Бюджетная система

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Марта 2013 в 02:54, контрольная работа

Описание работы

Территориальная община - первичный субъект местного самоуправления.
Организационно-правовая основа местного самоуправления заключается, прежде всего, в том, что его органы являются юридическими лицами. В соответствии с Конституцией и законами Украины они наделяются собственными полномочиями, в пределах которых действуют самостоятельно и несут ответственность за свою деятельность в соответствии с законом.

Содержание

1. Территориальная община - первичный субъект местного самоуправления. 2
2. Межбюджетные отношения и их влияние на местные финансы. 5
3. Конституция Украины о местном самоуправлении и местных финансах. 11
Использованная литература 21

Работа содержит 1 файл

бюджетная система 18 исправленно.docx

— 39.38 Кб (Скачать)

        Конституция Украины 1996 г. не устранила указанные недостатки, а это привело к тому, что вопрос о сущности местного самоуправления в Украине не решен до конца.

    Статья 5 Конституции Украины утверждает, что власть в Украине осуществляется через органы государственной власти и органы местного самоуправления, то есть они признаются  равноправными. Но в ст. 6 Конституции говорится о действительное осуществление органами государственной власти Украины, а ст. 7 Основного Закона только признает и гарантирует существование местного самоуправления, что ставит власть и самоуправления в заведомо неравное положение. Конституция Украины посвящает местному самоуправлению раздел XI (ст. 140-146). 
Согласно ст. 140 Конституции основным элементом местного самоуправления в Украине является территориальная община.

"Местное самоуправление, как указано в ч. 1 настоящей  статьи, является правом территориальной  общины - жителей села или добро-свободного  объединения в сельскую общину  жителей нескольких сел, поселка  и города - самостоятельно решать  вопросы местного значения в  пределах Конституции и законов  Украины".

В ч. ст. 140 Основного Закона уже утверждается, что вопросы  местного значения решаются как непосредственно  обществом, так и через органы самоуправления, то есть не самостоятельно коллективом общины. 
          Органы местного самоуправления являются самостоятельными в рамках полномочий, определенных Конституцией (ст. 140) и законами Украины. В то же время органы государственной власти имеют право обеспечивать государственный контроль за реализацией закрепленных в законодательстве прав и свобод человека и гражданина, а также их защиты. 
Местное самоуправление интегрировано в общую систему управления делами государства и общества. Оно является формой самоорганизации населения в виде территориальной общины для решения своих задач, то есть формой осуществления публичной власти, власти народа, что должно быть в будущем. А пока что основное бремя по осуществлению полномочий местного самоуправления несут их органы, наделенные многими правами и обязанностями государственных органов, в частности властными полномочиями, правом принимать соответствующие решения, обязательные для всех, и требовать их выполнения.

       Таким образом, в Украине внедрена государственную концепция местного самоуправления, с остатками "советской" модели, что на практике означает непосредственное вмешательство в деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления исполнительной власти, в лице местных государственных администраций.

Закономерно, что на современном  этапе развития местного самоуправления в Украине возникла насущная необходимость  проведения муниципальной реформы, основными направлениями которой  являются:

- передача значительной  части полномочий органов государственной исполнительной власти местному самоуправлению; 
     - решение основных полномочий местного самоуправления территориальной общиной, с нормативным закреплением их в уставе граждан; 
     - принятие ряда законодательных актов, которые бы укрепляли материально-финансовую самостоятельность местного самоуправления, в частности, "О коммунальной собственности местного самоуправления", "О земельной коммунальной собственности местного самоуправления", "О местных налогах и сборах"; 
     - предусмотреть в соответствующих нормативно-правовых актах строгой ответственности председателей местных государственных администраций за вмешательство в деятельность органов и должностных лиц местного самоуправления.

    Решение указанных проблем позволит разработать и принять Верховной Радой Украины новый Закон "О местном самоуправлении в Украине", на основании положений которого можно будет говорить о переходе от государственной концепции самоуправления в Украине к общественной. 
Основополагающие гарантии местного самоуправления заложена в Конституции Украины, другие - в Законе Украины "О местном самоуправлении в Украине".

   Согласно ст. 145 Конституции Украины права местного самоуправления защищаются в судебном порядке. Защита прав местного самоуправления в ряде случаев предусматривается и отраслевым законодательством.

    В частности, в суде рассматриваются дела об административных правонарушениях, ответственность за которые наступает в случае невыполнения решений органов самоуправления. Органы местного самоуправления могут также могут  обратиться в суд с требованиями о признании незаконными актов местных органов исполнительной власти, других органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, которые ограничивают права территориальных общин, полномочия органов и должностных лиц местного самоуправления. 
В судебном порядке решаются имущественные споры между органами местного самоуправления (это прерогатива арбитражных судов).

 Органы местного самоуправления имеют право оспорить в суде отказ органа государственной власти (в данном случае Министерства юстиции или исполнительного комитета вышестоящего совета) зарегистрировать положение (устав) о местном самоуправлении. Решения органов местного самоуправления в соответствии со ст. 144 Конституции Украины по мотивам их несоответствия Конституции или законам Украины останавливаются в установленном порядке, с одновременным обращением в суд. 
          Гарантиям местного самоуправления в Украине посвящены и раздел 6 Закона "О местном самоуправлении в Украине" (статьи 71-80). Так, в ст. 71 Закона определяется, что территориальные общины, органы и должностные лица местного самоуправления самостоятельно реализуют предоставленные им полномочия. Вместе с тем органы исполнительной власти и их должностные лица не имеют права вмешиваться в законную деятельность местного самоуправления, а также решать вопросы, которые отнесены законом к полномочиям органов и должностных лиц местного самоуправления. В случае рассмотрения местной государственной администрацией вопросов, затрагивающих интересы местного самоуправления, она должна уведомить об этом соответствующие органы и должностных лиц местного самоуправления.

 Важной гарантией местного самоуправления в Украине является подотчетность и подконтрольность местных администраций районным и областным советам в выполнении программы социально-экономического и культурного развития, районных, областных бюджетов, а также в части полномочий, делегированных им соответствующими районными, областными советами, и в выполнении решений советов по этим вопросам (ст. 118 Конституции, ч. 1 ст. 72 За-кона).

Гарантией местного самоуправления является, и право районных и областных советов проявлять недоверие председателю соответствующей местной администрации (ст. 118 Конституции, частей 2 и 3 ст. 72 Закона).

   Наконец, гарантией местного самоуправления в Украине является обязательность актов и законных требований органов и должностных лиц местного самоуправления. В частности, акты совета, сельского, поселкового, городского головы, председателя районного в городе совета, исполнительных комитетов указанных советов, принятые в пределах предоставленных им полномочий, являются обязательными для исполнения всеми расположенными на соответствующей территории органами исполнительной власти, объединениями граждан, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами, а также гражданами, постоянно или временно проживающих на соответствующей территории.

     В свою очередь местные органы исполнительной власти, предприятия, учреждения и организации, а также граждане несут установленную Законом ответственность перед органами местного самоуправления за причиненный самоуправлению вред их действиями или бездействием, а также в результате невыполнения решений органов и должностных лиц местного самоуправления, принятых в пределах предоставленных им полномочий. 
По требованию соответствующих органов и лиц местного самоуправления руководители расположенных или зарегистрированных на соответствующей территории предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности обязаны прибыть на заседания этих органов для представления информации по вопросам, отнесенным к ведению совета и его органов, ответы на запросы депутатов.

     Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" предусматривает, что органы и должностные лица местного самоуправления несут ответственность за свою деятельность перед:

- территориальной общиной; 
     - государством; 
      - юридическими и физическими лицами (ст. 74 Закона).

    Основания, виды и порядок ответственности органов и должностных лиц местного самоуправления определяются Конституцией и законами Украины.

Органы и должностные лица местного самоуправления подотчетные, подконтрольные перед соответствующими территориальными общинами.

Территориальная община в  любое время может досрочно прекратить полномочия органов и должностных  лиц местного самоуправления, если они нарушают Конституцию или  законы Украины; ограничивают права  и свободы граждан; не осуществляют предоставленных им законом полномочий.

  Закон Украины "О местном самоуправлении в Украине" определяет порядок и основания досрочного прекращения полномочий: 
- советов (ст. 78); 
- сельского, поселкового, городского председателя, председателя районной в городе, районного, областного совета (ст. 79). 
         Закон предусматривает и основания досрочного прекращения полномочий органов самоорганизации населения. 
Согласно ст. 80 Закона полномочия этих органов приостанавливаются в случае: 
1) невыполнение решений сельского, поселкового, городского, ра-ионной в городе совета, его исполнительного комитета, общих сборов граждан или невыполнение своих полномочий;

2) их самороспуска. 
       Решение о досрочном прекращении полномочий органа самоорганизации населения принимается общим сбором граждан, вошедших в данный орган, или соответствующим советом.

 

 

 

 

 
Использованная  литература:

 
1. Конституция Украины. - К., 1996. 
2. Базидевич В.Д., Баластрик Л.А. Государственные финансы. - К., 2002. 
3. Финансы: Учебное пособие / Под ред. Родионовой В.М. - М., 2000. 
4. Финансы Украины. Научно-теоретический журнал Министерства финансов Украины. - 2002-2004 гг. 
5. Юрий С.И., Бескид Й.М. Государственный бюджет Украины. Учебное пособие. - Тернополь, 1998.


Информация о работе Бюджетная система