказанного, напрашивается вывод, что как дефицит, так и
профицит бюджета – это результат не эффективного управления финансово-бюджетной и налоговой политики, осуществляемой государством.
На практике сбалансированный бюджет, у которого доходы равны расходам, сформировать крайне сложно, хотя к этому должны стремиться органы финансового управления.
Государственные финансы оказывают воздействие на основные экономические показатели в силу того, что сектор государственного управления является сектором экономики, участвующем в общем кругообороте доходов, расходов и выпуска продукции. Его расходы наряду инвестиционным и потребительским спросом являются основной частью совокупного спроса, а чистые налоги характеризуют реальное уменьшение частного сектора, которые могут быть использованы для расходов. Изменение этих величин оказывает существенное влияние на экономическую ситуацию в стране.
Однако ежегодно балансируемый бюджет в условиях нормально работающей экономики может способствовать ускорению инфляции. Если в условиях инфляции повышаются номинальные доходы, то соответственно возрастают налоговые поступления, что может привести к бюджетным излишкам. В этих условиях государственные органы могут использовать образующиеся излишки для погашения государственного долга либо снизить налоговые ставки. В обоих случаях увеличивается денежная масса в обращении и стимулируется инфляция.
В условиях спада экономики, сопровождающегося одновременно недостатком денежной массы в обращении, увеличение государственных закупок за счёт эмиссии денег, покрывающей дефицит бюджета, ведёт к росту совокупного спроса и увеличению производства без или при минимальном инфляционном эффекте.
Более рациональным с позиции обеспечения сбалансированности является составление бюджетов с дефицитом во время спадов производства и с профицитом в периоды инфляции.
Проблемой
должна быть не только сбалансированность
бюджета, но и содействие экономическому
росту, использованию экономического
потенциала, полной занятости. Государственный
бюджет должен быть инструментом поддержания
обеспечения макроэкономической стабильности
независимо от того, достигается это в
данный период на основе дефицита или
профицита. На первом плане должна быть
общая стратегия экономического развития,
глобальные цели и направление на их достижение
программы развития.
СПИСОК
ЛИТЕРАТУРЫ.
1.Бюджетная система РФ. Николаева Т.П. - Учебно-практическое пособие. Изд.:«МГУЭСиИ»,2009
2. «Бюджетная система России: учебник для студентов вузов, обучающихся по экономическим специальностям». Под ред. Г.Б. Поляка, М.: ЮНИТИДАНА, 2007г.
3. «Финансы». Учебник. Под ред. А.И Архипова, И.А. Погосова, М.: ТК Велби, 2007г.
4. «Финансы. Завтра экзамен». Бочаров В.В. СПб.: Питер, 2010г.
5. «Финансы и кредит». Учебное пособие. Кизиль Е.В., Ростов н/Д: «Феникс», 2009г.
6. «Финансы, денежное обращение и кредит». Учебник. Под ред. М.В. Романовского и проф. О.В. Врублевской. М.: Юрайт-Издат, 2008г.
7. Источники: Интернет/ Известия.ru
8. Источник: Интернет газета/ Новости экономики