Бюджетная система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Сентября 2012 в 15:57, курс лекций

Описание работы

Первым источником поступлений в княжескую казну на Руси была дань, которую собирал князь с подвластных земель. Дань имела натуральную форму и собиралась в виде скота, мехов, меда, воска, продовольствия.

Работа содержит 1 файл

Лекции.doc

— 735.00 Кб (Скачать)

Первый уровень составляет Бюджетный Кодекс РФ.

Второй представлен федеральными и субфедеральными законами и нормативными актами органом местного самоуправления.

Третий - постановлениями и распоряжениями Правительства РФ, Правительств субъектов РФ и нормативными актами органов местного самоуправления.

Четвертый - правовыми актами Министерства финансов РФ и других федеральных ведомств, а также нормативными актами субъектов нижестоящего уровня.

Акты бюджетного законодательства не имеют обратной силы и применяются к отноше­ниям, возникающим после введения их в действие, если иное не предусмотрено БК РФ или федеральным законом.

До 1991 года бюджетная система страны была централизованной. Все бюджеты на территории Советского Союза находили отражение в Государственном бюджете СССР, который включал союзный бюджет автономных республик, бюджеты краев и областей, бюджеты городов республиканского подчинения. Начиная с сельских и поселковых бюджетов, все бюджеты по вертикальному принципу последовательно объединялись в государственном бюджете. Таким образом, бюджетная система СССР насчитывала свыше 53 тысяч бюджетов. Единство этой системы обеспечивалось единым планом экономического и социального развития, всей экономической системой СССР.

Становление российской бюджетной системы совпало с началом радикальной экономической реформы и предопределило пересмотр концепции бюджетного устройства России в направлении его значительной децентрализации.

Построение и развитие современной бюджетной системы в РФ обеспечивалось принятием ряда законодательных актов, предусматривающих правовые основы её построения на принципах демократизации и усиления территориальных подходов. Основными документами, регламентирующими функционирование всей бюджетной системы страны, являются: Конституция РФ, Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98 г. №145-ФЗ (ред. от 27.12.2009 года), Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.98 г. №146-ФЗ (ред. от 29.12.2009 г.), Налоговый кодекс (часть вторая) от 5 августа 2000 г. № 118-ФЗ (ред. от 27.12.2009 г.), принимаемый ежегодно Федеральный закон «О Федеральном бюджете на .... год», а также налоговое законодательство РФ, постановления Правительства РФ, законодательные акты субъектов РФ.

Бюджетный кодекс - это свод законодательство о функционировании и развитии бюджетной системы РФ, обеспечивающий финансовое регулирование бюджетных отношений, устанавливающий общие принципы бюджетного законодательства, правовые основы функционирования бюджетов различных уровней, правовое положение субъектов бюджетных отношений, порядок регулирования межбюджетных отношений, определяющий основы бюджетного процесса, основания и виды ответственности за нарушение бюджетного законодательства,

Не все страны мира имеют бюджетный кодекс. Многие ограничиваются принятием законов по различным вопросам бюджетных правоотношений.

Необходимость его принятия в РФ была обусловлена:

                  устареванием ранее действующего бюджетного законодательства и несоответствием его Конституции РФ;

                  отсутствием норм, регламентирующих процесс исполнения бюджетов и контроля за его исполнением;

                  изменением принципов организации межбюджетных отношений;

                  необходимостью установления ответственности участников бюджетного процесса за неполное и несвоевременное финансирование, нецелевое использование бюджетных средств, невозврат бюджетных ссуд и др.

Бюджетные правоотношения включают:

                                                                                                   отношения, складывающиеся в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и бюджетов государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирование государственного и муниципального долга;

                                                                                                   отношения, возникающие в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения и исполнения бюджетов, контроля за их реализацией.

Бюджетные правоотношения относятся к области публичного права, они определяют бюджетные права каждого из субъектов этих правоотношений. Нормы гражданского права в сфере бюджетных правоотношений не действуют.

Компетенция органов государственной власти в области организации бюджетных правоотношений определена ст. 7 БК РФ.

Бюджетный кодекс РФ устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства.

Указы Президента РФ регулируют бюджетные отношения, возникающие в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов, осуществления государственных и муниципальных заимствований, регулирования государственного и муниципального долга, а также отношения, связанные с процессом составле­ния, рассмотрения проектов бюджетов, утверждения, исполнения бюджетов и контроля за их исполнением.

Правительство РФ принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, которые не могут противоречить бюджетному кодексу. Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные отношения, в пределах своей компетенции.

Органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления принимают нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.

Если правовые акты, принятые соответствующими органами власти, противоречат законам РФ, то действуют правила, изложенные в законодательных актах РФ.

Если международными договорами РФ установлены другие правила, чем предусмотренные бюджетным законодательством РФ, то применяются правила международных договоров. Эти правила применяются к бюджетным отношениям международной практики непосредственно, кроме случаев, оговоренных другими договорами.

Бюджетное право РФ представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих бюджетное устройство, бюджетные отношения и бюджетный процесс на всех этапах формирования, регулирования и исполнения бюджетов, как это показано выше и подробно раскрывается далее.

2. Ответственность органов власти за нарушение бюджетного законодательства

 

Традиционно при регулировании отношений, связанных с бюджетным процессом, предусматривается ответственность за нецелевое использование бюджетных средств, выделенных на возвратной или безвозвратной основе и несвоевременное зачисление и перечисление бюджетных средств.

Бюджетным кодексом РФ законодательно закреплены основания применения мер  принуждения за нарушение бюджетного законодательства:

• неисполнение закона о бюджете;

• нецелевое использование бюджетных средств;

• неперечисление или неполное перечисление или несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям бюджетных средств;

• несвоевременное зачисление бюджетных средств на счета получателей бюджетных средств;

• несвоевременное предоставление отчетов и других сведений, связанных с исполнением бюджета;

• несвоевременное доведение до получателей бюджетных средств уведомлений о бюджетных ассигнованиях и лимитах бюджетных обязательств;

• несоответствие бюджетной росписи закону о бюджете;

• несоответствие уведомлений о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств утвержденным расходам и бюджетной росписи;

• несоблюдение обязательности зачисления доходов бюджета, доходов бюджетов внебюджетных фондов и иных поступлений в бюджет соответствующих уровней бюджетной системы;

• несвоевременное исполнение платежных документов на перечисление средств, подлежащих зачислению на счета бюджета и счета внебюджетных фондов;

• несвоевременное предоставление проектов бюджетов и отчетов об исполнении бюджетов;

• отказ подтвердить принятые бюджетные обязательства, кроме оснований, установленных Бюджетным кодексом РФ;

• несвоевременное подтверждение бюджетных обязательств и несвоевременное осуществление платежей по подтвержденным бюджетным обязательствам;

• финансирование расходов, не включенных в бюджетную роспись;

• финансирование расходов в размерах, превышающих размеры, включенные в бюджетную роспись;

• несоблюдение нормативов финансовых затрат на оказание государственных и муниципальных услуг;

• несоблюдение предельных размеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга и расходов на его обслуживание, утвержденных Бюджетным кодексом РФ;

• открытие счетов бюджета в кредитных организациях при наличии на соответствующей территории отделений Банка России;

• иные основания в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и федеральными законами.

За нарушение бюджетного законодательства Бюджетным кодексом РФ предусмотрены следующие санкции:

• предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;

• блокирование расходов;

• изъятие бюджетных средств;

• приостановление операций по счетам в кредитных организациях;

• наложение штрафов;

• начисление пеней.

Правом применения санкций обладают руководители органов Федерального казначейства, которым предоставлено право:

• списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, используемых не по целевому назначению;

• списывать в бесспорном порядке суммы бюджетных средств, подлежащих возврату в бюджет, срок возврата которых истек;

• списывать в бесспорном порядке суммы процентов (платы) за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, срок уплаты которых истек;

• взыскивать в бесспорном порядке пени за несвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратной основе, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной основе, в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

• выносить предупреждение руководителям органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и получателям бюджетных средств о ненадлежащем исполнении ими бюджетного процесса;

• составлять протоколы, являющиеся основанием для наложения штрафов;

• взыскивать в бесспорном порядке пени с кредитных организаций за несвоевременное исполнение платежных документов на зачисление или перечисление бюджетных средств в размере одной трехсотой действующей ставки рефинансирования Банка России за каждый день просрочки;

• приостанавливать операции по счетам в кредитных организациях сроком до одного месяца.

 

3. Сущность бюджетного федерализма. Межбюджетные отношения.

 

Под федерализмом понимается способ государственного управления, при котором органично сочетаются интересы всего государства с интересами отдельных его частей, обеспечивается единство и целостность страны при соблюдении самостоятельности территорий в решении вопросов, включенных в их компетенцию.

Федеративное устройство России, разграничение прав и полномочий между центром и субъектами Федерации являются предпосылкой финансово-бюджетного федерализма. Финансово-бюджетный федерализм основан на разделении полномочий между центральными органами власти, властями субъектов Федерации и органами местного самоуправления в области финансов, в частности, в бюджетной сфере.

Бюджетный федерализм можно определить как способ построения бюджетных отношений между федеральной властью и властями национально-государственных и административно-территориальных подразделений по поводу оптимального, научно обоснованного формирования доходов бюджетов каждого уровня и финансирования расходов, осуществляемых из них.

К основным принципам бюджетного федерализма относят:

                       единство общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории страны;

                       сочетание интересов народов многонациональной федерации при формировании и осуществлении бюджетной политики государства;

                       сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, распределении расходов и доходов в процессе бюджетного регулирования;

                       высокую степень самостоятельности органов власти каждого уровня в организации бюджетного процесса;

                       участие субъектов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения.

Взаимосвязи звеньев бюджетной системы РФ реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых заложены принципы бюджетного федерализма. Необходимость реформирования системы межбюджетных отношений в России возникла с провозглашением 12 июня 1990 г. Декларации о государственном суверенитете РФ, подписанием Федеративного договора 31 марта 1993 г. и принятием новой Конституции 12 декабря 1993 г., которая закрепила преобразование России в подлинное федеративное государство. Новая организация межбюджетных отношений между органами государственной власти федерации и ее субъектами должна была отвечать федеративным принципам формирования вертикальной структуры государства, являться одним из главных условий упрочения российской государственности, укрепления целостности экономического и правового пространства страны и преодоления социально-экономического кризиса.

Информация о работе Бюджетная система Российской Федерации