Бюджетное устройство и бюджетная система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 22:56, реферат

Описание работы

Федеральный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….…..…...3
1. Бюджетное устройство и бюджетная система…………………………..………...4
2. Понятие и сущность бюджетной системы в федеративных и унитарных государствах, понятие бюджетного устройства……………………….………….…5
3. Бюджетная система РФ, её структура и принципы построения…….….………..8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….………16
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………….17

Работа содержит 1 файл

РЕФЕРАТ БЮД.УСТР.docx

— 31.28 Кб (Скачать)

Принцип разграничения доходов, расходов и  источников финансирования дефицитов  бюджетов между бюджетами бюджетной  системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с  законодательством Российской Федерации  доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами  бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Самостоятельность бюджетов. Реализуется через констатацию  прав органов власти всех уровней  на основе положений БК РФ самостоятельно определять направления расходования средств соответствующих бюджетов.

Принцип самостоятельности  бюджетов провозглашает:

 

  • право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;
  • самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;
  • устанавливать в соответствии с законодательством РФ о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы РФ;
  • самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);
  • недопустимость установления расходных обязательств за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета;
  • предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;
  • недопустимость компенсации за счет бюджетов других уровней бюджетной системы потерь в доходах и дополнительных расходов, возникших в ходе исполнения бюджетов;
  • недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов;

 Принцип  полноты отражения доходов и  расходов - все расходы и доходы  бюджетов государственных и внебюджетных  фондов, определенные налоговым  и бюджетным законодательством,  подлежат отражению в самих  бюджетах и бюджетах государственных  внебюджетных фондов в обязательном  порядке и в полном объеме. Согласно этому принципу бюджетная  система должна быть всеобъемлющей,  объединяющей все деньги государства  или муниципалитетов. В то же  время деньги государства, закрепленные  за Центральным Банком РФ, не  входят в бюджетную систему  государства. Налоговые кредиты,  отсрочки и рассрочки по уплате  налогов и иных обязательных  платежей полностью учитываются  отдельно по доходам и расходам  бюджетов, внебюджетных фондов, уплате  налогов и иных платежей в  пределах текущего года.

Принцип сбалансированности бюджета - соответствие расходов суммарному объему доходов  с учетом поступлений из источников финансирования его дефицита. При  составлении, рассмотрении, утверждении  и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости  минимизации размера дефицита бюджета.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов - означает обязательное покрытие всех расходов бюджета общей суммой доходов  и поступлений из источников финансирования его дефицита.

Принцип результативности и эффективности  использования бюджетных средств  предполагает необходимость соблюдения требования обязательного достижения заданных результатов при минимальных  затратах в процессе составления  и исполнения бюджетов.

Принцип гласности - обязательное опубликование  в открытой печати всех сведений об утвержденных бюджетах и государственных  внебюджетных фондах, полноту представления  информации о ходе исполнения или  изменений бюджетов, а также обязательную открытость процедур рассмотрения и  принятия решений по проектам бюджетов и внебюджетных фондов.

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов  и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера  бюджетных средств означает, что  бюджетные средства выделяются в  распоряжение их конкретных получателей  с обозначением направления финансирования конкретных целей.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных  средств вправе получать бюджетные  ассигнования и лимиты бюджетных  обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных  средств не вправе распределять бюджетные  ассигнования и лимиты бюджетных  обязательств распорядителям и получателям  бюджетных средств, не включенным в  перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств. Распорядитель и получатель бюджетных  средств могут быть включены в  перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств  только одного главного распорядителя  бюджетных средств.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление  всех кассовых выплат с единого счета  бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми  актами органов государственной  власти Российской Федерации, органов  государственной власти субъектов  Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством  Российской Федерации.

Следует обратить внимание, что из всех перечисленных  принципов только принципы единства, самостоятельности и разграничения  доходов и расходов между уровнями бюджетной системы можно отнести  собственно к принципам построения системы. Однако именно они определяют бюджетную систему как единое целое. Остальные принципы, при всей их важности, больше определяют функционирование бюджета. Особую роль в современных  условиях играет принцип единства в  бюджетной системе.

 

 Заключение

Бюджет - основной финансовый рычаг, с помощью  которого государство может эффективно воздействовать на все социально - экономические  процессы в обществе. Перед государством в настоящее время стоит задача оздоровления финансовой системы и  повышения эффективности ее функционирования. Решение данной задачи невозможно без  наведения порядка в бюджетной  системе.

Совершенствование бюджетного устройства способно оказать  значительное положительное воздействие  на функционирование всей рыночной системы.

Любая бюджетная  система (унитарная или федеративная) должна быть ориентирована на достижение следующих глобальных целей: экономическая  эффективность, политическая стабильность, господство закона и укрепление единства государства. Чем больше государство, чем разнообразнее условия (экономические, культурные, национальные и т.д.), тем  актуальнее задача сбалансирования  бюджетных интересов центра и  территорий.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Конституция РФ;
  2. Экономико-правовые проблемы совершенствования бюджетной системы Российской Федерации - №13(399), 2010
  3. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М., Финансы и статистика, 1995
  4. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. А. Дробозиной - М., Финансы, ЮНИТИ, 1997
  5. Государственный бюджет: Учебное пособие. Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 1995
  6. Бюджетная политика и межбюджетные отношения в субъектах Российской Федерации /Под ред. А.С. Колесова - М.: Финансы, 2007.- 600 с.

Информация о работе Бюджетное устройство и бюджетная система РФ