Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2013 в 08:26, контрольная работа

Описание работы

Вообще бюджет - это центральный институт финансового права, так как именно в форме бюджетов различных уровней происходит аккумуляция, распределение и использование основной массы государственных муниципальных денежных средств. В материальном смысле бюджет-это централизованный денежный фонд, формируемый Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями для осуществления функций этих государственных и муниципальных образований. Такое понимание бюджета является обыденным и имеется в виду в случаях, когда говорят о средствах бюджета, финансирования из бюджета и т.п.

Работа содержит 1 файл

Бюджетное утсройство РФ.docx

— 63.97 Кб (Скачать)

 

Закрепление доходов за бюджетами  различных уровней осуществляется бюджетным и налоговым законодательством.

 

Вышестоящие бюджеты обладают правом передавать свои закрепленные доходы в бюджеты нижестоящего территориального уровня в целях обеспечения гарантированного уровня их доходной части.

 

Регулирующие доходы - это  доходы, которые в целях сбалансированности доходов и расходов в виде процентных отчислений от налогов или других платежей поступают в нижестоящие  бюджеты на основе решений вышестоящих  органов государственной или  местной власти, принимаемых при  утверждении ими своих бюджетов. Другими словами, регулирующие доходы - это те, которые распределяются ежегодно в отличие от закрепленных, фиксируемых на более длительный срок.

 

Зачем нужны регулирующие доходы? Дело в том, что социально-экономическое  развитие разных сфер народного хозяйства  происходит достаточно неравномерно, так, что суммы, получаемые из одного и того же источника дохода, могут  год от года существенно отличаться. Поэтому закрепление абсолютно  всех источников доходов за определенными  бюджетами вызвало бы диспропорции, несбалансированность бюджетов различных  уровней. Регулирующие источники доходов  позволяют избежать негативных последствий.

 

Представительные органы власти территорий вышестоящего уровня утверждают перечень регулирующих источников доходов. Само же распределение доходов  от этих источников происходит в форме  утверждения нормативов отчисления от этих доходов.

 

Кроме того, бюджетное регулирование  возможно в форме закрепления  за бюджетами нижестоящего уровня регулирующих источников доходов на долговременной основе (не менее чем на пять лет).

 

Если распределение регулирующих источников доходов не привело к  сбалансированности бюджета, то применяются  такие формы бюджетного регулирования, как дотации и субвенции, а  также бюджетные ссуды.

 

Дотация - это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего уровня. Выделение дотаций осуществляется на безвозмездной и безвозвратной  основе, а их использование не имеет  целевого назначения.

 

Субвенция - это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего субъекта РФ или муниципального образования.

 

Бюджетные ссуды - это денежная сумма, предоставляемая в тех  же случаях, что и дотации и  субвенции, однако на возвратной, а  иногда и на возмездной основе. Ссуда  может предоставляться из бюджета  любого уровня бюджету любого уровня, причем не на стадии формирования бюджета, а на стадий его исполнения.

 

Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на две части: бюджет развития и бюджет текущих расходов.

 

В бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и  другие затраты, связанные с расширенным  воспроизводством: капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ и т.п.

 

В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы: на содержание и ремонт жилищно-коммунального  хозяйства, учреждений здравоохранения, образования и т.п.

Практическое значение этой классификации заключается в  следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов.

 

При составлении бюджета  любого уровня важное внимание уделяется  требованию сбалансированности бюджета. Как отмечается в законе, сбалансированность бюджетов всех уровней является необходимым  условием бюджетно-финансовой политики.

 

Превышение расходной  части над доходной составляет дефицит бюджета. Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляционные процессы. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением. Даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют дефицитные бюджеты. В целях сбалансированности бюджета представительные органы, утверждающие бюджет, могут устанавливать предельные размеры дефицита бюджета. Уже одно это является средством борьбы с бюджетным дефицитом, так как будучи утвержденным чаще всего еще до окончательного утверждения бюджета, предельные размеры дефицита препятствуют принятию бюджета с существенным дефицитом.

 

Покрытие дефицита бюджета  осуществляется за счет выпуска - государственных  займов или использования кредитных  ресурсов. Государственные казначейские обязательства являются одним из таких средств. Средства, полученные подобным образом, включаются в государственный  долг и подлежат возврату, чаще всего  на возмездной основе. Поэтому использование  таких источников из года в год  представляется достаточно бессмысленным.

 

В том случае, если происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений  доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов. Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов (на 5%, 10%, 15% и т.д.) ежемесячно по всем статьям бюджета, кроме защищенных, в течение оставшегося времени  текущего финансового года. Состав защищенных статей определяется соответствующим  представительным органом при принятии бюджета.

 

Решения органов исполнительной власти, влияющие на уменьшение доходной части бюджета, подлежат утверждению  соответствующим представительным органом, если размер изменений приводит к увеличению установленного предельного  уровня дефицита бюджета.

 

Денежные средства, поступающие  в государственный бюджет, не имеют  целевого назначения, не закреплены за конкретными видами расходов. Поэтому  некоторые программы (чаще входящие в бюджет развития) не получают достаточного финансового обеспечения. Для финансирования отдельных расходов создаются целевые  государственные фонды. Главной  отличительной чертой этих фондов является то, что денежные средства, поступающие  на отдельные индивидуальные счета  фондов, не могут идти ни на какие  другие цели, кроме определенных в положении о конкретном фонде. Эти средства изъятию не подлежат. Существование целевых фондов позволяет более успешно осуществлять фискальную функцию государства. Дело в том, что лицо с гораздо меньшим нежеланием отдает свои деньги, если знает, что они будут использованы на вполне конкретные, определенные, социально полезные цели. Источники средств целевых фондов определяются в том же положении о конкретном фонде. Основная масса денежных средств фонда образуется с помощью обязательных платежей физических и юридических лиц, хотя не исключены и добровольные пожертвования.

Список литературы

  1. «Современная бюджетная система России» Автор: Н.И. Куликов, Л.Н. Чайникова, Е.Ю. Бабенко.(с.40) 2007 г.
  2. «Бюджет и бюджетная система Российской Федерации» Автор: Александров И. М. 2007 г.
  3. «Бюджетная система РФ» Автор: Ханчук Н.Н. 2005 г.
  4. Конституция РФ
  5. Налоговый кодекс РФ

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ