Бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Бюджетный дефицит - превышение расходов бюджета над его доходами - это финансовое явление, с которым в те или иные периоды своей истории неизбежно сталкивались все государства мира. Полностью сбалансированный государственный бюджет, то есть бюджет без сальдо, возможен только теоретически.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………3
Сущность бюджетного дефицита, его причины и последствия
Понятие бюджетного дефицита и причины его возникновения…………5
Виды бюджетного дефицита………………………………………………..7
Факторы, влияющие на бюджетный дефицит………………………........14
Последствия бюджетного дефицита………………………………………15
Финансирование бюджетного дефицита
2.1. Сущность понятия управления бюджетного дефицита………………….18
2.2. Способы покрытия бюджетного дефицита……...………………………..19
3. Бюджетный дефицит РФ в 2008-2010 годы………………………..……..27
3.1. Прогнозы бюджетного дефицита………………………………………….30
Заключение …………………

Работа содержит 1 файл

финансы.docx

— 72.86 Кб (Скачать)
 

Из таблицы  видно, что наиболее низкое доверие  к национальной валюте в России (ВВП 47%, М2 378%), Исландии (ВВП 55%, М2 144,4%).

Квазифискальный (квазибюджетный) дефицит государственного бюджета - существующий наряду с измеряемым (официальным) скрытый дефицит государственного бюджета, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью государства.

Квазифискальные операции включают, например, следующие:

финансирование  государственными предприятиями избыточной занятости в государственном  секторе и выплата ими заработной платы по ставкам выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

накопление  в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических  реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд - т.н. "плохих долгов" (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты, в конце концов, выплачиваются  в основном за счет льготных кредитов Центрального Банка;

отдельные операции, связанные с государственным  долгом, а также финансирование Центральным  Банком убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (например, на закупки  пшеницы, риса, кофе и т.д.); кредиты  рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание "плохих долгов", а также рефинансирование Центральным  Банком сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ правительства  по льготным ставкам и т.д.) деятельностью  Центрального Банка, государственных  предприятий и коммерческих банков, как в индустриальных, так и в переходных экономиках . 

Факторы влияющие на бюджетный дефицит

Если бы правительство  при проведении экономической политики стремилось иметь сбалансированный бюджет на каждый год, то его действия только усиливали бы конъюнктурные  колебания. Во время кризиса и  депрессии из-за снижения производства и национального дохода поступления  в государственный бюджет сокращаются. Снижение в это время государственных  расходов ввиду уменьшения бюджетных  поступлений задержит выход экономики  из кризисного состояния. Полное расходование повышенных доходов государственного бюджета в фазе подъема будет способствовать перегреву «экономики».

Если проведение стабилизационной политики несовместимо с ежегодно сбалансированным бюджетом, то, может быть ,целесообразно выравнивать  государственные расходы и доходы за весь период экономического цикла  так, чтобы избытки бюджета в  фазе подъема покрывали прирост  государственного долга во время  спада?

Сбалансированный  за период цикла бюджет был бы совместим  со стабилизационной политикой государства  только в том случае, когда спады  и подъемы в национальном хозяйстве  были одинаковы как по продолжительности, так и по амплитуде. В действительности это не так, и поэтому несбалансированность государственного бюджета и наличие  государственного долга можно рассматривать  в качестве неизбежных последствий  стабилизационной политики. В то же время эта политика, способствуя  росту национального дохода во время  спада и сдерживая рост доходов  в фазе подъема, способствует сбалансированности государственного бюджета.

Существуют много  факторов, которые в разной степени  влияют на состояние доходной и расходной  частей бюджетного фонда:

-Увеличение  государственных затрат на социальное  обеспечение и здравоохранение  (например, в странах, где возрастает  доля пожилого населения, или  в связи с неблагоприятной  экологической обстановкой);

-увеличение  государственных издержек на  образование и создание новых  рабочих мест (в странах, где  возрастает доля молодого населения,  или в связи с проведением  мероприятий по сокращению безработицы);

-увеличение  государственных затрат в военное  время или в связи с социальными  конфликтами;

-увеличение  издержек, связанных с развитием  рыночной инфраструктуры в условиях  трансформационной экономики;

-увеличение  затрат на приоритетное развитие  отраслей хозяйства, реструктуризацию экономики;

-сокращение  налогов в целях стимулирования  экономического развития;

-уменьшение  прибылей в связи с ухудшением  показателей финансово-хозяйственной  деятельности экономических агентов;

-сокращение  выгод из-за низкой собираемости  и др.  
 

Последствия бюджетного дефицита

Как уже говорилось, современная фискальная политика признает использование несбалансированных бюджетов для целей стабилизации экономики. А это, вполне вероятно, может  привести к росту государственного долга. Государственный долг- это  общая накопленная сумма всех положительных сальдо бюджетов за вычетом  всех дефицитов, которые имели место  в стране. Увеличивающийся государственный  долг является основным последствием дефицитов федерального бюджета.

Как государственный  долг и его рост влияют на функционирование экономики? Может ли нарастающий  государственный долг в какой-то момент привести к банкротству нации? Накладывает ли долг бремя на будущие  поколения? Чтобы ответить на эти  вопросы, необходимо рассмотреть две  составляющие общего государственного долга - внутренний и внешний.

Внутренний  долг - долг государства населению страны. То есть, в данном случае основным держателем государственного долга (правительственных облигаций) является само население - государственный долг является одновременно и общественным активом. Погашение государственных облигаций, находящихся у резидентов данной страны, не вызывает никакой утечки покупательной способности для страны в целом. Таким образом, внутренний долг не является средством перемещения экономического бремени с одного поколения на другое. Единственный негативный эффект - увеличение неравенства в доходах за счет перераспределения дохода в пользу держателей государственных облигаций.   

Может ли внутренний долг каким-то образом привести к  банкротству правительства, лишив  его возможности выполнять финансовые обязательства? Ответ - «тоже нет». Во-первых, нужно отметить, нет никаких причин, которые заставляли бы сокращать  внутренний долг, не говоря уже о  необходимости его полной ликвидации. На практике, как только подходит ежемесячный  срок платежа по каким-то частям долга, правительство не изыскивает средства для погашения облигаций, срок выплат по которым наступил, - правительство  всего лишь рефинансирует свой долг, то есть продает новые облигации  и использует выручку для выплаты  держателем погашаемых облигаций. Кроме  этого, правительство может использовать такие рычаги, как налогообложение  и эмиссия денег. Увеличение налогов  является тем способом, который есть у государства для получения  достаточных доходов для выплат процентов по долгу. Банкротство  правительства также сложно себе представить хотя бы потому, что  оно имеет право печатать деньги, которыми можно оплатить не только проценты по долгу, но и погасить всю  сумму долга. Конечно, это будет иметь инфляционный эффект, но зато банкротства правительства точно не будет.

Внешний долг - задолженность государства гражданам или организациям других стран. Такой долг уже является бременем. Эту часть государственного долга экономика страны не должна «сама себе» - выплата процентов и суммы основного долга требует в данном случае передачи части реального выпуска продукции в распоряжение других стран. В данном случае государство может перенести реальное экономическое бремя на плечи будущих поколений, а именно - оставит будущим поколениям меньшие по размерам основные производственные фонды.

Это связано  с так называемым «эффектом вытеснения» частных инвестиций. “Эффект вытеснения” связан с методами покрытия бюджетного дефицита. Основными методами является эмиссия кредитных денег и выпуск государственных займов. Что касается эмиссии кредитных денег, то она еще больше усиливает инфляцию, ухудшает состояние денежного обращения, вызывает тяжелые последствия в сфере экономики и социальных отношений. Выпуск же государственных займов, при определенных условиях, вытесняет часть инвестиций из производственного процесса. Каким образом? Выпуск государственных ценных бумаг свяжет часть денежных средств населения, денежный рынок отреагирует на повышение спроса на деньги ростом процентной ставки. Но их рост сократит инвестиционные возможности частных лиц, вытесняя часть потенциальных инвестиций. А сокращение инвестиций может привести к тому, что последующие поколения унаследуют экономику с уменьшенным производственным     потенциалом [5]. 

Однако надо отметить, что «эффект вытеснения»  становится значительным и разрушительным только при высоком уровне занятости  и ограниченности ресурсов. А вот  в экономике с недоиспользованными  ресурсами подобная политика в сочетании  с соответствующей денежной политикой  скорее будет стимулировать, а не вытеснять частные инвестиции.

Рост процентных ставок имеет, в свою очередь, следующие  последствия. Так, высокий ссудный процент, установленный в США в середине 80-х годов, вызвал значительный отток капиталов из Западной Европы. По оценкам западных экономистов, в настоящее время США поглощает до 15% всех накоплений капиталистического мира. Таким образом, растет внешний долг США. Плюс к этому рост спроса на высокодоходные американские ценные бумаги вызвал рост общемирового спроса на доллары. Подобный рост международной ценности доллара оказывает значительное депрессивное воздействие на экспорт США: американские товары становятся слишком дорогими для иностранных покупателей. Сокращение же чистого экспорта оказывает сдерживающее воздействие на экономику, увеличивает уровень безработицы.

 

Сущность  понятия управления бюджетным дефицитом. 

Отрицательные последствия (финансовые, экономические, социальные) огромного бюджетного дефицита настоятельно требуют осуществления  системы мер по его преодолению, проведение активной финансовой политики, использование общепринятых в мировой  практике методов борьбы с дефицитом. При этом следует учитывать, что  способы решения данной задачи во многом определяется тем, до какого предела (нулевого или иного) и каким темпами  нужно стремиться к сбалансированному  бюджету расходов и доходов.

При выработке  стратегии борьбы с дефицитом  необходимо руководствоваться следующим:

·       Для преодоления бюджетного дефицита необходимо ''лечение'' самой экономики, ибо без обеспечения динамизма в ее развитии и реально ощутимой эффективности невозможно добиться финансовой устойчивости страны, какие бы прогрессивные меры не применялись при этом.

·       Неоправданными являются меры, в основе которых лежит идея в короткий срок во что бы то не стало добиться равновесия между доходами и расходами бюджета, ликвидировать бюджетный дефицит. Подобное стремление, не подкрепленное реальными шагами в направлении стабилизации самой экономики, лишь осложнит и без того трудную финансовую ситуацию в стране, создаст ненужные преграды на пути достойного выхода из кризиса.

В программу  конкретных мер по сокращению бюджетного дефицита следует включать и последовательно  проводить в жизнь такие меры, которые, с одной стороны, стимулировали  бы притоки денежных средств в  бюджетный фонд страны, а с другой способствовали бы сокращению расходов. Сюда относятся:

1.                Изменение направлений инвестирования бюджетных средств в отрасли народного хозяйства с целью значительного увеличения финансовой  отдачи от каждого бюджетного рубля.

2.                Стремление к уменьшению некоторых статей расхода на содержание административно–управленческого аппарата (министерств, ведомств, Администрации Президента Российской Федерации).

3.                Упорядочение налоговой системы, уменьшение количества налогов и увеличение  собираемости налогов, сборов, таможенных пошлин и т. п. Все это, а также уменьшение ставки налогов, создаст благоприятные условия для обеспечения капиталовложений и, следовательно, оживления производства.

4.                Необходимо вести решительную борьбу с инфляцией, добиться стабилизации денежного обращения в стране. Необходим контроль за ценами и заработной платой путем установления пределов их роста.

5.                Укрепление финансовой дисциплины, упорядочение расчетов между предприятиями, увеличение рентабельности работы предприятий промышленности и сельского хозяйства.

6.                Устранению кризисных явлений также будет способствовать выплата внешних долгов. Одна из важнейших задач – добиться прекращения оседания в зарубежных банках части выручки от экспорта.

7.                Нужно добиться уменьшения спада промышленного и сельскохозяйственного производства, его стабилизации. Необходима разработка плана восстановления народного хозяйства.

Информация о работе Бюджетный дефицит, его экономические и социальные последствия