Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:54, контрольная работа
Территориальная община - первичный субъект местного самоуправления.
Организационно-правовая основа местного самоуправления заключается, прежде всего, в том, что его органы являются юридическими лицами. В соответствии с Конституцией и законами Украины они наделяются собственными полномочиями, в пределах которых действуют самостоятельно и несут ответственность за свою деятельность в соответствии с законом.
1. Территориальная община - первичный субъект местного самоуправления. 2
2. Межбюджетные отношения и их влияние на местные финансы. 5
3. Конституция Украины о местном самоуправлении и местных финансах. 11
Использованная литература 21
Конституция Украины 1996 г. не устранила указанные недостатки, а это привело к тому, что вопрос о сущности местного самоуправления в Украине не решен до конца.
Статья 5 Конституции
Украины утверждает, что власть в Украине
осуществляется через органы государственной
власти и органы местного самоуправления,
то есть они признаются равноправными.
Но в ст. 6 Конституции говорится о действительное
осуществление органами государственной
власти Украины, а ст. 7 Основного Закона
только признает и гарантирует существование
местного самоуправления, что ставит власть
и самоуправления в заведомо неравное
положение. Конституция Украины посвящает
местному самоуправлению раздел XI (ст.
140-146).
Согласно ст. 140 Конституции основным элементом
местного самоуправления в Украине является
территориальная община.
"Местное самоуправление,
как указано в ч. 1 настоящей
статьи, является правом
В ч. ст. 140 Основного Закона
уже утверждается, что вопросы
местного значения решаются как непосредственно
обществом, так и через органы
самоуправления, то есть не самостоятельно
коллективом общины.
Органы местного самоуправления являются
самостоятельными в рамках полномочий,
определенных Конституцией (ст. 140) и законами
Украины. В то же время органы государственной
власти имеют право обеспечивать государственный
контроль за реализацией закрепленных
в законодательстве прав и свобод человека
и гражданина, а также их защиты.
Местное самоуправление интегрировано
в общую систему управления делами государства
и общества. Оно является формой самоорганизации
населения в виде территориальной общины
для решения своих задач, то есть формой
осуществления публичной власти, власти
народа, что должно быть в будущем. А пока
что основное бремя по осуществлению полномочий
местного самоуправления несут их органы,
наделенные многими правами и обязанностями
государственных органов, в частности
властными полномочиями, правом принимать
соответствующие решения, обязательные
для всех, и требовать их выполнения.
Таким образом, в Украине внедрена государственную концепция местного самоуправления, с остатками "советской" модели, что на практике означает непосредственное вмешательство в деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления исполнительной власти, в лице местных государственных администраций.
Закономерно, что на современном
этапе развития местного самоуправления
в Украине возникла насущная необходимость
проведения муниципальной реформы,
основными направлениями
- передача значительной
части полномочий органов
- решение основных
полномочий местного самоуправления территориальной
общиной, с нормативным закреплением их
в уставе граждан;
- принятие ряда законодательных
актов, которые бы укрепляли материально-финансовую
самостоятельность местного самоуправления,
в частности, "О коммунальной собственности
местного самоуправления", "О земельной
коммунальной собственности местного
самоуправления", "О местных налогах
и сборах";
- предусмотреть в соответствующих
нормативно-правовых актах строгой ответственности
председателей местных государственных
администраций за вмешательство в деятельность
органов и должностных лиц местного самоуправления.
Решение указанных проблем
позволит разработать и принять Верховной
Радой Украины новый Закон "О местном
самоуправлении в Украине", на основании
положений которого можно будет говорить
о переходе от государственной концепции
самоуправления в Украине к общественной.
Основополагающие гарантии местного самоуправления
заложена в Конституции Украины, другие
- в Законе Украины "О местном самоуправлении
в Украине".
Согласно ст. 145 Конституции Украины права местного самоуправления защищаются в судебном порядке. Защита прав местного самоуправления в ряде случаев предусматривается и отраслевым законодательством.
В частности, в суде
рассматриваются дела об административных
правонарушениях, ответственность за
которые наступает в случае невыполнения
решений органов самоуправления. Органы
местного самоуправления могут также
могут обратиться в суд с требованиями
о признании незаконными актов местных
органов исполнительной власти, других
органов местного самоуправления, предприятий,
учреждений и организаций, которые ограничивают
права территориальных общин, полномочия
органов и должностных лиц местного самоуправления.
В судебном порядке решаются имущественные
споры между органами местного самоуправления
(это прерогатива арбитражных судов).
Органы местного самоуправления
имеют право оспорить в суде отказ органа
государственной власти (в данном случае
Министерства юстиции или исполнительного
комитета вышестоящего совета) зарегистрировать
положение (устав) о местном самоуправлении.
Решения органов местного самоуправления
в соответствии со ст. 144 Конституции Украины
по мотивам их несоответствия Конституции
или законам Украины останавливаются
в установленном порядке, с одновременным
обращением в суд.
Гарантиям местного самоуправления в
Украине посвящены и раздел 6 Закона "О
местном самоуправлении в Украине"
(статьи 71-80). Так, в ст. 71 Закона определяется,
что территориальные общины, органы и
должностные лица местного самоуправления
самостоятельно реализуют предоставленные
им полномочия. Вместе с тем органы исполнительной
власти и их должностные лица не имеют
права вмешиваться в законную деятельность
местного самоуправления, а также решать
вопросы, которые отнесены законом к полномочиям
органов и должностных лиц местного самоуправления.
В случае рассмотрения местной государственной
администрацией вопросов, затрагивающих
интересы местного самоуправления, она
должна уведомить об этом соответствующие
органы и должностных лиц местного самоуправления.
Важной гарантией местного самоуправления в Украине является подотчетность и подконтрольность местных администраций районным и областным советам в выполнении программы социально-экономического и культурного развития, районных, областных бюджетов, а также в части полномочий, делегированных им соответствующими районными, областными советами, и в выполнении решений советов по этим вопросам (ст. 118 Конституции, ч. 1 ст. 72 За-кона).
Гарантией местного самоуправления является, и право районных и областных советов проявлять недоверие председателю соответствующей местной администрации (ст. 118 Конституции, частей 2 и 3 ст. 72 Закона).
Наконец, гарантией местного самоуправления в Украине является обязательность актов и законных требований органов и должностных лиц местного самоуправления. В частности, акты совета, сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе совета, исполнительных комитетов указанных советов, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающих на соответствующей территории.
В свою очередь
местные органы исполнительной власти,
предприятия, учреждения и организации,
а также граждане несут установленную
Законом ответственность перед органами
местного самоуправления за причиненный
самоуправлению вред их действиями или
бездействием, а также в результате невыполнения
решений органов и должностных лиц местного
самоуправления, принятых в пределах предоставленных
им полномочий.
По требованию соответствующих органов
и лиц местного самоуправления руководители
расположенных или зарегистрированных
на соответствующей территории предприятий,
учреждений и организаций независимо
от форм собственности обязаны прибыть
на заседания этих органов для представления
информации по вопросам, отнесенным к
ведению совета и его органов, ответы на
запросы депутатов.
Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" предусматривает, что органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за свою деятельность перед:
- территориальной общиной;
- государством;
- юридическими и физическими
лицами (ст. 74 Закона).
Основания, виды и порядок ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления определяются Конституцией и законами Украины.
Органы и должностные лица местного самоуправления подотчетные, подконтрольные перед соответствующими территориальными общинами.
Территориальная община в любое время может досрочно прекратить полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления, если они нарушают Конституцию или законы Украины; ограничивают права и свободы граждан; не осуществляют предоставленных им законом полномочий.
Закон Украины "О местном
самоуправлении в Украине" определяет
порядок и основания досрочного прекращения
полномочий:
- советов (ст. 78);
- сельского, поселкового, городского председателя,
председателя районной в городе, районного,
областного совета (ст. 79).
Закон предусматривает
и основания досрочного прекращения полномочий
органов самоорганизации населения.
Согласно ст. 80 Закона полномочия
этих органов приостанавливаются в случае:
1) невыполнение решений сельского, поселкового,
городского, ра-ионной в городе совета,
его исполнительного комитета, общих сборов
граждан или невыполнение своих полномочий;
2) их самороспуска.
Решение о досрочном
прекращении полномочий органа самоорганизации
населения принимается общим сбором граждан,
вошедших в данный орган, или соответствующим
советом.
Использованная
литература:
1. Конституция Украины. - К., 1996.
2. Базидевич В.Д., Баластрик Л.А. Государственные
финансы. - К., 2002.
3. Финансы: Учебное пособие / Под ред. Родионовой
В.М. - М., 2000.
4. Финансы Украины. Научно-теоретический
журнал Министерства финансов Украины.
- 2002-2004 гг.
5. Юрий С.И., Бескид Й.М. Государственный
бюджет Украины. Учебное пособие. - Тернополь,
1998.