Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 12:34, курсовая работа
Данная курсовая работа посвящена рассмотрению Федерального бюджета, в частности состава и структуры его расходов за 2000-2010 гг., и их динамики. Задачи данной работы:
o раскрыть понятие и назначение бюджетных расходов;
o провести анализ расходов Федерального бюджета за 2000-2010 гг. и определить динамику;
o сделать выводы согласно проделанной работе.
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Общая характеристика бюджетных расходов …………………4
1.1. Понятие и социально – экономическое назначение бюджетных расходов…………………………………….………………………..4
1.2. Принципы осуществления расходов бюджета…………………….7
1.3. Классификация расходов бюджета с целью планирования и анализа………………………………………………………………10
Глава 2. Состав, структура и динамика расходов Федерального бюджета на 2000-2007 гг……………………………………………14
2.1. Финансирование социально-культурных мероприятий…………...16
2.1.1. Расходы на здравоохранение………………………………………16
2.1.2. Расходы на образование……………………………………………18
2.1.3. Расходы на пенсионное обеспечение……………………………..19
2.1.4. Расходы на науку…………………………………………………...20
2.1.5. Расходы на культуру……………………………………………….20
2.2. Расходы на оборону страны и национальную безопасность………21
2.3. Расходы на международную деятельность и государственный долг………………………………………………………………………...25
2.4. Финансовая поддержка регионов…………………………………...27
2.5. Расходы на управление………………………………………………29
Глава 3. Состав, структура и динамика расходов Федерального бюджета на 2008-2010 гг……………………………………………33
Заключение………………………………………………………………..43
Список литературы……..………………………………………………...
В 2007 году на нужды Министерства обороны из бюджета выделено 821 млрд. руб., причем с каждым годом все больше средств идет именно на развитие Вооруженных сил, а не на их содержание.
Общая структура расходов на развитие и содержание Вооруженных сил в 2007 году в %
Значительный объем расходов государства на национальную безопасность страны в целом и на защиту отдельного гражданина в частности – вынужденная, но необходимая мера. Защита интересов страны и защита россиян – прямая обязанность государства.
Расходы на национальную безопасность и правоохранительную деятельность в 2007 году составили 8,5 % консолидированного бюджета РФ, причем 77% этих средств было потрачено из федерального бюджета, что составило 550,2 млрд. руб. Это почти 12,8 % всех расходов федерального бюджета. В расчете на одного гражданина России эти расходы составили почти 5 тыс. руб. в год. [18]
Эти деньги идут на борьбу с преступностью и терроризмом, на предотвращение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий, борьбу с незаконным оборотом наркотиков.
Динамика расходов на национальную безопасность и правоохранительную деятельность характеризуется стабильным ростом расходов в абсолютном выражении и незначительным изменением структуры в части увеличения долей расходов на предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий (с 6,0 % в 2006 году до 6,1 % в 2007 году), ростом в 2006 году на 1 % (по сравнению с 2006 годом) доли расходов на борьбу с незаконным оборотом наркотиков, прежде всего за счет выделения бюджетных ассигнований на уровне консолидированы бюджетов субъектов РФ.
Общий объем расходов на предупреждение и раскрытие преступлений, контроль за соблюдением законности и правопорядка в 2007 году вырос по сравнению с 2006 годом в 1,24 раза, а к 2008 году увеличится в 1,5 раза.
Наиболее
существенные расходы федерального
бюджета на национальную безопасность
и правоохранительную деятельность,
млрд. руб.
Статьи расходов | 2006 | 2007 | % |
Органы прокуратуры | 27,3 | 31,2 | 17,6 |
Органы внутренних дел | 156,7 | 178,9 | 14,2 |
Внутренние войска | 31,9 | 40,0 | 25,4 |
Органы юстиции | 28,2 | 39,6 | 40,4 |
Система исполнения наказаний | 77,6 | 91,3 | 17,7 |
Органы безопасности | 3,5 | 3,0 | -14,3 |
Органы пограничной службы | 0,5 | 1,3 | 160,0 |
Органы по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ | 11,2 | 12,9 | 14,3 |
2.3. Расходы на международную деятельность и государственный долг
Расходы на международную деятельность включают затраты по неторговым операциям (содержание российских учреждений и представительств за границей, уплату членских взносов в международные организации и др.). Финансирование затрат в сфере международной деятельности охватывает международное сотрудничество, реализацию международных договоров, культурных, научных и информационных связей. Одним из источников финансирования бюджетного дефицита являются государственные заимствования РФ и субъектов РФ и муниципальных образований.
Государственные заимствования представляют собой займы и кредиты, привлекаемые от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства РФ, либо субъекта РФ как заемщика и гаранта погашения займов (кредитов) другими заемщиками.
Высокие цены на энергоресурсы и продолжающийся экономический рост позволили сводить бюджет с профицитом, что снимает необходимость во внешних заимствованиях для финансирования деятельности органов власти и проведения реформ.
Высокие
доходы, получаемые от экспорта энергоресурсов,
позволяют как создавать
В 90-х годах прошлого века и начале нынешнего значительную роль в структуре внешнего долга России играли долги бывшего СССР.
На сегодняшний день долги бывшего СССР в основном либо погашены, либо конвертированы в еврооблигации (ценные бумаги, являющиеся государственными долговыми обязательствами, номинированными в иной валюте, чем валюта страны-эмитента. Достоинством еврооблигаций является их свободное обращение на финансовом рынке, что снимает зависимость эмитента от банка-кредитора или финансовой организации )
Динамика
внутреннего и внешнего государственного
долга РФ
Внутренние
заимствования происходят в основном
за счет выпуска облигаций федерального
займа (ОФЗ) с различной доходностью
и сроками погашения. Эти облигации
свободно обращаются на финансовом рынке,
что делает правительство независимым
от решения отдельных кредиторов. Расходы
на обслуживание долга включают в себя
все платежи, связанные с ним, за исключением
погашения основной суммы долга. Сюда
входят: процентные и другие платежи, не
уменьшающие размера задолженности. Согласно
оценкам, в 2007 году расходы на обслуживание
государственного и муниципального долга
составили около 160 млрд. руб., что на 40
млрд. меньше, чем в 2006 году.
2.4. Финансовая поддержка регионов
Природные
особенности и сложившиеся
Выравнивание
уровней бюджетной
Основная часть финансовой помощи регионам предоставляется из образуемых в составе федерального бюджета фондов: Фонда финансовой поддержки субъектов РФ, Фонда софинансирования социальных расходов, Фонда регионального развития, Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, Фонда компенсаций.[18]
Основным по своему значению и объемам предоставляемых средств является Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ (ФФПР). Средства ФФПР обеспечивают выравнивание бюджетной обеспеченности и создание равных условий для субъектов РФ в части реализации основных социальных гарантий. Размер дотаций из ФФПР зависит от налогового потенциала регионов (потенциальных налоговых возможностей территории), климатических, социально-экономических, демографических и других особенностей, отражающихся на стоимости предоставления бюджетных услуг.
В 2007 году в составе федерального бюджета сформирован Федеральный фонд регионального развития в сумме 6,39 млрд. руб., что примерно в 2,4 раза выше уровня 2006 года. Предоставление субсидий из фонда осуществляется субъектам РФ, имеющим уровень обеспеченности социальной и инженерной инфраструктурой ниже среднероссийского, около 69 регионов.
Фонд софинансирования социальных расходов образован для оказания помощи регионам в финансировании на долевой основе приоритетных социальных расходов: социальной защиты ветеранов труда, тружеников тыла, лиц, пострадавших от политических репрессий, выплат детских пособий и адресных жилищных субсидий населению.
Для реализации отбираемых на конкурсной основе программ бюджетных реформ в регионах создан Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов. Из него финансируются выигравшие конкурс программы, включающие в себя обязательства в сфере бюджетного процесса и управления бюджетными услугами, внедрение передовых методов бюджетирования и проведение административной реформы, реформирования государственного и муниципального секторов экономики и сферы ЖКХ, совершенствование системы инвестиций. Размер фонда в 2007 году составил 1,97 млрд. руб.
Особое место в системе финансовой поддержки регионов занимает Фонд компенсаций. Средства из этого фонда поступают в распоряжение регионов и органов местного самоуправления для реализации федеральных полномочий, например: на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан – ветеранам, инвалидам, гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС и других катастроф; на обеспечение мер социальной поддержки лиц, награжденных знаком «Почетный донор»; обеспечение жильем ветеранов и инвалидов; на реализацию государственной политики занятости населения. В 2007 году Фонд компенсаций составит 153,13 млрд. руб.
Сложившаяся система межбюджетных отношений часто подвергается критике по двум основаниям: из-за чрезмерной централизации доходов нВ федеральном уровне и необоснованного распределения дотаций. В то время, когда многие регионы и муниципальные образования испытывают серьезные финансовые затруднения с выполнением своих функций, федеральный центр формирует свой бюджет с профицитом.
Не вызывает сомнения и тот факт, что методика распределения дотаций из Фонда финансовой поддержки субъектов РФ закладывает неверную систему стимулов, поскольку не мотивирует регионы к расширению собственной доходной базы.
Однако
необходимо признать, что в значительной
части эти проблемы обусловлены
чрезвычайно неравномерным
2.5. Расходы на управление
Расходы на управление включают в себя следующие группы расходов:
Наличие специфической управленческой деятельности государства и выполнение им хозяйственно-организаторской функции вызывают к жизни расходы федерального бюджета на управление.[8] Эти расходы являются материально-финансовой базой деятельности государственных органов, которые осуществляют руководство экономикой. Эта статья государственных расходов является наиболее противоречивой, ведь расходы на управление отличаются постоянным возрастанием, с одной стороны, и отсутствием критериев оценки их результативности, с другой.
Расходы федерального бюджета на управление включают в себя затраты на содержание:
Бюджетные
расходы на управление являются частью
общего фонда управления, формируемого
также и в децентрализованном
порядке путем включения