Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Марта 2013 в 18:24, доклад
Бюджет это система отношений, которая опосредствует процесс образования и использования централизованного фонда денежных средств государства. Именно это свидетельствует о том, что бюджет является экономической категорией, которая выражает две стороны финансовых отношений - государство с одной стороны и юридические и физические лица с другой.
Бюджетная система и бюджетный процесс.
1. Социально
экономическая сущность и
1) Сущность бюджета
Бюджет это система отношений,
которая опосредствует процесс
образования и использования
централизованного фонда
Бюджетный кодекс так определяет бюджет:
Бюджет это форма образования
и использования денежных средств,
предназначенных для
По материальному содержанию бюджет
является формой образования и использования
централизованного фонда
По социально-экономической сущности бюджет выступает как орудие перераспределения национального дохода.
Бюджет выступает важнейшей
финансовой категорией, и как финансовая
категория бюджет выражает совокупность
денежных отношений между различными
субъектами воспроизводства в процессе
формирования и использования основного
централизованного фонда
Этот фонд дает возможность регулировать пропорции и преодолевать периодически возникающие в процессе производства диспропорции.
Бюджет тесно взаимодействует со всеми сферами и звеньями финансовой системы.
Как важнейший финансовый план бюджет обусловлен тем, что бюджет утверждается как закон. Бюджет увязан со всеми финансовыми планами юридических и физических лиц через налоговую систему.
Бюджет обеспечивает распределение и перераспределение ВВП.
Бюджет связан с кредитной системой и со всеми кредитными планами, поскольку бюджет тесно взаимодействует с ЦБ.
Бюджет занимает центральное место в финансовой системе. Во-первых, на него приходится значительная доля ресурсов страны. Федеральный бюджет осуществляет финансирование внешнеэкономической деятельности. Бюджет выступает главным инструментом финансового контроля за формированием и использованием всех финансовых ресурсов страны.
Бюджет выступает мощным рычагом регулирования экономики. С его помощью государство управляет экономическим процессами. Необходимость регулирования через бюджет вытекает из особенностей самого процесса производства, т.к. производство должно регулироваться.
2) Функции бюджета:
1. Перераспределительная. Эта функция включает две стороны. Первая - это мобилизация средств. Вторая сторона - это использование мобилизованных средств. Бюджет вынужден осуществлять перераспределение материальных ценностей между двумя сферами - сферой материального производства и сферой нематериального производства. Необходимость этой функции также связана с неравномерностью развития отраслей хозяйства, неравномерностью распределения по территориям и отсутствием социального равенства. Особенность этой функции состоит в следующем:
1. Одна и та же часть
2. Масштабность движения
3. Распределение через бюджет идет не в порядке первичного распределения, а в порядке вторичного перераспределения.
Регулирование и стимулирование экономики. Государство с помощью бюджета осуществляет прямое и косвенное влияние на процесс производства.
4) Социальная функция.
5. Контрольная функция. Вообще некоторые функции финансов и бюджета перекликаются, т.к. бюджет - основное звено финансовой системы.
2. Бюджетная система России, ее особенности и структура.
Бюджетная система РФ - совокупность бюджетов всех уровней и государственных внебюджетных фондов, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права. Она состоит из бюджетов трех уровней:
- I уровень - федеральный
бюджет и бюджеты
- II уровень - бюджеты субъектов
РФ и бюджеты территориальных
государственных внебюджетных
- III уровень - местные бюджеты.
Помимо вышеперечисленных видов бюджетов существует еще консолидированный бюджет, который представляет собой свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории. Например, консолидированный бюджет РФ включает в себя федеральный бюджет плюс бюджеты субъектов Российской Федерации.
Бюджетная система РФ построена на основе следующих принципов:
1. Принцип единства бюджетной
системы, который
2. Принцип разграничения
доходов и расходов между
3. Самостоятельность бюджетов
всех уровней, выражающаяся в
наличии у каждого бюджета
своих источников доходов, в
праве каждого бюджета
4. Принцип сбалансированности
бюджета означает, что объем расходов
должен быть равен объему
5. Принцип эффективного
и экономного использования
6. Принцип достоверности
бюджета означает надежность
показателей бюджетов, их адекватность
существующему экономическому
7. Принцип полноты отражения
доходов и расходов бюджетов
означает необходимость их
8. Принцип гласности, т.е.
необходимость публикации
9. Принцип адресности
и целевого характера
3. Бюджетная классификация.
Основным методологическим документом, на основе которого составляются и исполняются бюджеты, является бюджетная классификация.
Бюджетная классификация - это группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также источников покрытия дефицита этих бюджетов с присвоением объектам классификации группировочных кодов. Такая классификация является единой для бюджетов всех уровней и утверждается федеральным законом. Она имеет важное значение, так как используется:
- для составления, утверждения
и исполнения бюджета;
- контроля за выделением и использованием
бюджетных средств;
- обеспечения сопоставимости показателей
бюджетов всех уровней;
- составления консолидированных бюджетов
всех уровней.
Министерство финансов РФ утвердило "Указания о порядке применения бюджетной классификации РФ". По новой бюджетной классификации госбюджет состоит из четырех блоков: "доходы", "расходы", "финансирование бюджета" и "государственный долг".
4. Содержание
и участники бюджетного
1) Содержание бюджетного процесса включает:
2) Участниками бюджетного процесса РФ являются:
1) Сущность кредита
В современной экономической
На практике кредитные отношения представляют
собой передачу в пользование материальных
ценностей в денежной или товарной форме
на условиях возвратности, срочности и
платности, что осуществляется в виде
конкретных кредитных сделок, формы и
условия которых отличаются значительным
многообразием.
Сущность же кредита всегда устойчива
и неизменна: кредит – это экономические
отношения между кредитором и заемщиком
по поводу возвратного движения стоимости
в товарной или денежной форме.
Субъектами кредитных отношений являются
кредитор и заемщик. Ими могут быть любые
юридически самостоятельные лица и дееспособные
граждане, которые в состоянии нести материальную
ответственность по обязательствам кредитной
сделки.
Кредитор — это субъект кредитных отношений,
передающий стоимость во временное пользование,
а заемщик – субъект, получающий кредит
и обязанный возвратить его в установленный
срок. В рамках кредитных отношений они
могут меняться ролями: кредитор может
стать заемщиком, а заемщик — кредитором.
Для современного уровня развития товарно-денежных
отношений характерно также одновременное
функционирование субъектов в качестве
и кредиторов, и заемщиков. Так, например,
банки в одно и то же время на протяжении
всей своей деятельности являются и кредиторами,
и заемщиками.
Объектом кредитной сделки выступает
ссуженная стоимость, то есть стоимость
в денежной или товарной форме, которую
кредитор передает во временное пользование
заемщику.
2) Функции кредита
В современных условиях кредит выполняет
две основные функции: перераспределительную
и функцию замещения наличных
денег кредитными операциями.
Назначение кредита в перераспределительной
функции заключается в том, что с его помощью
временно свободные средства в денежной
или товарной форме, принадлежащие одним
экономическим субъектам, передаются
во временное пользование других экономических
субъектов на условиях возвратности, срочности
и, как правило, платности.
Назначение кредита в функции замещения
наличных денег кредитными операциями
заключается в создании на его основе
платежных средств, использование которых
приводит к экономии издержек обращения.
Данная функция связана со спецификой
современной организации денежного оборота,
т.е. преобладанием безналичной формы
расчетов. Предоставление кредита осуществляется
главным образом через банки. Помещая
и храня деньги в банке, клиент тем самым
вступает с ним в кредитные отношения
и, кроме того, создает условия для замены
наличных денег в обороте кредитными операциями
в виде записей по банковским счетам. Становится
возможным осуществление безналичных
расчетов и предоставление кредитов в
безналичном порядке.
3) Принципы кредитования
К основным принципам кредитования
относят срочность и
Срочность и возвратность означают,
что кредит, предоставляемый
Целевой характер кредита, его назначение
определяет, прежде всего, кредитополучатель,
однако и банк при выделении кредита исходит
из его назначения, из конкретного объекта
кредитования, из конкретного проекта.
Соблюдение принципа целевого направления
кредита обеспечивает его возвратность
в установленные сроки, так как эти сроки
рассчитаны на выполнение определенных
хозяйственных операций.
Принцип материальной обеспеченности
кредитования означает, что кредитополучатель
должен осуществить прокредитованный
проект, приобрести те товарно-материальные
ценности или осуществить затраты, под
которые выдан кредит. Однако на практике
зачастую в момент предоставления кредита
ему не противостоят конкретные товарно-материальные
ценности, затраты. Такие кредиты, например,
выдаются под будущие затраты по производству
продукции, развитию коммерческой деятельности,
предпринимательства и др. Здесь в качестве
обеспечения возврата кредитов могут
приниматься залог имущества, гарантия,
поручительство, страховое свидетельство
о страховании ответственности за непогашение
кредитов и др.