Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Декабря 2011 в 07:38, доклад
В экономической теории принято выделять три основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Превышение расходов над доходами (отрицательное сальдо бюджета) составляет дефицит бюджета. Профицит представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами (положительное сальдо бюджета). Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами. В экономической теории принято считать бюджет сбалансированным, если его дефицит или профицит не превышает 1% от общего объема расходов.
Взгляды экономистов на бюджетный дефицит и бюджетное равновесие на различных этапах развития общества менялись кардинально. Финансовая наука до 1930-х гг. считала основным принципом бюджета его бездефицитность, ежегодное равновесие доходов и расходов (принцип «здоровых финансов»). Например, Ф. Нитти отмечал, что из-за роста государственных расходов (в основном непроизводственных, военных) увеличиваются дефицит бюджета и государственный долг. Поэтому он считал, что «какой бы это жертвы ни стоило, но государственный бюджет в своей совокупности никогда не должен завершаться дефицитом».
Дефицит бюджета
и источники его покрытия
В экономической
теории принято выделять три основных
состояния бюджета: дефицитное, профицитное
и сбалансированное. Превышение расходов
над доходами (отрицательное сальдо
бюджета) составляет дефицит бюджета.
Профицит представляет собой обратное
соотношение, т.е. превышение доходов
над расходами (положительное сальдо
бюджета). Сбалансированный бюджет является
следствием такой бюджетной политики,
при которой расходы полностью
обеспечиваются доходами. В экономической
теории принято считать бюджет сбалансированным,
если его дефицит или профицит
не превышает 1% от общего объема расходов.
Взгляды экономистов
на бюджетный дефицит и бюджетное
равновесие на различных этапах развития
общества менялись кардинально. Финансовая
наука до 1930-х гг. считала основным
принципом бюджета его
Сведение доходов
с расходами при ежегодном
принятии и исполнении бюджета считалось
тогда символом благополучия государства
и нации, первоочередной целью финансовой
политики центральных и местных
органов власти. Например, министр
финансов царской России С.Ю. Витте
писал: «Бюджетное равновесие представляет
основную цель, преследуемую при составлении
государственной росписи». Это означало,
что суммы доходов и расходов
должны взаимно определяться друг другом,
т.е. объем государственных расходов
должен исходить из реальных возможностей
доходной базы бюджета, и, наоборот, объем
налоговых и прочих поступлений
должен быть обусловлен размером дефицитных
средств, необходимых государству
для выполнения своих функций. Колебания
в ту или другую сторону, в особенности
в сторону превышения расходов над
доходами, рассматривались как негативные
и крайне опасные явления.
Однако на практике
достичь бюджетного равновесия очень
сложно. Теория не дает готовых рецептов
«здоровых финансов», поэтому до
сих пор проблема установления правильного
соотношения между доходами и
расходами бюджетов всех уровней, покрытия
их дефицита служит предметом научно-практических
дискуссий не только в России, но
и во всем мире.
По поводу роли и
значения дефицита бюджета в развитии
экономики существуют противоречивые
мнения. Сторонники концепции систематического
(хронического) дефицита находят в
нем следующие положительные
моменты:
бюджетный дефицит
не является деструктивным фактом.
Для состояния национальной экономики
он не представляет опасности, так как
все расходы, в том числе превышающие
доходы, осуществляются на территории
данного государства и
дефицит бюджета
означает увеличение доходов хозяйствующих
субъектов и населения (получателей
бюджетных средств), что способствует
росту покупательной
Экономисты противоположного
толка (или неоклассического направления)
высказывают следующие опасения
по поводу дефицита бюджета:
— сегодняшние дефициты
неизбежно потребуют более
— для покрытия дефицита
будут привлекаться другие, экстраординарные
доходы: эмиссия денег и займов,
кредиты и т.д. Это приведет к
расстройству денежно-кредитной системы,
инфляции и девальвации рубля, росту
внутреннего и внешнего долга
государства. В конечном итоге долги
будут погашаться за счет введения
новых и повышения ставок существующих
налогов, что означает перекладывание
долгового бремени на будущие
поколения. Выход правительства
на денежный рынок путем размещения
государственных ценных бумаг с
целью при влечения финансовых ресурсов
для покрытия дефицита подтолкнет процентные
ставки вверх. Это связано с тем,
что в условиях рынка, когда существуют
частные инвесторы и заемщики
свободных денежных средств у
населения и предприятий, вторжение
государства на финансовый рынок
означает рост конкуренции, повышение
спроса на деньги, а следовательно,
и ставки процента, которая является
платой за использование привлеченных
денег.
Более высокие процентные
ставки по государственным ценным бумагам,
по сравнению с частными, вызывают
эффект вытеснения частных инвестиций.
Поэтому, чем выше дефицит бюджета
и государственный долг, тем медленнее
будут происходить рыночные преобразования
в Российской Федерации. Кроме того,
рост бюджетного дефицита, вызванного
растущими правительственными расходами
(а не низкой собираемостью налогов
и чрезвычайными
Основной причиной
отсутствия теоретических и практических
разработок по проблеме бюджетного дефицита
в бывшем СССР служило не отсутствие
на самом деле дефицита бюджета, а
идеологическая позиция руководства страны
по отношению к данному состоянию государственных
финансов. В последующем это привело к
еще большему углублению бюджетного кризиса
в России в прошлом десятилетии, существенному
росту государственного долга и расходов
бюджета по его обслуживанию.
Российская Федерация
вместе с социально-экономическими,
национально-политическими, территориальными
проблемами унаследовала от СССР огромные
размеры дефицита государственного
бюджета, внешнего и внутреннего
долга.
До 1995 г. для покрытия
дефицита бюджета Правительство
РФ систематически использовало денежно-кредитную
эмиссию, что приводило к инфляционному
росту. Основным инфляционным источником
служили кредиты Центробанка
РФ. Начиная с 1995 г. Правительство
РФ отказалось от кредитов Центробанка
РФ и перешло на неинфляционные методы
покрытия дефицита бюджета. Однако в
связи с финансовым кризисом Правительство
РФ вынуждено было использовать первые
два источника пополнения казны.
Дефицит консолидированного бюджета
на 1999 г. было предусмотрено покрывать
за счет внутренних источников в размере
84,3 млрд руб. (51,7%), внешних — 45,9 млрд
руб. (28,2%) и кредитов Центробанка
РФ - 32,7 млрд руб. (20,1%).
Теория дефицитного
финансирования требует сосредоточения
дефицита в бюджете развития. В
этом случае рост дефицитного финансирования
вызывает инвестиционный, инновационный
и предпринимательский рост. Выпуск
инвестиционных товаров, в отличие
от текущих потребительских, приводит
к наращиванию
Последнее обстоятельство
связано с тем, что дефицитное
финансирование предполагает повышение
налогообложения. Так как конечными
плательщиками всех налогов являются
граждане и большая часть полученного
ими дохода идет на потребление (около
3/4), то введение высоких налогов
означает изъятие у них дополнительных
доходов, что приводит к снижению
потребительского спроса и уровня жизни.
В свою очередь снижение спроса автоматически,
по законам рынка, негативно отразится
на предложении товаров и услуг,
сократится их объем и в конечном
итоге из-за сужения налогооблагаемой
базы приведет к росту дефицита бюджета.
Дефицитное финансирование
приводит к росту процентных ставок,
вытеснению частных инвесторов, а
следовательно, снижению инвестиций. При
рассмотрении этих процессов обязательно
следует учитывать эффект мультипликатора,
или умножения. С учетом данного
эффекта можно утверждать, что
в условиях спада производства и
высокой безработицы увеличение
государственных расходов и возникающий
при этом дефицит бюджета будут стимулировать
развитие экономики, рост инвестиций и
потребительского сектора.
" Убедительным
примером действия эффекта
Представляется также
целесообразным использовать в России
по лучивший международное признание
опыт Германии в обеспечении инвестиционной
ориентации бюджетной системы за
счет соблюдения так называемого
«золотого правила». Согласно этому
правилу (кстати, оно предусмотрено
Конституцией ФРГ), финансирование дефицита
за счет кредитов не должно превышать
сумму расходов на инвестиции, предусмотренную
в бюджете. Это говорит о том,
что заемные средства должны не тратиться
на непроизводственные нужды, а направляться
на инвестиционные цели (создание будущей
доходной базы бюджетов), что, как уже
отмечалось, снижает и негативные
последствия государственных
Важное значение
в построении эффективной системы
управления бюджетным дефицитом, упорядочении
информации об операциях органов
власти разных уровней по его финансированию,
получении представления о
В основе чрезвычайного
дефицита лежат чрезвычайные обстоятельства
(войны, стихийные бедствия и т.п.),
от которых трудно или невозможно
застраховаться. Для предупреждения
и ликвидации последствий чрезвычайных
ситуаций обычно формируются различные
резервные и внебюджетные фонды.
Кризисный и антикризисный
Под межбюджетным дефицитом
понимается отрицательное сальдо региональных
и местных бюджетов, возникающее
в результате несоответствия имущественных
и бюджетных прав территорий, уменьшения
их доходов или увеличения расходов
вследствие решений, принимаемых органами
власти другого уровня. Покрытие такого
дефицита осуществляется посредством
бюджетного регулирования, использования
различных форм межбюджетных отношений.
В зависимости от
экономического содержания и направления
воздействия различают активный
и пассивный бюджетные
Путем нивелирования
и управления ими можно стимулировать
или дестимулировать социально-
В мировой практике
в условиях стабильного развития
экономики уровень пассивного дефицита
ограничивается 2-3% к ВВП, 5% —к национальному
доходу, 8-10% — к расходной части
бюджета. Однако в условиях кризиса
в экономике и социальной сфере
правительство может пойти на
увеличение разрыва между доходами
и расходами бюджета (путем повышения
расходов и снижения налоговых изъятий)
в целях стимулирования экономического
роста, сокращения безработицы, расширения
налогооблагаемой базы. В этом случае
дефицит бюджета принимает
Информация о работе Дефицит бюджета и источники его покрытия