Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2011 в 00:07, контрольная работа
Цель исследования - исследовать бюджетную систему Российской Федерации, принципы ее построения и разработка мероприятий по совершенствованию бюджетной системы.
Поставленная цель предопределила постановку и решение следующих задач:
исследовать основные черты бюджетной системы Российской Федерации;
рассмотреть принципы построения бюджетной системы;
исследовать отдельные звенья (уровни) бюджетной системы;
выявить проблемы бюджетной системы РФ.
Главным направлением использования средств местных бюджетов являются расходы, связанные с жизнеобеспечением человека. Это расходы на социально-культурные мероприятия, составляющие более половины всех расходов, и на жилищно-коммунальное хозяйство – примерно треть всех расходов.
Одним
из главных направлений
В
приложении 5 и 6 приводятся доходы и расходы
местного бюджета РФ.
В соответствии с Бюджетным кодексом вне федерального бюджета образуются государственные фонды денежных средств, управляемые органами государственной власти РФ и предназначенные для реализации конституционных прав граждан:
Государственные внебюджетные фонды создаются на базе соответствующих актов высших органов власти, в которых регламентируется их деятельность, указываются источники формирования, определяются порядок и направления использования денежных фондов. [19, стр. 209]
Внебюджетные фонды представляют собой составную часть финансовой системы РФ и обладают рядом особенностей:
Внебюджетные
фонды – это форма
Согласно Закону РФ «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных фондов» от 15 апреля 1993 г. № 4807-1 представительный орган власти был вправе принимать решение об образовании целевого внебюджетного фонда, средства которого формируются за счет добровольных взносов и пожертвований на соответствующие цели – сумм штрафов за нарушение правоохранительного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный при этом ущерб; сумм штрафов за порчу и утрату объектов историко-культурного наследия, компенсирующих причиненный при этом ущерб платежей; иных доходов внебюджетных фондов в соответствии с законодательством.
Начиная
с 1992 г. В РФ создано и действует
большое количество внебюджетных фондов.
В зависимости от уровня управления внебюджетные
фонды подразделяются на государственные
(федеральные) и региональные; по целевому
назначению – на экономические и социальные.
Общее число федеральных внебюджетных
фондов – 40, из них основные социальные
фонды: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального
страхования РФ, Фонд обязательного медицинского
страхования. К экономическим относятся
Российский фонд технологического развития
и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР,
финансовые фонды поддержки отраслей,
фонды финансового регулирования, инвестиционные
фонды и др. [19, стр. 215]
СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимодействуют в рамках межбюджетных отношений.
Межбюджетные отношения – это отношения между органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления, связанные с формированием и исполнением соответствующих бюджетов. [1, ст. 129]
Межбюджетные отношения основываются на следующих принципах:
Исходя из этих принципов, можно сказать, что в основе межбюджетных отношений в России лежит бюджетный федерализм. В строго научном смысле теории бюджетного федерализма, равно как и канонического определения не существует.
Бюджетный федерализм является формой организации бюджетных отношений, позволяющей органично сочетать фискальные интересы федерации, субъектов федерации и муниципальных образований в условиях реальной самостоятельности всех бюджетов, входящих в бюджетную систему. [16, стр. 10] К его основным принципам относятся:
В Российской Федерации указанные принципы реализуются не в полной мере. Сохраняется высокая степень централизации бюджетных ресурсов на федеральном уровне, самостоятельность подавляющего большинства региональных и местных бюджетов носит формальный характер. В последние годы чрезвычайно быстрыми темпами растут расходы этих бюджетов за счет передачи расходных полномочий на региональный и местный уровень без адекватной передачи доходных источников. Это ведет не к сбалансированности большинства местных бюджетов, росту их дефицитов, и муниципального долга. Сохраняется очень высокой доля межбюджетного перераспределения средств через различные формы (дотации на выравнивание уровня минимальной бюджетной обеспеченности, субвенции, взаимные расчеты и др.). При этом механизм финансовой поддержки регионов и муниципальных образований имеет ряд существенных недостатков:
В
целях преодоления указанных
недостатков и
Решение
этих задач предъявляет высокие
требования к качеству бюджетного законодательства,
определяющего основы взаимоотношений
между бюджетами разных уровней. Четкое
разграничение прав, полномочий и выполняемых
органами власти и органами местного самоуправления
функций, определение ответственности
за выполнение своих обязательств в бюджетном
процессе, создание механизма реальной
судебной защиты бюджетных прав региональных
органов власти и органов местного самоуправления,
законодательное закрепление механизмов
предоставления финансовой помощи являются
необходимыми условиями эффективного
функционирования бюджетной системы РФ
на принципах бюджетного федерализма.
[14, стр. 18]
Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства. Бюджетная политика на очередной финансовый год определяется Бюджетным посланием Президента РФ, направляемом Федеральному Собранию в начале (не позднее марта) предшествующего года. [11, стр. 16]
В «Основных направлениях бюджетной и налоговой политики на 2009 и на период 2010 - 2011 годы» главный акцент сделан на задаче обеспечения сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, усиление ее роли в стимулировании долгосрочного роста экономики и повышении уровня жизни населения, ускорения инновационного развития страны и формирования устойчивого механизма пенсионного обеспечения на длительную перспективу.
В соответствии с бюджетной стратегией Минфина предусматривается, что расходы бюджетной системы в реальном исчислении (с учетом инфляции) будут возрастать, а их доля в ВВП будет сокращаться в среднем 0,18 % за год. В рамках бюджетной системы намечено увеличение роли региональных бюджетов с сокращением федеральной доли в расходах (на 0,25 % за год).
То есть в среднесрочном и долгосрочном плане предполагается сохранение существующей модели бюджетной политики, исходящей из необходимости сокращения доли государственных расходов в ВВП. Это обосновывается стремлением обеспечить сбалансированность бюджетной системы и поддержать темпы роста. Однако вызывает сомнение, что такой подход позволит в полной мере реализовать задачу коренной модернизации экономики и использовать такие факторы экономического роста, как стимулирование инвестиций и увеличение денежных доходов населения. [11, стр. 17]
Так как наиболее важными направлениями бюджетной политики являются сбор бюджетных доходов, выполнение бюджетных обязательств, управление бюджетным дефицитом и государственным долгом, то и эффективность всей бюджетной политики может быть оценена по результативности деятельности органов исполнительной власти в указанных направлениях. Состояние государственных финансов оказывает весьма сильное воздействие на реальную экономику, поэтому динамика основных макроэкономических показателей также может выступать одним и критериев успешности варианта осуществляемой бюджетной политики. [19, стр. 46]
В качестве критериев эффективности бюджетной политики можно предложить следующие: