Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2011 в 11:28, доклад
Государственная финансовая система Великобритании включает три звена:
1) бюджетную систему;
2) внебюджетные специальные фонды;
3) финансы государственных предприятий.
Бюджетная система Великобритании схема 2
Государственная финансовая система Великобритании включает три звена:
1) бюджетную систему;
2) внебюджетные специальные фонды;
3) финансы государственных предприятий.
Бюджетная система, состоящая из двух уровней, включает государственный бюджет и бюджеты местных уровней. В период с 1973 по 1975 гг. в стране была проведена реформа местных органов власти, в результате которой вместо трехзвенной стала действовать в основном двухзвенная система управления местными органами власти (графства и округа). Произошли существенные изменения в структуре и функциях местных административных единиц. Так, территория Англии и Уэльса стала подразделяться на 53 графства, включающие 369 округов (вместо 1400 до реформы). Всего в стране 56 графств и 482 округа.
Свою систему управления имеет Лондон: в его состав входят особый район Сити (финансовый центр страны) и 32 муниципальных района. К ведению местных властей (графств и муниципалитетов) относится общественная безопасность.
В Великобритании насчитывается несколько десятков крупных внебюджетных специальных фондов:
фонд национального страхования;
пенсионные фонды государственных предприятий;
уравнительный валютный фонд (для поддержания курса фунта стерлингов);
фонд департамента гарантии экспортных кредитов;
фонд национальной корпорации по развитию научных исследований;
фонд главного казначея (министра финансов), создаваемый из остатков фондов министерств и ведомств с целью поддержки равновесия во всех фондах и др.
Из специальных фондов финансируется около 1/3 государственных расходов.
Важнейшее значение имеет Фонд национального страхования. Он создается за счет взносов работников, предпринимателей и государственных дотаций. Взносы на нужды социального страхования дифференцируются в зависимости от четырех классов:
первый класс — лица наемного труда и их работодатели (заработная плата до 54 фунтов стерлингов в неделю освобождена от уплаты взносов);
второй класс — «самозанятые», не наемные работники (фермеры, торговцы, лица свободных профессий, заработная плата которых составляет 5,35 фунтов стерлингов в неделю);
третий класс — взносы добровольно перечисляются неработающими гражданами или гражданами, которые не могут быть отнесены к первым двум классам;
четвертый класс — лица, уплачивающие взносы по второму классу, если их доход превышает определенную сумму, в размере 6,3% от дохода.
Положение пенсионеров в Великобритании значительно хуже, чем в других странах Западной Европы (Германии, Франции и др.). Размер пенсии одинокого мужчины составляет менее четвертой части среднего заработка промышленного рабочего.
В Великобритании имеются государственные предприятия, взаимодействующие с бюджетом:
государственные корпорации;
смешанные предприятия;
ведомственные предприятия.
Наибольшее развитие получили государственные корпорации, к которым относятся национализированные отрасли промышленности — угольная, электроэнергетическая, газовая, сталелитейная, а также железнодорожный транспорт, воздушные авиалинии, почтовое ведомство и др. Государственные корпорации находятся в ведении центрального правительства, поэтому их финансовые отношения осуществляются с государственным бюджетом. С местными бюджетами они связаны только по линии уплаты местных налогов. Деятельность государственных предприятий Великобритании отвечает стратегическим интересам государства и не всегда основывается на рыночных принципах, вследствие чего они, как правило, убыточны. Наряду с государственными корпорациями существует большое число предприятий общественного пользования, некогда созданных на местном уровне в сфере коммунального хозяйства.
Бюджетный процесс в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта. Он включает четыре стадии.
Проект государственного бюджета составляет казначейство. При обсуждении бюджета канцлер казначейства (министр финансов) дает оценку закончившегося финансового года, состояния платежного баланса, сообщает о перспективах развития страны, денежной политике, изменениях в налоговой политике в новом финансовом году.
Проект государственного бюджета рассматривается кабинетом министров;
Одобренный правительством проект бюджета поступает в парламент, сначала в Палату общин.
В начале сессии Палата общин создает два финансовых комитета:
1) комитет путей и средств изыскания доходов;
2) комитет снабжения.
В Палате общин бюджет утверждается голосованием по главам. В заключение выносится общее постановление, в котором указываются размеры ассигнований на соответствующие цели.
Утверждение бюджета
палатой лордов и подписание его
королевой имеет чисто
Кассовое исполнение бюджета возложено на банк Великобритании. Для получения отпущенных по бюджету средств расходные требования проходят через управление главного плательщика. Генеральный контролер-ревизор осуществляет не только предварительный и текущий, но и последующий контроль.
Заключительная стадия
бюджетного процесса — составление
отчета об исполнении бюджета и предоставление
его для утверждения в
Финансовая СИСТЕМА схема 1
Финансовой системой
называется совокупность взаимосвязанных
и взаимодействующих частей, звеньев
и элементов непосредственно участвующих
в финансовой деятельности и способствующих
её осуществлению. Финансовая система
оперирует разнообразными денежными средствами,
включающие все виды денежных агрегатов
– количество денег, безналичные формы
денег, ценные бумаги в виде акций, векселей,
опционов. Финансовая система состоит
из финансовых институтов и финансовых
инструментов, создающих необходимые
условия протекания финансовых процессов.
Финансовая система Великобритании состоит из четырех частей:
государственный бюджет
местные бюджеты
специальные внебюджетные фонды
финансовые государственных
предприятий.
Государственный бюджет страны состоит из двух частей:
консолидированного фонда, который включает текущие поступления средств и их расходование
национального фонда
займов, куда входят доходы и расходы
государства, связанные с движением
капитала.
Доходная часть
национального фонда займов
Доходы двух фондов в 1999 г . составили 328278 млн.ф.ст. и превысили сумму их расходов на 295 млн ф.ст., что и составило профицит государственного бюджета. Бюджет 2000г. был исполнен с самым большим в истории страны профицитом – 2,7% ВВП. Причиной профицита стало снижение затрат на пособия по безработице благодаря сокращению числа безработных (4,3% в 1999г. до3,7 в 2000г.).
Кроме того, в апреле 2000г. правительство провело среди телекоммуникационных компании аукцион на предоставление услуг мобильной связи третьего поколения, позволяющих владельцам мобильных телефонов получать видео- и интернет- услуги. Получение от продажи лицензий средства превысили планируемые в бюджет поступления в 7 раз и достигли 22,5 млрд. ф.ст., что более 2% ВВП страны. Изменения в основном коснулись налоговой системы, а также увеличения расходов на образование. Бюджетный год, в Великобритании начинается 1 апреля и заканчивается 31 марта.
Основная часть
расходов финансируется из консолидированного
фонда, который формируется
Кроме фонда национального страхования, в финансовую систему Великобритании входят пенсионные фонды государственных предприятий, уравнительный валютный фонд, фонды гарантий экспортных кредитов. Эти фонды создаются за счёт средств и дотаций предприятий и осуществляют расходы в соответствии со своим функциональным назначением.
Государственные предприятия Великобритании делятся на 3 вида: государственные корпорации, смешанные предприятия и ведомственные. Государственные корпорации в большинстве своём функционируют в национализированных отраслях промышленности. Деятельность государственных предприятий Великобритании отвечает стратегическим интересам государства и не всегда основывается на рыночных механизмах, вследствие чего они, как правило, убыточны.
Перед определением суммы финансовой помощи центральное правительство исходя из проекта центрального бюджета и прогноза макроэкономической ситуации устанавливает расходные нормативы для местных органов власти на планируемый год. Затем объект финансовой поддержки определяется как разница между суммой расходов бюджета муниципального пользования, рассчитанной на основе расходных нормативов, и суммой доходов местного бюджета от закреплённых за ним доходных источников.
Если центральное
правительство видит
Изменения и развитие финансовой система Великобритании
Значительные изменения в структуре и регулировании финансовых институтов Великобритании, произошедшие в 80-е годы, повлияли на систему банков, систему страхования, строительные общества, фондовую биржу, а также на рынок потребительских товаров. Некоторые раньше четко очерченные разграничения сфер деятельности стали более размытыми, например, если раньше кредиты на строительство дома были исключительной прерогативой строительных обществ, то теперь эти кредиты стали выдавать как банки, так и страховые компании.
Произошли два связанных с этим изменения: трансформация филиалов строительных обществ в фактические банки со своим собственным запасом наличности и расширение сфер деятельности всех трех типов организаций на рынок недвижимости. Строительные общества также участвуют в какой-то мере в услугах по капиталовложению, страховании и земельных услугах. Все коммерческие банки находятся под присмотром Банка Англии, который имеет право выпускать банкноты в Англии и Уэльсе. Банк Англии лицензирует банки, которые в основном работают с населением, инвестиционные, ипотечные и другие британские или иностранные банки. Разделительные линии в этом секторе/тоже стали менее различимы.
Увеличились притоки капитала, а также обмен валюты и торговля ценными бумагами, таким образом, в Лондоне представлено большое количество иностранных банков. Увеличившаяся конкуренция и развитие техники ускорило процесс обмена и торговли, фондовая биржа была реорганизована, и традиционная система брокеров и джобберов была отменена. В результате, образовался ряд компаний, которые стали промежуточным звеном между британскими и иностранными банками и бывшими брокерами и джобберами.
В конце 80-х подоспели и законы, регулирующие деятельность этих новых финансовых организаций. Пришлось даже создать новые контролирующие органы, которые следили за выполнением буквы закона в этой сфере деятельности. Рынки ценных бумаг состоят из Международной фондовой биржи, которая работает с зарегистрированными ценными бумагами и акциями (включая государственные ценные бумаги и опционы), Рынок незарегистрированных ценных бумаг, для более мелких компаний, и третий рынок, для небольших компаний, ценные бумаги которых не зарегистрированы.
Банк Англии активно
вмешивается на иностранные валютные
рынки, охраняя стабильность фунта.
Фунт стерлингов – одна из главных
валют мира, а Лондон является одним
из важнейших торговых центров мира. Сбережения
населения вкладываются в развитие экономики
через сеть финансовых организаций. Примерами
могут послужить страховые компании, пенсионные
и инвестиционные фонды. Другие организации
специализируются в отдельных областях
финансирования; таким образом, финансовые
организации обеспечивают деньги под
залог недвижимости. Есть еще компании,
которые финансируют лизинг оборудования
и средне- и долгосрочные рынки капитала,
которые также финансируют банки или фондовый
рынок.
Структура принципы построения финансовой системы Великобритании
В финансовой системе Великобритании выделяют 3 сферы: