Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2013 в 20:05, реферат
Первые сознательные шаги в оформлении территориальной финансовой системы империи были предприняты в начале XVIII века. Тот факт, что именно Петр I впервые обратил внимание на эффективность функционирования бюджетной системы, разумеется, неслучаен. Финансовые реформы стали частью масштабного преобразования государственного управления. Новая административная система строилась на принципах публичности.
Первые сознательные
шаги в оформлении территориальной
финансовой системы империи были
предприняты в начале XVIII века. Тот
факт, что именно Петр I впервые обратил
внимание на эффективность функционирования
бюджетной системы, разумеется, неслучаен.
Финансовые реформы стали частью
масштабного преобразования государственного
управления. Новая административная
система строилась на принципах
публичности. Частные службы сменялись
административным аппаратом, а царская
казна должна была стать государственной.
Кроме того, активная внешняя политика
и военные действия требовали
новых финансовых ресурсов, тогда
как прежняя система управления
финансами не обеспечивала государству
стабильных и постоянных источников
дохода, и главное — единства
и централизации бюджета. Одна из первых
реформ финансового управления была направлена
на обеспечение взаимодействия местных
и центральных органов, участвовавших
в сборе доходов и распределении расходов.
Областная реформа 1708 года разделила страну
на губернии, ставшие основными территориальными
единицами налогового и финансового управления.
Губернским властям поручалось взимание
налогов, осуществление расходов и передача
денежных средств центральным учреждениям.
Была ликвидирована ведомственная раздробленность
бюджета, ранее рассредоточенного между
сметами многочисленных приказов. Итогом
реформ финансового управления стало
создание новой бюджетной системы, основанной
на административно-
Описанный механизм
составления бюджета был
Контроль Коллегии иностранных дел над финансовой деятельностью властей гетманства являлся причиной бесконечных конфликтов. Возможно, отчасти поэтому казначейство гетманства было одним из первых ликвидированных Екатериной II учреждений при упразднении в 1781-1782 годах малороссийской автономии. На три губернии, образованные на территории бывшего гетманства, было распространено действие имперского законодательства, в том числе бюджетного, а управление было поручено территориальным органам имперского финансового ведомства. Как же действовал механизм составления бюджета империи? Единые для всех территориальных финансовых администраций правила предписывали присылать проекты губернских бюджетов — «росписаний» — на подпись генерал-прокурора. Одобренные генерал-прокурором «росписания» служили основным финансовым законом для губернских властей. Часть доходов, собиравшихся на местах, предназначалась на местные расходы, другая — поступала в статные и остаточные казначейства в Санкт-Петербурге и Москве, а также на военные расходы в Комиссариат и Адмиралтейство. Причем для каждой территориальной единицы (наместничества или губернии) была определена особая сумма «участия» в государственных расходах. По этой сумме, а также по ее соответствию поступавшим доходам можно судить о «дефицитности» или «доходности» территории.
Опубликованные А.Н. Куломзиным росписи на 1781-1796 годы дают представление о распределении средств, хотя и не проясняют принципы, на которых основывалось распределение. По росписи 1781 года, в кассовом отношении наибольшие суммы дохода поступали с Новгородского (973 719 руб.), Орловского (961904 руб.), Тамбовского (935 070 руб.) и Вологодского (1 148 531 руб.) наместничеств, Казанской (1 874 384 руб.), Тобольской (1 969 941 руб.) и Санкт-Петербургской (3 704 667 руб.) губерний; наименьшие — с Ревельской (59 778 руб.), Выборгской (82 290 руб.), Новороссийской (56 372 руб.) и Киевской (50 628 руб.) губерний. Отношение суммы доходов к сумме, перечислявшейся в центральные казначейства на общегосударственные расходы, не было одинаково для всех регионов. Конечно, самые богатые губернии приносили в общий бюджет наибольшие суммы: Санкт-Петербургская — 3 162 657 руб. (85% собираемого дохода), Тобольская — 1 240 502 руб. (62%), Казанская — 886 185 руб. (47%). Но, например, достаточно «состоятельная» Вологодская губерния перечисляла в центр лишь 21% собранных средств (243 346 руб.). Беднейшие губернии и наместничества вносили ограниченную часть полученных доходов. Так, Могилевское наместничество перечисляло 13% собранных средств (34 177 руб.); из казначейств Саратовского наместничества в Московское остаточное казначейство поступало лишь 3 711 руб. (из общей суммы полученного дохода в 196 343 руб.); Малороссийская губерния также ограничивалась переводом в Московское остаточное казначейство 3 582 руб. (из полученных 245920 руб. государственного дохода). Новороссийская губерния вообще не приносила ничего в государственный бюджет, так же как и Колывановоскресенская область, обладавшая не самым маленьким в государстве доходом (119 834 руб.). В следующем, 1782-м, году центральные казначейства не получили вовсе никаких средств из казначейств Могилевской, Полоцкой, Азовской, Новороссийской, Черниговской и Новгород-Северской губерний. Кроме того, в бюджет малороссийских губерний и Азовской губернии были перечислены средства из бюджетных остатков прошлых лет. В 1785 году не участвовали в общегосударственных расходах Выборгская и Ревельская губернии. Выборгская губерния не перечисляла никаких средств в центральные казначейства в 1788-1790 и 1792-1794 годах. Екатери- нославская губерния не участвовала в общегосударственных рас-ходах в 1788-1790 годах. До 1794 года не подавались сведения о доходах и расходах Таврической области. В 1795 году Екатерина II предоставила в распоряжение своего фаворита Платона Зубова (генерал-губернатора Екатеринославской и губернатора Таврической губерний) доходы Екатеринославской и Вознесенской губерний и Таврической области. Поэтому данные о доходах и расходах этих территорий в бюджет не включались. Последний случай, кстати, весьма примечателен: рационализация бюджета сочеталась все-таки с волюнтаризмом императрицы8. Учитывая несовершенство государственной бухгалтерии второй половины XVIII века, вероятно, не стоит полностью полагаться на приведенные в росписях цифры. Тем не менее благодаря территориальному принципу построения росписи и в то же время ее централизации эти цифры дают вполне отчетливое представление о распределении доходов и расходов в государстве. Отметим, что в организационном отношении принципы финансового управления были едины для всех губерний и областей, включая вновь присоединенные. Централизация предполагала практически полное единство кассовой, сметной и ревизионной систем, а также постепенное распространение на окраинах общегосударственной налоговой системы. В 1765 году подушная подать была введена в Слободской Украине, в 1773 году — в белорусских губерниях, присоединенных по разделу Польши, в 1783 году — на всей территории бывшего Малороссийского гетманства, в Белоруссии, Рижской, Ревельской и Выборгской губерниях9. С учреждением министерств в 1802 году функции составления бюджета были переданы Министерству финансов, а сбор сведений о доходах и расходах поручался отдельным ведомствам. Первоначально сведение бюджета в общую роспись осуществлялось Комитетом министров, затем — Комитетом финансов, а с 1810 года бюджет должен был утверждаться Департаментом экономии Государственного совета. Преобразования должны были, по идее их инициатора М.М. Сперанского, укрепить бюджетное единство. В государственной росписи вместо бюджетов губерний и наместничеств, как это было ранее, главными единицами для расчета доходов и расходов стали министерства и их территориальные органы. Таким образом, территориальное начало, преобладавшее в росписях екатерининского времени, уступило место ведомственному. Вплоть до бюджетной и кассовой реформ 1862 года министерства и ведомства являлись главными единицами в структуре финансового управления империи.
Между тем
с начала XIX века вследствие расширения
империи в бюджетной практике
возникает новое явление —
территориальные бюджеты
Финансовые реформы 60-х гг. 19 в. изменили финансовую, систему России, приспособили ее в определенной степени к развитию капитализма. В связи с проведением крестьянской реформы 1861 гос-во взяло на себя ее кредитование (см. Выкупная операция), за что получило значительный доход. С 1863 малодоходная для гос-ва подушная подать с мещан была заменена налогом с недвижимых гор. имуществ в 0,2% их ценности, с 1883 - до 0,3%. С 1867 в западных. губерниях, а с 1886 в великорусских и прибалтийских все поземельные оброки быв. гос. крестьян были преобразованы в выкупные платежи с увеличением их суммы на 2/3 и сроком выплаты в 44 г. В 1875 был установлен гос. поземельный налог, к-рым облагались все удобные земли и леса (кроме казенных) в зависимости от ценности земель (от 1/4 коп. с десятины в Архангельской и Олонецкой губ. до 17 коп. в Курской). Это был единственный налог, который платили со своих земель помещики-дворяне. Широкое развитие в пореформенной России косвенных налогов привело к тому, что к 80-м гг. роль подушной подати с крестьян в гос. доходах сильно упала. С 1882 началось постепенное сокращение и отмена подушной подати. Взимание ее во всех губерниях Европ. России было прекращено с 1887, в Сибири с 1899. Подушная подать была заменена поземельным налогом .Отмена подушной и оброчной податей не облегчила тяжелого экономического. положения крестьянства, к-рое оставалось основными. налогоплательщиком. Так, в 1899 владельцы собственной земли (помещики, купцы и кулаки) за 101,7 млн. дес. платили всего 20,1 млн. р. налогов (2,5 млн. р. поземельного налога и 17,6 млн. р. земских сборов). Крестьяне же за 128,5 млн. десятин надельной земли вносили в казну 173,4 млн. р. только прямых налогов (92,3 млн. р. выкупных платежей, 6,8 млн. р. поземельного налога, 28,2 млн. р. земских сборов и 46,1 млн. р. т. н. мирских сборов на содержание волостных и сельских должностных лиц). Кроме того, они продолжали нести в пользу гос-ва ряд средневековых натуральных повинностей (дорожную, подводную, по тушению пожаров и др.). Прямые налоги поглощали большую часть крестьянского бюджета. По подсчетам В. И. Ленина, в Воронежской губ. в кон. 80-х гг. подати и повинности отнимали у крестьян 70% их дохода (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 17, с. 97 (т. 15, с. 89)). Продолжали расти недоимки. В 1898 они составили к годовым окладным податным сборам для крестьян Казанской губ. - 418%, Уфимской - 397%, Самарской - 363%. К нач. 1899 общая сумма казенных недоимок с крестьян исчислялась в 116,7 млн. р. (из них 92,3 млн. р. - выкупные платежи).Тяжелым бременем на широкие нар. массы ложились косвенные налоги. В. И. Ленин писал о них: "Косвенные налоги - самые несправедливые налоги, потому что бедным гораздо тяжелее платить их, чем богатым. Богатый получает доход вдесятеро больше, чем крестьянин или рабочий, а то даже и во сто раз больше... Богатый заплатит из своего дохода меньшую долю в виде налога, чем бедный" (там же, т. 7, с. 171 (т. 6, с. 364)).