Бюджетно-налоговая политика Республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Сентября 2013 в 11:30, реферат

Описание работы

Будет продолжена политика децентрализации государственных функций и осуществляться меры по дальнейшему совершенствованию процесса разделения ответственности центра и регионов за финансирование республиканских и местных бюджетных программ. Предусматривается разработать и внедрить среднесрочные стабильные нормативы. Межбюджетные взаимоотношения потребуют усовершенствования методики расчета субвенций из республиканского бюджета в местные бюджеты и изъятий из местных бюджетов в республиканский бюджет. Правительство нацелено на продолжение этого процесса, что потребует дальнейшего совершенствования Закона Республики Казахстан “О бюджетной системе”.

Содержание

Введение.
Глава 1. Экономическое содержание бюджетной системы.
Глава 2. Доходы бюджета.
2.1. Состав и функционирование.
2.2. Роль налогов в формировании бюджета.
Глава 3. Долги и дефицит бюджета.
Глава 4. Состояние бюджетной системы РК на сегодняшний день.
Заключение.
Список литературы.

Работа содержит 1 файл

Бюджетно-налоговая политика РК.doc

— 162.50 Кб (Скачать)

       D М + D Д = (Р + п ´ Д) - Н.

    Это  уравнение  показывает, что  бюджетный  дефицит  должен  погашаться  одним  из  двух  способов: за  счёт  увеличения  денежной  массы  или  же  за  счёт  увеличения  правительственного  долга.

    Увеличение  денежной  массы  влечёт  за  собой   инфляцию. А  что  по  отношению  к  долгу? Здесь  всё  несколько  сложнее. На  первый  взгляд, если  правительство  берёт  средства  не  у  Центрального  банка, а, к  примеру, у  населения, его  задолженность  растёт, однако  объём  денежной  массы  в  стране  остаётся  прежним. Получается, что  погашение  дефицита  за  счёт  увеличения  долга  не  вызывает  роста  денежной  массы  и, следовательно, не  влияет  на  инфляцию. Однако  позже  этот  новый  долг  выливается  в  ещё  больший  рост  правительственных  расходов, поскольку  увеличивается  сумма  будущих  выплат  по  процентам. Таким  образом, долги, сделанные  сегодня, приводят  к  увеличению  бюджетного  дефицита  в  будущем.

    В  будущем  увеличившийся   таким  образом  объем   выплат  по  процентам  вполне  может  привести  к  инфляции. Бюджетный  дефицит  снова  возрастёт, и  правительству  придётся  либо  вновь  брать  в  долг, либо  повышать  налоги, либо  сокращать  расходы. Если  оно  не  прибегнет  ни  к  одной  из  этих  мер, то  в  скором  будущем  ему  придётся  пойти  на  увеличение  денежной  массы.

    Можно  предположить.  что  правительство  прибегает   всё  к  новым  и   новым  кредитам, чтобы  не  приходилось  увеличивать  денежную  массу, повышать  налоги  или  сокращать  расходы. Но  если  правительство  попытается  занять  один  раз  для  того, чтобы  выплатить  более  высокие  проценты, затем — другой, чтобы  выплатить  уже  более  высокие  проценты, затем  ещё  и  ещё, его  долг  начнёт  расти, как  снежный  ком. В  конце  концов  кредиторы  поймут, что, если  они  и  дальше  будут  финансировать  это  правительство, им  никогда  не  увидеть  своих  денег. Правительство  может  сделать  попытку  взять  в  долг  ещё  раз, однако  ни  один  кредитор  уже  не  станет  приобретать  его  новые  долговые  обязательства. Значит  это  правительство  потеряло  свою  кредитоспособность. На  этом  этапе  руководству  государства  для  финансирования  бюджетного  дефицита  придётся  либо  немедленно  повышать  налоги, либо  сокращать  расходы, либо  печатать новые деньги.

    Компетентное  правительство   никогда  не  теряет  своей   кредитоспособности. Такое  правительство  не  допустит  чрезмерного  роста  бюджетного  дефицита, разумно  регулируя  уровень  расходов  и  налогообложения. Задолженность  при  этом  остаётся  на  приемлемом  уровне, и, кроме  того, правительству  не  приходится  занимать  у  Центрального  банка  такое  количество  денег, при  котором  инфляция  выходит  из-под  контроля.

Так  что  же  это  — D Д? И кто кредиторы правительства? Правительство  может  занимать  средства  как  внутри  страны, так  и  за  её  пределами. Внутри  страны  есть  три  основных  возможных  кредитора: население, банки  и  предприятия. Основная  форма  государственных  займов — продажа  казначейских  векселей  и  казначейских  облигаций. Казначейский  вексель  являет  собой  долговое  обязательство  правительства, которое  выдаётся  на  срок  до  одного  года. Казначейская  облигация — долговое  обязательство  правительства  сроком  более  одного  года.

Редкое  правительство  не  испытывает  трудностей, пытаясь  удержать  под  контролем  свой  бюджетный  дефицит. Потребности  общества  постоянно  растут, оно  требует  всё  новых  и  новых  расходов — на  выплату  пенсий,  пособий  по  безработице, финансирование  оборонных  мероприятий, выделение  субсидий  сельскому  хозяйству, осуществление  капиталовложений, погашение  процентов  по  задолженности, и  политики  в  погоне  за  голосами  избирателей. Однако  если  правительство  будет  максимально  удовлетворять  эти  требования, оно  рискует  оказаться  в  опасной  ситуации. Это  приведёт  либо  к  высокой  инфляции, либо  к  стремительному  росту  правительственного  долга, либо  к  необходимости  повышения  налогов. Главная  задача  заключается  в  том, чтобы  удерживать  государственные  расходы  в  разумных  рамках  и  в  тоже  время   обеспечивать  необходимые  налоговые  поступления  в  бюджет, не  перегружая  при  этом  экономику.

    В  государственной   экономике  существует  пять  основных  статей  правительственных  расходов. Во-первых, выплата  заработной  платы  государственным  служащим. Во-вторых, оплата  всевозможных  товаров  и  услуг. В-третьих, выдача  денежных  пособий  и  дотаций  различным  слоям  населения, а  также  выдача  субсидий  предприятиям. В-четвёртых, погашение  процентов  по государственному  долгу. В-пятых, инвестиционные  расходы  на  государственные  проекты.

    В  последнее  время   общество  стало  предъявлять   всё  более  высокие  требования, особенно  в  том, что   касается  обеспечения дохода  престарелым, нетрудоспособным  и  безработным  людям. Многие  правительства, расходующие  более  50%   ВВП, пребывают  сегодня  в  глубоком  кризисе. И  для  оплаты  своих  счетов  им  приходится  идти  на  чрезвычайную  меру — существенное  повышение  налогов, что  оказывает  резко  отрицательное  влияние  на  предпринимательскую  активность.

     Так   как  основным  доходом  правительства   являются  налоги, я  хотела  бы  немного  сказать  о   них. Существуют  два  основных  вида  налогов: прямые  и  косвенные. Прямые  налоги  взимаются  с  непосредственного  дохода. Косвенным  же  облагаются  товары  и  услуги. В  свою  очередь  эти  два  вида  налогов  делятся  ещё  на  два  основных  типа. К  прямым  налогам  относятся  налог  на  прибыль  и  подоходный  налог, которые  взимаются  в  виде  определённого  процента  с  доходов  населения  и  прибыли  предприятий. Самые  распространённые  типы  косвенных  налогов — это  налоги  на  продукцию  внутреннего  производства  и  на  внешнюю  торговлю.

 

 

Глава 4. Состояние государственного бюджета  на сегодняшний день.

    В настоящее время аудит и контроль за исполнением республиканского бюджета осуществляется Счетным комитетом, который был образован в 1996 году в соответствии с Конституцией Республики Казахстан как государственный орган по контролю за исполнением республиканского бюджета, непосредственно подчиненный и подотчетный Президенту Республики Казахстан, что вполне соответствует общепринятой мировой практике.

Основными задачами и  функциями Счетного комитета являются:

  1. контроль за исполнением законов Республики Казахстан и иных нормативных правовых актов по исполнению республиканского бюджета;
  2. выполнение поручений Главы государства по вопросам, связанным с исполнением республиканского бюджета;
  3. контроль за полнотой поступления средств в республиканский бюджет и законностью их использования;
  4. контроль за целевым использованием средств республиканского бюджета, выделяемых на выполнение государственных программ, программ Правительства и финансирование государственных потребностей;
  5. представление на утверждение Парламенту Республики Казахстан отчета об исполнении республиканского бюджета.

Создание этого государственного органа позволило вести целенаправленную борьбу с попытками коррумпированной части государственных служащих и приближенных к ним коммерческих структур использовать средства республиканского бюджета в качестве одного из источников первоначального и дальнейшего накопления частного капитала.

Другим постоянно действующим  фактором обоснования необходимости функционирования государственного органа, контролирующего исполнение бюджета, является гарантия обеспечения права налогоплательщиков на получение достоверной и своевременной информации о фактическом использовании поступивших от них в бюджет средств.

Это положение реализуется  путем проведения открытых заседаний  Счетного комитета по итогам проведенных  контрольных мероприятий и аудита с приглашением представителей средств  массовой информации, а также последующих  гласных рассмотрений отчетов Счетного комитета об исполнении республиканских бюджетов на заседаниях комитетов Мажилиса, Сената, Парламента Республики Казахстан.

 

Контроль исполнения бюджета, как показывает анализ отечественного и зарубежного опыта, включает три  составляющие: парламентский, административный контроль и контроль со стороны Счетного комитета (палаты).

  1. Парламентский контроль (или контроль представительной власти) осуществляется в зарубежных странах через посредство парламентских комитетов. Определяется список документов, которые должны представляться парламентариям для проведения контроля и анализа, это опубликованные материалы об исполнении бюджета, ежемесячные информации казначейства, квартальные отчеты о разрешенных расходах, ежемесячные данные об изменении суммы государственного долга и доходах бюджета, ежегодные доклады, представляемые органами исполнительной власти.

Парламентский контроль осуществляется в ходе обсуждения и  принятия акта об исполнении бюджета  на основании указанных документов, а также доклада Счетного комитета (палаты), общей декларации о соответствии центральных счетов органов учета и отчетности министерств, исполнявших бюджет.

  1. Административный контроль (или контроль со стороны исполнительной власти) ведется по иерархической структуре системы учета, когда бухгалтеры более высокого уровня контролируют более низкий уровень, а сами в конечном счете подчиняются главному казначею. В ряде зарубежных стран действует Генеральная инспекция финансов, которая представляет собой своего рода корпорацию финансовых инспекторов контролеров, связанную с кабинетом министра финансов (бюджета), но не входящую ни в одно из управлений этого министерства. Финансовые контролеры вправе проверять состояние учета во всех звеньях государственных финансов, то есть любого учреждения, а также частных организаций и предприятий, деятельность которых затрагивает интересы казначейства.

В соответствии с Законом  Республики Казахстан “О бюджетной  системе” контроль за использованием бюджетных средств в соответствии с казначейскими разрешениями государственными учреждениями, финансируемыми из республиканского бюджета, осуществляется Министерством финансов Республики Казахстан и его территориальными подразделениями, которое определяет также порядок и периодичность проведения ревизий и проверок использования средств республиканского и местных бюджетов, а также местными представительными органами. Участие Счетного комитета в определении указанных “порядка и периодичности” не предусмотрено, что вряд ли можно признать обоснованным.

  1. В зарубежной практике высшие государственные аудиторские и контрольные учреждения играют главную, а в ряде стран судебную роль в контроле и проверке правительственных счетов и операций, а также в содействии развитию надежного управления государственными финансами.

Существуют не только организационные, но и методические проблемы контроля за исполнением республиканского и местных бюджетов, которые осложняются еще и тем, что до сих пор государственные учреждения и предприятия, как и институты частного права, полностью не перешли на международные стандарты учета и отчетности. Эти обстоятельства сдерживают использование накопленной методической базы, общепринятой в международной финансовой практике. Вместе с тем необходимо критически оценивать зарубежный опыт и не следует слепо его копировать, это по меньшей мере нерационально. В Казахстане пока нет ни устоявшегося финансового и бюджетного законодательства, соответствующей правовой и финансовой культуры подавляющего числа хозяйствующих субъектов и граждан. К тому же существующие методические разработки других контрольно-ревизионных органов не могут быть полностью восприняты Счетным комитетом в силу особой специфики его задач и функций. Поэтому вопрос о разработке адекватных методик и стандартов проведения Счетным комитетом аналитических работ, проверок и контрольных мероприятий стоит очень остро, и он должен быть решен в ближайшее время, в том числе через нормы соответствующего закона, на основе международной практики, опыта государств участников СНГ.

В таких условиях приоритеты в работе Счетного комитета совершенно иные, важнейшими из которых являются обязывание всех пользователей средств республиканского бюджета финансовой культуры, поиск изъянов в действующих нормативных правовых актах, через которые утекают государственные ресурсы. В последнем заключается особый смысл реализации критерия законности. Счетный комитет в силу своего статуса может реализовать это с наибольшей эффективностью. Дело в том, что другие контрольные органы осуществляют проверки, аудит и контрольные мероприятия исключительно в рамках действующих нормативных правовых актов. Их интересует уставная и противоуставная деятельность, а неуставная, которая и осуществляется в законодательных “дырах”, остается за гранью контроля, что должно быть исключено. Более того, участие Счетного комитета в определении порядка и периодичности проведения контрольных мероприятий и проверок использования средств республиканского бюджета в действующих нормативных правовых актах не предусмотрено, что вряд ли можно признать обоснованным.

Следует отметить, что  ни в практике налогово-бюджетной  деятельности, ни в научно-теоретических  исследованиях вопросы экспертизы и анализа республиканского бюджета, в т.ч. и аудита и контроля его  исполнения, цельного, комплексного решения  не получили. Имеется достаточно обширная практика проведения на предприятиях и в учреждениях экономического и финансового анализа. Но разработанного и обоснованного механизма аудита, экспертизы, анализа и контроля исполнения республиканского и местных бюджетов, методик, стандартов их проведения пока нет.

Информация о работе Бюджетно-налоговая политика Республики Казахстан