Бюджетное планирование деятельности промышленного предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 19:52, реферат

Описание работы

Операционный бюджет фокусируется на моделировании будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период. Объектом рассмотрения операционного бюджета, следовательно, является финансовый цикл предприятия. Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционного цикла.

Работа содержит 1 файл

Бюджетное планирование деятельности промышленного предприятия Крас.doc

— 128.50 Кб (Скачать)

Бюджетное планирование деятельности промышленного предприятия 

     Сводный бюджет промышленной компании состоит  из трех бюджетов первого уровня — операционного, инвестиционного и финансового.

     Операционный  бюджет фокусируется на моделировании  будущих расходов и доходов от текущих операций за бюджетный период. Объектом рассмотрения операционного бюджета, следовательно, является финансовый цикл предприятия. Инвестиционный бюджет рассматривает вопросы обновления и выбытия капитальных активов (основных средств и вложений, долгосрочных финансовых вложений), что составляет основу инвестиционного цикла.

 
 
 
 

Рис. 1. Стадии бюджетного процесса

Таблица 1

ТЕХНОЛОГИЯ СОСТАВЛЕНИЯ  СВОДНОГО БЮДЖЕТА ПРОМЫШЛЕННОГО  ПРЕДПРИЯТИЯ

№ этапа Название этапа составления сводного бюджета Используемые  планово-аналитические инструменты  и методы планирования «Выходная»  форма (отчет)
Этап 1 Определение целевого объема продаж 1) Анализ взаимосвязи  «издержки-объем-прибыль» для определения: 

физического объема продаж

уровня цен 

динамики производственных и сбытовых затрат,

которые обеспечивали бы максимальный уровень чистого (маржинального) дохода по продукту

2) Оптимизация  структуры продаж с учетом  планируемых величин маржинального  дохода по отдельным продуктам  и существующих ограничений по производственным мощностям

Предварительный (первичный) вариант бюджета продаж
Этап 2 Определение плана  производства (товар-ного выпуска) и  целевого (конечного) уровня запасов  по номенклатуре выпуска 1) Оптимизационные  модели, используемые для расчета  наиболее обоснованного уровня текущих запасов готовой продукции (модель EPR и др.) — для предприятий, работающих на заказ

2) Расчет физического  объема и номенклатуры выпуска — для предприятий серийного и массового производства

Предварительный (первичный) вариант плана производства (товарного выпуска)
Этап 3 Определение объема валового выпуска Метод условных единиц (для поточного и массового  производства) Предварительный вариант плана валового выпуска
Этап 4 Определение потребности  в основных материалах 1) Метод технологического нормирования материальных затрат — для крупных и средних предприятий

2) Метод сравнительного  анализа счетов — для небольших предприятий

Смета расхода  материалов по основному производству
Этап 5 Определение прямых затрат труда Метод технологического нормирования трудозатрат, тарификация (тарифная сетка стоимости трудочаса основных производственных рабочих в соответствии с разрядностью работ) Первичный вариант  бюджета прямых трудозатрат
Этап 6 Определение потребности  во вспомогательных материалах. Определение общей потребности в материалах. 1)Методы нормирования  вспомогательных материалов в  зависимости от величины прямых  затрат и объема выпуска 

2) Сметное планирование  материальных затрат (в разрезе  отдельных подразделений)

Первичный вариант бюджета закупок
Этап 7 Расчет себестоимости  списания материалов в производство, калькуляция суммарных прямых затрат Методы:

средневзвешенный 

ФИФО 

ЛИФО 

на основе величины начальных запасов материалов и  производственной потребности

Первичные варианты бюджетов прямых материальных затрат, прямых затрат
Этап 8 Определение совокупной величины общепроизводственных расходов (ОПР) Методы нормирования общепроизводственных расходов в зависимости  от величины прямых затрат и объема выпуска (расчет плановой ставки начисления) Первичный вариант  бюджетов общепроизводственных расходов, производственных затрат
Этап 9 Расчет себестоимости  выпуска Метод условных единиц (при поточном и массовом производстве) Калькуляция себестоимости  выпуска
Этап 10 Расчет величины переменных коммерческих (сбытовых) расходов Методы нормирования переменных коммерческих (сбытовых) расходов в зависимости от объема продаж (расчет плановой ставки начисления) Первичный вариант  бюджета переменных коммерческих (сбытовых) расходов
Этап 11 Расчет величины постоянных расходов Методы сметного планирования в разрезе подразделений (планирование «от нулевой точки», планирование «от достигнутого уровня») Первичный вариант  бюджета постоянных расходов
Этап 12 Калькуляция себестоимости  реализации по видам продукции Метод средневзвешенной на основе начального уровня товарных остатков (запасов) и баланса отгрузки по видам продукции («начальные запасы + план выпуска — план отгрузки = целевые конечные запасы) Сметы полных переменных затрат по реализованной продукции (себестоимость реализации отдельных видов продукции)
Этап 13 Расчет конечных финансовых результатов На основе этапов 1,11 и 12 Первичный вариант  Отчета о прибылях и убытках (отчета о финансовых результатах)
Этап 14 Расчет инвестиционных потребностей 1) Сметное планирование  капитальных затрат 

2) Составление  долгосрочного «бюджета развития»  (инвестиционного бюджета)

Первичный вариант  инвестиционного бюджета
Этап 15 Расчет величины финансовых поступлений и расходов Составление плановых балансовых таблиц:

движения дебиторской  задолженности 

движения кредиторской задолженности 

прочих активных и пассивных расчетов

Первичный вариант  бюджета движения денежных средств
Этап 16 Составление прогнозного  баланса на конец бюджетного периода На основе фактического баланса на начало бюджетного периода и первичного проекта отчета о прибылях и убытках (этап 12)

первичного варианта инвестиционного бюджета (этап 13)

первичного варианта бюджета движения денежных средств (этап 14)

Первичный проект целевого баланса (на конец бюджетного периода)
Этап 17 Расчет величины первичного финансового дефицита Определение финансовых нормативов (коэффициентов) Первичный вариант  отчета об изменении финансового  состояния
Этап 18 Корректировка показателей сводного бюджета На основе финансовых нормативов (коэффициентов) Окончательные варианты:

операционного бюджета 

инвестиционного бюджета 

финансового бюджета

Окончательный вариант сводного бюджета на текущий  период

     Цель финансового  бюджета — планирование баланса денежных поступлений и расходов, а в более широком смысле — баланса оборотных средств и текущих обязательств для поддержания финансовой устойчивости предприятия в течение бюджетного периода.

     «Выходными» результатами бюджетного процесса являются плановые (бюджетные) формы (отчеты):

  • отчет о финансовых результатах (прибылях и убытках) — «выходная» форма операционного бюджета,
  • отчет о движении денежных средств и отчет о движении фондов — «выходные» формы финансового бюджета,
  • отчет об инвестициях — «выходная» форма инвестиционного бюджета,
  • баланс — интегральная «выходная» форма, объединяющая результаты всех трех основных бюджетов, составляющих сводный бюджет предприятия.

     Операционный  бюджет состоит из ряда бюджетов (или  подбюджетов) второго уровня:

  • бюджета продаж,
  • бюджета производства,
  • бюджета запасов готовой продукции (товарных остатков),
  • бюджета постоянных (общехозяйственных и общих коммерческих) расходов,
  • бюджета закупок.

     В свою очередь, некоторые бюджеты  второго уровня складываются из бюджетов третьего уровня, бюджеты третьего уровня могут распадаться на бюджеты четвертого уровня и т.д., в зависимости от масштабов и многообразия хозяйственных операций предприятия. Например, бюджет производственных затрат является бюджетом 3-го уровня и включается в бюджет производства, а бюджет прямых материальных затрат — бюджетом 4-го уровня, входящим в состав бюджета производственных затрат. Таким образом, для сводного бюджета промышленного предприятия характерна многоступенчатая иерархическая структура.

     Рассмотрим  Этап 11. Расчет величины постоянных расходов

     Постоянные  расходы состоят из двух агрегированных статей (подбюджетов) — общехозяйственных расходов и общих (постоянных) коммерческих расходов. Основой составления бюджета постоянных расходов является сметное планирование в разрезе подразделений (служб) предприятия, контролирующих соответствующие расходы. 

 

Таблица 2

ПРОЕКТ БЮДЖЕТА  ПЕРЕМЕННЫХ КОММЕРЧЕСКИХ РАСХОДОВ ЗАВОДА «КРАСНАЯ ПРЕСНЯ» на 1-й квартал 2010 г.

Статьи  ПКР База начисления Величина базы начисления Величина ставки начисления Величина расхода  ПКР в физическом выражении Стоимость 1 физ.ед. ПКР,

руб./ед.

Бюджет ПКР, руб.
(1) (2) (3) (4) (5) = (3) х (4) (6) (7) = (5) х (6)
1. Расходы  по хранению и отгрузке  
 

1.1. Материальные  затраты  

1.2. Фонд оплаты труда складских рабочих

2. Расходы по  упа-ковке и сортировке  

2.1. Материальные  затраты 

2.2. Фонд оплаты  труда цеха упаковки 

3. Транспортные  расходы  

3.1. Материальные  затраты 

3.2. Фонд оплаты  труда водителей 

4. Расходы на  прямую рекламу

Используемая площадь склада готовой продукции  

Физический объем  отгрузки  

Физический объем  отгрузки  

Физический объем  отгрузки  

Километраж рейсов  

Километраж рейсов  

Стоимостной объем  от-грузки(выручка от продаж)

600 кв.м.  
 
 

30  000 штук  
 

30  000 штук  
 

30  000 штук  
 

3  000 км.  

3  000 км.  

14  000  000 руб.

0,1 пог.метр/кв.м.  
 
 

0,1 нормочаса/  штука  
 

1 коробка/1 шт.  
 

0,2 нормочаса/ 

штука  

2 литра/км.  

----  

----

60 пог.метров  
 
 

3000 нормочасов  
 

30000 штук  
 

6000

нормочасов  

6000 литров  

----  

----

21  
 
 

15  
 

9,9  
 

12  
 

7,9  

7 руб./км 

0,04

46  260  
 
 

1  260  
 

45  000  
 

369  000  
 

297  000  

72  000  

68  400  
 

47  400  

21  000  

560  000

Всего (1+2+3+4)                043  660

 

Схема кредитования «Рассрочка»

Кредит предоставляет МКБ "МОСКОМПРИВАТБАНК" (ООО).

Условия получения кредита: 
• Наличие постоянной регистрации (прописки) в Москве или Московской области; 
• Возраст – от 21 до 60 лет; 
• Наличие постоянного места работы (по трудовой книжке) (min 6 мес.) 
• Наличие домашнего и рабочего телефона, или телефона близких родственников (родители, сестра, брат). Мобильный телефон ни в коем случае не рассматривается как средство связи с Покупателем.

Документы, необходимые для оформления кредита: 
• Паспорт  
• Водительское удостоверение (загранпаспорт, страховое свидетельство государственного Пенсионного фонда, ИНН) 
• Справка с места работы о доходах (возможно в свободной форме) + копия трудовой книжки, если сумма кредита превышает 28000 рублей ($1000 по курсу ЦБ на день оформления кредита)

Предоставляются 2 схемы кредитования. В обоих схемах:

• Покупатель не ограничен в числе товаров, приобретаемых в кредит; 
• При наличии необходимых документов сумма кредита может быть от 3000 до 225000 рублей (от $100 до $8000 по курсу ЦБ на день оформления кредита) 
• Кредит предоставляется без залога и поручителей. Срок кредита – от 3 до 12 месяцев (но не более  срока гарантийного обслуживания приобретаемого товара); Размер аванса – не менее 10% и не более 80% от стоимости товара. 
• Возможно досрочное погашение кредита. 
• Если дата окончания выпадает на субботу, воскресенье или праздничный день, то она переносится на предыдущий рабочий день.

1. Схема кредитования „Товары в кредит” (стандартная) 
Особенность этой схемы в том, что комиссия от суммы кредита (оплата обслуживания кредитной карты и счета) уплачивается единоразово в момент получения товара. Таким образом при получении товара Покупатель должен внести авансовый платеж в размере не менее 10% от  стоимости товара + 6% от суммы кредита.

Процентные ставки по программе "Товары в кредит" (стандартные)
Срок  кредита (месяцев) RUR 3 6 9 12
Первоначальный  взнос 10%
Процентная  ставка 19.89 22.51 23.40 23.77
Комиссия  от суммы кредита 6%

 

2. Схема кредитования «Рассрочка» 1,5+1,5 
Комиссия от суммы кредита (оплата обслуживания кредитной карты и счета) уплачивается ежемесячно в размере 1,5% от суммы кредита. Таким образом при получении товара Покупатель должен внести только авансовый платеж в размере не менее 10% от  стоимости товара.

Условия кредитования по программе "Рассрочка" 
с ежемесячной уплатой комиссии   схема 1,5 + 1,5
Срок  кредита (месяцев) RUR 3 6 9 12
Первоначальный  взнос 10%
Процентная  ставка 18%
Комиссия  от суммы кредита 1.5%

Действия покупателя, решившего оформить кредит:

1. Выбор понравившегося товара.  
2. Заполнить Анкету-Заявление.  Заявление-анкету следует заполнять особенно внимательно, написание слов (их сокращения) должно быть в точности как в документах. При заполнении адреса фактического проживания быть внимательным: товар будет доставлен именно по этому адресу! 
3. Отправить заполненную анкету и
копии документов по электронной почте (или факсом) банковским операторам.  
4. При желании можно заполнить анкету по телефону 000-00-00. Однако, это займет около 20-30 минут.  
5. Операторы внесут заполненную анкету в базу данных. Они свяжутся с Покупателем в течение часа, для уточнения (дополнения) указанных в анкете данных. 
6. Затем оператор посылает запрос в банк о возможности предоставления кредита. После получения ответа, оператор вновь свяжется с Покупателем  для окончательного оформления кредита (в течении дня). 
7. По получению подтверждения лимита кредита Покупатель оговаривает с оператором условия доставки.  
8. Покупатель может рассчитать наиболее приемлемые для себя суммы кредита и первоначального взноса воспользовавшись калькулятором.

Подписание кредитного договора и получение товара:

Окончательное подписание кредитного договора происходит в момент доставки Покупателю заказанного товара. 
• При получении товара необходимо личное присутствие человека на чье имя оформляется кредит. 
• При себе необходимо иметь: 
a. Подлинник паспорта + ксерокопии ВСЕХ ЗАПОЛНЕННЫХ страниц паспорта 
b. Подлинник 2-го документа, указанного в Заявлении-анкете + его ксерокопия 
c. Справка с места работы о занимаемой должности и доходах за последние 6 месяцев (в свободной форме)  или 2-НДФЛ  + копия трудовой книжки заверенная отделом кадров по месту работы.(для получения кредита свыше 1000 USD по курсу ЦБ) 
d. Сумму заранее оговоренного первоначального взноса. 
• Банковский экспедитор проверит правильность заполнения анкеты и затем передаст Покупателю на подпись пакет документов для банка. 
• После подписания документов по кредиту и получения первоначального взноса, Покупателю будет передан купленный им товар и пластиковая карта МКБ "Москомприватбанка". 
• Весь пакет документов на кредит остается у банковского экспедитора для передачи в банк на подпись.

Информация о работе Бюджетное планирование деятельности промышленного предприятия